kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "В каждой мимолетности вижу я миры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "В каждой мимолетности вижу я миры". Раздел II полугодия: "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: воспитание чувства стиля, введение учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "В каждой мимолетности вижу я миры" »

МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки

в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.



Тема урока:

«В каждой мимолетности вижу я миры».


















































Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.




г. Удомля




Цель: воспитание чувства стиля, введение учащихся в образный мир произведений

С. Прокофьева и М. Мусоргского.



Задачи:

  • знакомство с творчеством С. Прокофьева и М. Мусоргского;

  • расширить и углубить понятие своеобразия их творчества;

  • развивать у детей образное восприятие музыки.



Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

  • Знать о своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов Прокофьева и М. Мусоргского.

  • Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов.



Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10). М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва реке», «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов».


Художественный материал:

Картины Василия Кандинского «Музыкальная увертюра», «Казаки»













Ход урока.

I. Организационная часть.

II. Основная часть.


1. Актуализация знаний. (Слайд 3)

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встретились на прошлом уроке. (Ответы уч-ся) Мы с вами разбирали произведения разных искусств, и пришли к выводу, что все произведения по-своему раскрывают отношение художников о подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества.

  1. Формулирование темы урока.

Откройте учебник на странице 150 и прочтите тему урока.


(Слайд 4) «В каждой мимолётности вижу я миры».


Как вы думаете, о чем пойдет речь? А кто скажет, что такое мимолетность? Мимолетность – это мгновенное впечатление, внезапный отклик на какое-либо явление жизни или эмоциональное состояние.


Планирование деятельности (Слайд 5).

Составьте план, работы на уроке. Страницы 150 - 153. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • чтение стихотворения К. Бальмонта;

  • познакомиться с пьесами №1, № 10 из цикла «Мимолетности» Прокофьева;

  • анализировать и сравнивать пьесы Прокофьева;

  • слушание произведений Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».

«Мимолётности» - так назвал цикл фортепианных миниатюр С. Прокофьев. (Слайд 6) Сергей Прокофьев (1891-1953) русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Композитор запечатлел просто и изобретательно пестрый хоровод разнообразных картинок-образов. Среди этих пьес есть беспокойные, драматические, фантастические, лирические, шутливые. Для их создания стали стихи поэта К. Бальмонта – современника Прокофьева. (Слайд 7) Прочтите их. (Чтение)

Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!

(Слайд 8) Цикл «Мимолетности» состоит из 20 пьес, написанных Сергеем Прокофьевым между 1915 и 1917 годами. Премьера состоялась 15 апреля 1918 года в Петрограде. Сейчас мы послушаем две «Мимолетности» №1 и №10 и попробуем сравнить их между собой.

Слушание «Мимолетность №1, №10»

В пьесе №1 музыка тихая и задумчивая, неторопливое движение, игра высокого и низкого регистров. В ниспадающих повествовательных мелодических попевках слышится русская интонация. Музыка этой «Мимолетности» напоминает мечтательные, таинственно0сказочные темы Золушки.

Пьеса №10 имеет шутливый, насмешливый характер. В ней танцевальные, упругие ритмы, изломы мелодии, взлетающие вверх и вниз пассажи, акценты, контрасты динамики. Эффект забавности усиливается благодаря неизменной ровности аккомпанемента.

Давайте сравним эти пьесы с картинами художника Василия Кандинского. (Слайд 9) Кандинский - русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий. В книге «О духовном в искусстве» он писал: «Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль». Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша приводит в вибрацию человеческую душу…». Всмотритесь и вслушайтесь в картины Кандинского «Музыкальная увертюра», и «Казаки». Как они звучат? (Слайд 10)

Какое впечатление на вас произвели эти произведения?

В чём вы видите перекличку средств выразительности музыки и живописи?

В музыке «Мимолетностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.

(Слайд 11) Музыкальная живопись Мусоргского.

Великий русский композитор М. Мусоргский писал музыку в разных жанрах: музыкальные пейзажи, сказочные портреты, бытовые картинки. (Слайд 12) Сейчас мы послушаем одно из самых прекрасных живописных произведений Мусорского это вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Опера открывается светлым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Послушайте и скажите какие картины «нарисовала» в вашем воображении эта музыка? Какие особенности музыкального языка раскрывают замысел композитора?

Слушание вступления к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке».

(Ответы уч-ся)

Прочитайте на странице 152, как отзывался об этой музыке Д. Кабалевский (чтение).

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки", колоритные и изобретательные миниатюры. «Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним из сюжетов художника Виктора Гартмана (Слайд 13). Выставка его картин была организована друзьями художника уже после его смерти, которую посетил Мусоргский, что послужило толчком к созданию сюиты.

Мусоргский «изобрел» совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и поскольку по выставке обычно гуляют, он назвал это вступление «Прогулкой». (Слайд 14).

Давайте послушаем и побеседуем: какие особенности музыки вы можете выделить в этой теме?

Слушание.

А теперь послушаем интерпретацию музыки Мусоргского французским композитором-импрессионистом М. Равелем, сделавшим оркестровое переложение «картинок с выставки».

Слушание.

Беседа по сравнению произведений.

Послушайте еще несколько фрагментов из сюиты. Какие музыкальные образы нарисовал композитор? Определите их выразительность и изобразительность.


Слушание: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов». (Слайд 15, 16).

(Ответы уч-ся).


III. Подведение итогов.


- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 17)

(Ответы уч-ся)

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "В каждой мимолетности вижу я миры"

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210563


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства