МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Разработала: Андреева Светлана Борисовна,
учитель музыки первой квалификационной
категории
п.БОЛОГОВО
«Музыка, посвящённая войне 1812 года»
Урок музыки для обучающихся 5-9 классов.
Цель: создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.
Задачи:
Способствовать формированию представления о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны 1812 года через музыкальные произведения;
Развивать умение анализировать произведения искусства, выражать свои чувства к происходящему событию;
Воспитывать чувство патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.
Интерне-источники: http://www.ucheba.ru/referats/9565.html Н.А. Рыжкова. Музыка Отечественной войны 1812 года.
http://www.stmus.nm.ru/
http://www.admoblkaluga.ru/sub/smi/pressa/malojarkrai/detail.php?ID=91469 Отечественная война 1812 года в музыке.
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/otrazhenie-v-pesennom-folklore-zhizni-kazachestva Исторические песни.
Зрительный ряд:
Презентация к уроку
Музыкальные записи
Видеоролик.
Содержание:
Организационный момент.
Формирование новых знаний.
- 2012 год объявлен «Годом российской истории», а вместе с этим отмечается известное историческое событие 200 - летие Отечественной войны 1812 года. ( слайд 1)
Как вы считаете почему именно эта дата нашла столь пристальное отражение в ленте исторических дат?
Беседа.
(слайд 2)
Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России. Подвиг народа, тема Родины вдохновили поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание своих произведений.
200 лет тому назад, 12 июня 1812 года, границу нашей Родины пересекли войска Наполеона, провозгласившего себя императором Франции. В эту армию вошли солдаты почти всех стран Западной Европы, завоеванных им. Бонапарт смог собрать войско, в котором насчитывалось около 450 тысяч солдат. Четыре дня понадобилось французам, чтоб переправить 220 тысяч солдат под Ковно. Этот день значится в истории как начало войны между Россией и Францией.(слайд 3)
Собранная им армия в три раза превосходила русскую по числу солдат. Руководили ею талантливые, испытанные в боях военачальники, да и сам император был, несомненно, одним из величайших полководцев мировой истории.
Немало врагов видела наша Родина, множество войн вела русская армия.
Самым крупнейшим сражением Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями стало Бородинское сражение. Состоялось оно 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы.
Сообщение новых знаний.
Героические события Отечественной войны 1812 года нашли широкое отражение не только в живописи и литературе, но и в музыке той эпохи. (слайд 4)
Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали библиографической редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о них только специалисты.( слайд 5)
Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на взятие городов и траурные – на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, – хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. (слайд 6)
Эпоха войны нашла яркое отражение прежде всего в музыкальном фольклоре — солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях («Ни две тучушки»), сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию («За горами, за долами»).
(слайд 7)
Любимыми героями песен были полководец М.И. Кутузов, атаман М.И. Платов, донские казаки («Грянул внезапно гром под Москвою»). В будущем настоящей жемчужиной стала народная песня на стихи «Бородино» М.Лермонтова.( слайд 8)
Звучит запись народной музыки.
Бородинское сражение, исключительное по своей роли в истории Отечественной войны, знаменательно и по его отражениям в народной поэзии: существуют несколько песен, целиком посвященных именно этому событию.
В ряде сходных вариантов дошла песня, отобразившая канун Бородинского боя. Начало ее выдержано в традиционной стилистике, идущей от средневековой Руси. Далее идет конкретизация, приспосабливающая обороты, характерные еще для песен XVIII века, к исторической ситуации 1812 года:
Как не золотая, братцы, трубонька вострубливала,
Ай да не серебряна, братцы, сиповочка возыгрывала,
Ай да как возговорил, братцы, промолвил князь Кутузов-генерал:
«Ай да господа вы наши генералы со полковничками,
Ай да вы отдайте скорый приказ по всей армии зараз:
Ай да чтобы были все наши военны во исправности своей,
Ай да у пехоты ружья все в порядке, во замках кремни остры,
Ай да у казаков кони доброеажи, призаседланные.
Ай да к нам под утро хотел быть, ребята, со всей ратью Бонапарт.
Ай да за Россию, за царя, за веру нужно гостеньку принять:
Ай да как на поле славном Бородинском поплотней дружка обнять!»
Кроме этой записи, сделанной А.А. Догадиным у астраханских казаков есть еще две фиксации той же песни от казаков оренбургских и одна – из Пермской губернии. Но в них нет однозначной соотнесенности именно с Бородинским боем, а фамилия Кутузова искажена.
Другие песни о Бородинском сражении некоторыми поэтическими оборотами восходят к былинному эпосу, как, например, эта, записанная А.Д. Григорьевым в Архангельской губернии:
Тут спроговорил-спромолвил да князь Кутузов:
«Ай вы вставайте ж, мои деточки, утром пораняе,
Вы умывайтесь, мои деточки, побеляе,
Вы идите, мои деточки, в чистое поле,
Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,
Вы своего свинцу-пороху не жалейте,
Вы своего французика побеждайте!»
Но описание Бородинского боя уже не может вестись в духе былин, повествовавших о единоличном подвиге богатыря. Как в самой действительности, так и в исторической песне Бородино — великая битва великих армий. О начале ее песня говорит с подлинно эпическим размахом, используя давнюю стилистическую традицию русского фольклора:
Как не две тученьки, не две грозные
Вместе соходилися -
Как две силы-армеюшки
Вместе соезжалися.
Как одна сила-армеюшка
Она царя Белого,
Как вторая сила-армеюшка
Короля французского.
Само решение М.И. Кутузова дать генеральное сражение армии Наполеона на позиции, выбранной русскими генералами у Бородина, состоялось за неделю до первого осеннего праздника по народному православному календарю — Семенова дня. Песня запомнила эту дату:
Господа ли генералушки
Вместе соходилися.
Они думали крепку думушку
Все заедино:
«А когда же у нас, братцы, будет
Бой-батальица?» -
«На осенний первый праздничек, братцы,
На Семенов день».
За несколько дней до него и произошло Бородинское сражение:
В военные годы звучали не только песни, воспевавшие героизм воинов, но и просто любимые народные песни. Они поднимали солдатам настроение перед боем, воодушевляли их, заставляли вспомнить мирное время, когда эти песни исполня-лись в кругу родных. Так, Л.Н. Толстой в своём романе «Война и мир» упоминает песни «Ах вы сени, мои сени» и «Во лузях».
(слайд 9)
Боевым соратником в заграничных походах в отряде Дениса Давыдова — русского поэта и военного писателя, полковника, одного из инициаторов партизанского движения — был композитор А.А. Алябьев (1787–1851) (слайд 10) Он, добровольцем вступивший в русскую армию и прошедший с ней до Парижа, написал романс «Сижу на берегу потока» на слова Д.В. Давыдова, несколько военно-патриотических и гусарских песен: три «Песни Баяна» и «Из страны, страны далёкой» на слова Н.М. Языкова, «Песню старца» на слова В.А. Соллогуба, «Застольную гусарскую песню» на слова С.Н.Стромилова.
(слайд 11)
К музыке Отечественной войны относятся и программные пьесы – такие, как «Изображение объятой пламенем Москвы» Д. Штейбельта, «Сражение в Сен-Шомоне и вступление в Париж» Пачини или же «Сражение при Лейпциге» анонимного автора, – представляющие жанр так называемых музыкальных баталий. К музыкальным свидетельствам войны относится и песня Г.И. Фишера на слова В.Л. Пушкина «К нижегородским жителям в 1812 г.» («Примите нас под свой покров»), написанная в дни, когда В.Л. Пушкин в числе других жителей покинул Москву и спасался в Нижнем Новгороде. Неожиданный отзвук войны 1812 года – калмыцкая песня «Маштык бодо, или Малая лошадь, сочиненная во время кампании 1812 г. после первого сражения с французами калмыцкого войска под начальством владельца их князя Тюменя», опубликованная в «Азиатском музыкальном журнале», выходившем в Астрахани.
Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны.
( слайд 12)
Особенной популярностью в предвоенные и первые послевоенные годы историческая тема пользовалась у композиторов ораториального и оперного жанра.
( слайд 13)
«Иван Сусанин» М.И. Глинки явился самобытным, уникальным творением своего времени. Это был совершенно новый тип русской национальной оперы, знаменовавший рождение нового стиля в русской музыкальной культуре – стиля классического реализма, в формировании которого 1812 год сыграл значительную роль. В 1812 году Михаилу Глинке было всего 8 лет. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение в Смоленской губернии. Рассказы о героизме партизан, услышанные в детстве, глубоко запали в душу будущего композитора. Они послужили толчком к созданию отечественной героико-трагической оперы «Иван Сусанин», ознаменовавшей рождение нового стиля классического реализма. В этой опере композитор выразил уважение к русскому народу, его могучей силе и душевной красоте, прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью.
Слушать музыкальный отрывок из оперы.
(слайд 14)
Тема Отечественной войны 1812 г. нашла отражение и в творчестве композиторов второй половины XIX и XX в. Одно из самых известных произведений на эту тему принадлежит П.И. Чайковскому. В 1880 г. он создал симфоническую увертюру «1812 год». Интересна история создания торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год». Организаторы Московской художественно-промышленной выставки 1882 года предложили Чайковскому написать музыкальное сопровождение к торжествам по случаю освящения храма Христа Спасителя, возведение которого было посвящено разгрому Наполеона. Ожидалось, что освящение храма состоится во время работы выставки. Чайковский решил создать нечто, соответствующее значительности события, а также патриотическим настроениям сограждан (слайд 15).
«Вещь будет громкая», — пообещал он и слово сдержал, включив в большой симфонический оркестр военный духовой оркестр, колокола и даже артиллерийский салют.
Звучит музыка симфонии(отрывок)
После П.И. Чайковского к этой теме обращались русские композиторы в связи с 100-летним юбилеем Отечественной войны. Было написано несколько маршей и гимнов, торжественных хоров, среди которых «Бородино» А. Астафьева, «Песнь про Москву 1812 года» А. Чертковой, «К тени полководца» Ф. Цабеля, «Два великана» И. Буйлова, и ряд опер – «1812 год» М. Багриновского.
(слайд 16)
«Траурный марш» на смерть Петра Ивановича Багратиона написал князь Павел Иванович Долгоруков (1787—1845), русский композитор, пианист. В музыке отразилось общее настроение скорби по погибшим в Отечественной войне.
(слайд 17)
В советское время к теме, связанной с Отечественной войной 1812 г. , обратился выдающийся композитор С.С. Прокофьев, который создал оперу «Война и мир» по одноименному роману Л.Н. Толстого. Символично, что началом работы над оперой стал 1941 год – год начала Великой Отечественной войны.
(слайд 18)
Одновременно с С.С. Прокофьевым, работавшим в оперном жанре над темой, связанной с Отечественной войной 1812 г., Т.Н. Хренников писал музыку к драматическому спектаклю-комедии Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А.К. Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 г. и имел огромный успех. Он и сегодня находится в репертуаре театра, вызывая большой интерес у современного зрителя.
В 70-х годах Т.Н. Хренников продолжил работу над этой темой. В 1980 г. в Большом театре Союза ССР был поставлен его балет «Гусарская баллада» (на сюжет той же оперы Гладкова)
(слайд 19)
К 200-летнему юбилею 1812 – 2012 Бородинского сражения была написана песня и создан видеоклип, посвященный всем русским героям Отечественной войны 1812 – 1814 годов. Автор и исполнитель Алексей Мысловский.
Просмотр видеоклипа.
Итог урока: (слайд 20)
Народ, теряющий свою историческую память, одним из выражений которой является культура вообще и музыкальная в частности, идёт к гибели. Память не как склад фактов, а как опора для решения животрепещущих задач сегодняшнего дня. Поэтому вспомним того же Т.Н. Хренникова, который, определяя задачи современных художников, обращающихся к исторической теме, писал, что «каждый художник подходит к ней с точки зрения сегодняшнего дня и из всего огромного материала выделяет то, что именно сегодня считает главным. Для меня это цельность натуры наших героев, объединённых стремлением быть достойными воинской славы своего Отечества». И добавим из Л.Н. Толстого: «Музыка — это стенография чувства. Так трудно поддающиеся описанию словами чувства передаются непосредственно человеку в музыке, и в этом её сила и значение».