Тема урока «Композиторы разных времен рассуждают о любви»
Музыкальный материал: Соната №14 (Лунная) для фортепиано. Л. Бетховен; История любви. Ф.Лей; Аве, Мария. Ф Шуберт; «Юнона» и «Авось», рок-опера А. Рыбников, стихи А. Вознесенского, «Я тебя никогда не забуду» - романс, «Аллилуйя, любви» - хор; «Старый рояль» М.Минков.
Видеоряд (презентация, видео): Сикстинская мадонна- Рафаэль, фрагмент из рок-оперы «Юнона» и «Авось»
Ход урока
Жители ХХ столетия!
Ваш к концу идет ХХ век.
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?
Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали,
Аллилуйя любви, Аллилуйя!
А. Вознесенский
Учитель: Что волнует человека в 14-16 лет? Политика, погода, курс доллара? Да, нет, конечно. Эти темы более близки взрослым, а вот о любви в этом возрасте хочется говорить часами. И сегодня мы окунемся с вами в это удивительное и прекрасное чувство любовь – как в океан, в который впадают сотни рек. Давайте вместе поразмышляем о любви, к кому и к чему она возникает?
Дети: К матери, к Родине, к учителю, к природе, к жизни и др.
Учитель: В течение урока нам с вами ребята нужно ответить на вопрос, почему композиторы разных времен рассуждали и продолжают рассуждать о любви? Учитель: Каждый вид любви, каждое ее проявление достойны уважения.
Учитель: Одно из самых ярких проявлений любви на уровне инстинкта – любовь к жизни. До последнего бьется муха в окно, желая жить, цепляется за ничтожный шанс уцелеть каждый человек.
Название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвиччарди, он стал думать, как о своей будущей жене.
Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она, воспитанная в аристократической семье, – свысока смотрела на своего учителя.
Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа.
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвиччарди”.
Слушание. Соната №14, I часть, Л.Бетховен.
Слушание «Аве, Мария. Ф Шуберт»
Беседа по репродукции Сикстинская мадонна – Рафаэль (показ на слайде)
Учитель: Любовь человека к человеку вмещает в себя любовь к матери, ребенку, учителю, к избраннику. «История любви» - называют
следующее произведение. У каждого она своя… Предлагаю вам создать свою неповторимую историю пока звучит музыка.
Слушание «История любви» Ф.Лея
Учитель: «Любовь всем возрастам покорна» - это аксиома или теорема? Как понять где настоящая любовь или простая влюбленность? Нет таких таблиц и правил, законов и понятий. Надо слушать сердцем… Итак внимание на экран…
На экране показывается отрывок
из рок-оперы «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова
Звучит финал рок-оперы «Юнона» и «Авось» хор «Аллилуйя, любви»
Слушание песни «Я тебя никогда не забуду»
Задача этапа: работа над чистым интонированием мелодии, эмоциональным исполнением.
С детства у нас возникает любовь к игрушкам, с возрастом к любимым предметам, а вот в музыке современного композитора Марка Минкова любовь выражена к музыкальному инструменту – к роялю.
Пение песни «Старый рояль»
а тема любви стара как мир и современна как сама жизнь!