kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки в 3 классе К.Глюк «Орфей и эвридика».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки  в 3 классе (3 четверть) по теме « Опера «Орфей и Эвридика» Х. Глюк    является вторым  в разделе  «В музыкальном театре». Учащиеся вновь встретятся с резко контрастными образами добра и зла – Орфея и фурий (злых ведьм мрачного царства Аида), познакомятся с мифом об Орфее. В основе переживаний человека – любовь, утраты, потери, стремление к счастью, добру, справедливости. Зло в любую эпоху, в любой стране узнаваемо, ему всегда противостоит могучее доброе светлое начало. Музыка написана 250 лет назад, современна, созвучна нашим чувствам и мыслям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе К.Глюк «Орфей и эвридика».»

ОПЕРА К. ГЛЮКА «ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА»


Вид урока: Комбинированный.


Технологии, применяемые на уроке:

  1. Технология ИКТ

  2. Технология критического мышления

  3. Игровые технологии

  4. Методика реализации межпредметных связей


Цель: расширение кругозора учащихся, познакомить с понятиями: «опера» и «рок-опера».


Задачи:

  1. Развитие умения логического рассуждения, анализа, обобщения

  2. Развитие навыков слухового восприятия информации

  3. Укрепление связей с ранее пройденным материалом

  4. воспитывать позитивное отношение классическому музыкальному и литературному наследию



Музыку можно изучать по-разному.

Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться понимать их и восхищаться их звучанием.

Можно изучать творчество великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть каким огромным трудом создаётся даже самая лёгкая и весёлая музыка.

Можно осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах.

Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка.


(ЭТО ОДИН ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА, ИСКУССТВА ЗВУКА


На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг.  Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы.


Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит?
Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.

  • Есть еще звуки речи из которых складываются слова.

Но самые интересные - это МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ

(пение, игра на музыкальных инструментах)



А ОТКУДА ЖЕ ПОЯВИЛОСЬ САМО СЛОВО «МУЗЫКА»?


Слово "Музыка" происходит от греческого и обозначает буквально "искусство муз". В древнегреческой мифологии музы - это богини, покровительницы искусства и наук.


Олимпийские музы - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов. Они покровительницы певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, относятся к ним в целом доброжелательно и ласково, наделяют их убедительным словом, дают людям искусства власть над человеческой душой; воспевают законы и славят добрые нравы богов.


Всего их девять:


1. КАЛЛИОПА муза эпической поэзии и науки


2.КЛИО - муза истории


3.МЕЛЬПОМЕНА - муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства.


4.ПОЛИГИМНИЯ - сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры.

6.ТЕРПСИХОРА - муза хорового пения и танца.

7.УРАНИЯ Урания - муза астрономии.

8.ЭРАТО -
9.ЭВТЕРПА -

5.ТАЛИЯ - покровительницы поэзии и комедии.

Правда среди них не нашлось ни одной, которая специально занималась бы искусством звуков. Одни считают, что муза танцев ТЕРПСИХОРА как бы по служебной обязанности должна была покровительствовать музыке, сопровождающей танцы. Другие считают – это дело ЭВТЕРПЫ, музы лирической поэзии (стихи у древних греков распевались под звуки инструментов).

В слове МУЗЫКА и сегодня слышится напоминание о далёких богах и легендах.

А с подсказкой, о какой же легенде сегодня пойдёт речь мне поможете вы сами.

Элемент соревнования

Пригласить по 2 человека с каждого ряда. Каждой паре даётся конверт с иллюстрацией, разрезанной на фрагменты. Необходимо собрать картинку по принципу пазлов с названием «ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА»



Пока они собирают пазлы, провести викторину.



СЛАЙД 5

ПОМОГИ ГНОМУ ОТГАДАТЬ ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА (испольуй подсказку на клавиатуре)







ОТВЕТЫ: домино, репа,

мимоза, коля, фасоль, ситец



Если вы обратили внимание, мы назвали все семь нот, которые существуют в музыке. Повторите их.

ДО, РЕ, МИ, ФА. СОЛЬ, ЛЯ, СИ.



А как обстоят дела с названием древнегреческого мифа?

Показать что получилось у тех кто складывал картинку с названием «ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА», вывести слайд на экране с такой же иллюстрацией.











Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите можно ли по ней определить, о чём этот миф? (видя в руках Орфея музыкальный инструмент ребята быстро приходят к выводу, что речь пойдёт о музыке).


А теперь вопрос посложнее. Художник на своём рисунке оставил подсказку о том, каким музыкантом был Орфей. По какой детали на рисунке можно догадаться хорошим или плохим музыкантом он был? (Лавровый венок на голове)


Как давно и где появилась эта традиция, вручение лаврового венка. Кому вручались такие венки? (Обсуждение)


К какому выводу мы пришли? ( Что Орфей был не просто хорошим, он был выдающимся музыкантом и певцом).


Так о чём же всё-таки гласит легенда? Она возвращает нас в те времена, когда сила музыки была столь велика, что могла «даже заставить луну спуститься с неба».


Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, возвеличивала любовь и оплакивала погибших. Музыка нередко бросала вызов судьбе - и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть.


Люди всегда знали эту божественную силу. Не случайно ещё во времена глубокой древности они сложили миф об Орфее – легендарном прародителе всех певцов и музыкантов. Голос Орфея покорял не только людей и природу, но даже богов. Каким был его голос, как звучала его лира, - этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея. Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературу, получившим название «МИФ ОБ ОРФЕЕ»


Рассказ по тексту из учебника 5 класса под редакцией Алеева стр. 118 готовят рассказ ученики


1 аудиозапись «легенды и мифы древней Греции» часть 1

(Окончание мифа)




Ребята, мы с вами неоднократно говорили, что литература тесно связана с каким видом искусства? (музыкой, очень много музыкальных произведений написано на различные литературные сюжеты )


Вопросы:

  1. Как вы думаете, могли ли композиторы оставить без внимания такую красивую историю?

  2. А к какому бы музыкальному жанру вы бы обратились, если бы были композитором и захотели бы написать музыкальное произведение по мифу «Орфей и Эвридика»? ( подвести к ответу «ОПЕРА». Потому что в произведении раскрываются образы различных героев, прослеживается сюжетная линия. Всё это наиболее ярко можно отобразить в таком сложном музыкальном жанре, как опера.)



Ребята, я вам сейчас открою маленькую тайну. Зарождение жанра оперы начинается именно с Орфея и Эвридики. И не случайно.


Можно задать вопрос: ПОЧЕМУ???


Орфей первый в истории человечества, можно сказать, профессиональный музыкант.

Наверно, поэтому вполне справедливо, что сюжетом для одной из первых классических опер послужил миф об Орфее и Эвридике.


Теме Орфея посвящены многие произведения искусства. Одним из наиболее выдающихся является опера Кристофа Глюка «ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА».



2 СЛУШАНИЕ:

«ЖАЛОБА ЭВРИДИКИ»


Сейчас мы послушаем инструментальную мелодию из оперы. Попробуйте проникнуться настроением этой мелодии и определить, какого героя она нам рисует. Для более точного определения настроения и образа используем словарь эстетических эмоций.


(мелодия нежная, высокая, печальная и т.д.)


Кому из героев больше всего соответствуют такие характеристики? (Эвридике).

Какие инструменты звучали? (фортепиано и флейта. Флейта похожа на жалобный голос Эвридики)

Какой инструмент солирует, а какой звучат как аккомпанемент? (солирует флейта)

Да, флейта действительно похожа на жалобный человеческий голос. Этот музыкальный фрагмент передаёт печаль Эвридики, когда она попадает в царство мёртвых, мелодию, которую мы сейчас послушали так и называется «Жалоба Эвридики».



После того как Орфей вернулся один, он так и не сумел полюбить ни одну девушку. И после его смерти по просьбе бога Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия. Оно так и называется «Созвездие Лиры»


Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что музыка нас окружает не только на земле, но и в космосе.



А мы с вами сейчас послушаем ещё один музыкальный фрагмент, попробуйте догадаться какой герой здесь изображается?


3 СЛУШАНИЕ:

«ПОТЕРЯЛ Я ЭВРИДИКУ» из рок. оперы «Орфей и Эвридика»


Какому герою принадлежит эта музыкальная партия? (Орфею)


Вы не заметили ничего необычного в этом музыкальном фрагменте?

(музыка не похожа на классическую, играют современные музыкальные инструменты, необычное вокальное исполнение и т.д.)


Молодцы, вы правильно определили, что в этой музыке изображён Орфей и заметили отличия в музыке.

Перейти к рок опере «Орфей и Эвридика»


Действительно музыка звучала по-новому.

Но на самом деле всё новое это хорошо забытое старое или видоизменённое.


«Орфей и Эвридика» живое тому подтверждение. По мотивам этого мифа

вокально-инструментальным ансамблем «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ»


была создана первая в истории рок-опера «Орфей и Эвридика».


4 «Пройти осталось полпути»



Мы с вами послушали 3 музыкальных фрагмента из классической оперы и современной рок. оперы.


ВОПРОСЫ:

Что такое опера?


Опера это музыкальный спектакль с участием певцов и коллектива музыкантов (оркестра).


А теперь давайте вспомним на какие группы делится симфонический оркестр.


А сейчас проверить ваше внимание и память мне поможет шуточная мастерская.


Раздать картинки – ребусы (1 на парту)

Нужно на картинке найти 8 музыкальных инструментов


Проверить всё на слайде


Предложить назвать инструменты изображённые на картинке.

  1. Дудка

  2. Виолончель

  3. Скрипка

  4. Гитара

  5. Гармонь

  6. Колокольчик

  7. Барабан

  8. Тарелки


МОЛОДЦЫ!!!




Мы сегодня с вами говорили о многом :


О ТОМ ЧТО МУЗЫКА НАС ОКРУЖАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ПОВСЮДУ (даже в космосе мы можем найти следы музыки,

(вспомнить созвездие Лиры),


о звуках, музах, опере, мифе об «Орфее и Эвридике» и многом другом.


А откуда до нас дошли сведения обо всём этом?


Конечно из книг.


Начиная с глубокой древности, литература и музыка идут рядом друг с другом черпая друг у друга идеи и вдохновение.


Вот так же, наверно, и композитора Геннадия Гладкова вдохновил какой-нибудь интересный приключенческий роман. И он написал песню, которая называется…


«ТИХИЙ МАРШ»


ИСПОЛНЕНИЕ 1 И 2 КУПЛЕТА НАИЗУСТЬ


Оценивание учеников.


Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к мифу «Орфей и Эвридика»







8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока музыки в 3 классе К.Глюк «Орфей и эвридика».

Автор: Батуро Галина Валентиновна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства