Конспект урока музыки "В каждой мимолетности вижу я миры"
Конспект урока музыки "В каждой мимолетности вижу я миры"
Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "В каждой мимолетности вижу я миры". Раздел II полугодия: "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: воспитание чувства стиля, введение учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "В каждой мимолетности вижу я миры" »
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки
в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока:
«В каждой мимолетности вижу я миры».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Цель: воспитание чувства стиля, введение учащихся в образный мир произведений
С. Прокофьева и М. Мусоргского.
Задачи:
знакомство с творчеством С. Прокофьева и М. Мусоргского;
расширить и углубить понятие своеобразия их творчества;
развивать у детей образное восприятие музыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Знать о своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов Прокофьева и М. Мусоргского.
Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10). М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва реке», «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов».
Художественный материал:
Картины Василия Кандинского «Музыкальная увертюра», «Казаки»
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний. (Слайд 3)
Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встретились на прошлом уроке. (Ответы уч-ся) Мы с вами разбирали произведения разных искусств, и пришли к выводу, что все произведения по-своему раскрывают отношение художников о подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества.
Формулирование темы урока.
Откройте учебник на странице 150 и прочтите тему урока.
(Слайд 4)«В каждой мимолётности вижу я миры».
Как вы думаете, о чем пойдет речь? А кто скажет, что такое мимолетность? Мимолетность – это мгновенное впечатление, внезапный отклик на какое-либо явление жизни или эмоциональное состояние.
Планирование деятельности (Слайд 5).
Составьте план, работы на уроке. Страницы 150 - 153. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
чтение стихотворения К. Бальмонта;
познакомиться с пьесами №1, № 10 из цикла «Мимолетности» Прокофьева;
анализировать и сравнивать пьесы Прокофьева;
слушание произведений Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».
«Мимолётности» - так назвал цикл фортепианных миниатюр С. Прокофьев. (Слайд 6) Сергей Прокофьев (1891-1953) русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Композитор запечатлел просто и изобретательно пестрый хоровод разнообразных картинок-образов. Среди этих пьес есть беспокойные, драматические, фантастические, лирические, шутливые. Для их создания стали стихи поэта К. Бальмонта – современника Прокофьева. (Слайд 7) Прочтите их. (Чтение)
Я не знаю мудрости годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову мечтателей... Вас я не зову!
(Слайд 8) Цикл «Мимолетности» состоит из 20 пьес, написанных Сергеем Прокофьевым между 1915 и 1917 годами. Премьера состоялась 15 апреля 1918 года в Петрограде. Сейчас мы послушаем две «Мимолетности» №1 и №10 и попробуем сравнить их между собой.
Слушание «Мимолетность №1, №10»
В пьесе №1 музыка тихая и задумчивая, неторопливое движение, игра высокого и низкого регистров. В ниспадающих повествовательных мелодических попевках слышится русская интонация. Музыка этой «Мимолетности» напоминает мечтательные, таинственно0сказочные темы Золушки.
Пьеса №10 имеет шутливый, насмешливый характер. В ней танцевальные, упругие ритмы, изломы мелодии, взлетающие вверх и вниз пассажи, акценты, контрасты динамики. Эффект забавности усиливается благодаря неизменной ровности аккомпанемента.
Давайте сравним эти пьесы с картинами художника Василия Кандинского. (Слайд 9) Кандинский - русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий. В книге «О духовном в искусстве» он писал: «Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль». Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша приводит в вибрацию человеческую душу…». Всмотритесь и вслушайтесь в картины Кандинского «Музыкальная увертюра», и «Казаки». Как они звучат? (Слайд 10)
Какое впечатление на вас произвели эти произведения?
В чём вы видите перекличку средств выразительности музыки и живописи?
В музыке «Мимолетностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.
(Слайд 11) Музыкальная живопись Мусоргского.
Великий русский композитор М. Мусоргский писал музыку в разных жанрах: музыкальные пейзажи, сказочные портреты, бытовые картинки. (Слайд 12) Сейчас мы послушаем одно из самых прекрасных живописных произведений Мусорского это вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Опера открывается светлым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Послушайте и скажите какие картины «нарисовала» в вашем воображении эта музыка? Какие особенности музыкального языка раскрывают замысел композитора?
Слушание вступления к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке».
(Ответы уч-ся)
Прочитайте на странице 152, как отзывался об этой музыке Д. Кабалевский (чтение).
Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки", колоритные и изобретательные миниатюры. «Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним из сюжетов художника Виктора Гартмана (Слайд 13). Выставка его картин была организована друзьями художника уже после его смерти, которую посетил Мусоргский, что послужило толчком к созданию сюиты.
Мусоргский «изобрел» совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и поскольку по выставке обычно гуляют, он назвал это вступление «Прогулкой». (Слайд 14).
Давайте послушаем и побеседуем: какие особенности музыки вы можете выделить в этой теме?
Слушание.
А теперь послушаем интерпретацию музыки Мусоргского французским композитором-импрессионистом М. Равелем, сделавшим оркестровое переложение «картинок с выставки».
Слушание.
Беседа по сравнению произведений.
Послушайте еще несколько фрагментов из сюиты. Какие музыкальные образы нарисовал композитор? Определите их выразительность и изобразительность.