Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему: «Сказочные герои в музыке С.М.Слонимского»»
Урок в 4 классе 3 четверть на тему «Сказочные герои в музыке С.М.Слонимского».
Составил учитель музыки МОУ СОШ №48 г.Твери
Виноградова Ирина Алексеевна.
Цель: Научить детей фантазировать под музыку с помощью пьес С.М.Слонимского из «Альбома для детей и юношества».
Задачи:1.Знакомство с творчеством С.М.Слонимского (песни из "Альбома для детей и юношества": "Мультфильм с приключениями", "Марш Бармалея","Дюймовочка", "Колыбельная кошки").
2. Развитие музыкального слуха, чувства ритма и навыков анализировать музыкальные произведения.
3.Воспитание любви к сказочным героям и музыки С.Слонимского.
Оборудование: фортепиано, ноты, музыкальный центр, диск с музыкой Слонимского, портрет композитора, иллюстрации образов, заложенных в пьесах, отрывок из сказки Г.Х.Андерсона "Дюймовочка".
Ход урока
1.Приветствие.
2.Сообщение темы урока. ("Сказочные герои в музыке" С.М.Слонимского)
3.Краткая биография композитора.
Сергей Михайлович Слонимский родился 12 августа 1932 г. в Ленинграде в семье творческой интеллигенции, его отец был писателем. В доме часто собирались друзья отца - поэты и писатели, и мальчик, слушая их беседы, с детства проникся творческой атмосферой, научился анализировать и делать собственные выводы. Сергей начинает учиться в музыкальной школе в Ленинграде, во время войны в Перми и в ЦМШ Москвы, и снова в Ленинграде. Ещё в школьные годы, будучи в эвакуации в Перми, Серёжа переслушал весь классический оперный репертуар Кировского театра, и уже тогда пробовал писать сонаты, пьесы, даже написал романс на стихи М.Лермонтова. Затем Слонимский заканчивает консерваторию как композитор (1955г.) и пианист. Как и вся консерваторская молодёжь, учившаяся после 1948 года, в стенах консерватории Слонимский обучался лишь на примерах классической музыки. И только после XX съезда появилась возможность изучения всей мировой культуры эпохи. Слонимский вместе с молодыми композиторами - Губайдулиной, Пригожиным, Денисовым, Шнитке навёрстывали упущенное и создает музыкальные шедевры с которыми мы сегодня с вами познакомимся на уроке.
4.Слушание песни "Мультфильм с приключениями"
Вопросы по песни: сколько образов в песни? Образ незнакомый или кого-то напоминает? Музыка колючая, прыгучая, гармония резкая, но слух не раздражает, звучит ярко, свежо и хочется следить за развитием. Напоминает мультфильм «Заяц и Волк».
5.Сергей Слонимский с детства проявлял яркие творческие способности. Интересно, что первые его сочинения – песенки Зайца, Лисы и Волка – были написаны под впечатлением посещения театрального спектакля "Красная шапочка".
Теперь с музыкой Слонимского мы попадаем в сказку.
Все любили в детстве, чтобы перед сном родители читали нам сказки, а рядом к нам пристраивалась кошка, которая тоже любила слушать сказки.
6. Слушание "Колыбельная кошки".
Вопросы: какой характер у этой пьесы? (спокойный, нежный, ласковый); можно ли эту пьесу слушать перед сном?
7.И вот наша кошка задремала, мы переворачиваем листок в книге и видим новый персонаж.
8.Слушание пьесы "Марш Бармалея".
Вопросы: Персонаж злой или добрый? Стоит его бояться или нет? Как восприняли его - хорошо или плохо?
9. Прочтение фрагмента из сказки Андерсена "Дюймовочка".
За лепесточком лепесток
Открылся сказочный цветок.
А в нем сидела девочка
Невиданной красы.
Слушание пьесы "Дюймовочка". В пьесе много нежности, изящности, хрупкости. Пьеса трехчастная, написанная по сказке Андерсена.
9.Итог урока.
Вопросы по пройденному материалу.
- как зовут композитора, который написал эти замечательные пьесы?
- какую пьесу можно сравнить с главным героем сказки Андерсена? (название)
- какую пьесу можно слушать перед сном (название) и почему?
- в какой пьесе несколько образов и героев? (название).
- в какой пьесе главный герой злой? (название).
10. Домашние задание.
- нарисовать рисунок к пьесе, которая больше всего вам понравилась.