Конспект урока музыка и физическая культура «Музыка и движение» в 4 классе по программе В.Усачевой, Л.В.Школяр.
Конспект урока музыка и физическая культура «Музыка и движение» в 4 классе по программе В.Усачевой, Л.В.Школяр.
Оригинальность замысла урока состоит в применении гибких и творческих методов и форм обучения, в обеспечении свободы в выборе средств обучения ,с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в широком использовании вариантов оборудования, технических средств, на примере дефиле ансамбля барабанщиц. Исполнение перестроений на уроке физической культуры с применением музыкальной и танцевальной музыки происходит намного интересней и красочней. Учащиеся видят на деле применение перестроений не только как чисто спортивное занятие, но и сценическое, т.к. выступление ансамбля барабанщиц всегда в гимназии - это красочное зрелище. Новый материал быстрее запоминается, если это проходит как - то в необычной обстановке. Освоение нового материала по предметам музыки и физкультуры, разных изначально, но связанных в одно целое с помощью волшебной музыки Моцарта в современной обработке, позволяет учащимся не только усвоить материал сразу же по двум предметам, но и прикоснуться к миру театра, сцены. Учащиеся вместе с участницами ансамбля выполняют довольно сложное дефиле, тем самым как бы присутствуют на репетиции, а не на уроке. И это важно для того, что бы ребенок мог раскрепоститься во время урока, присмотреться к выполнению творческого задания и в конечном итоге сделать его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыка и физическая культура «Музыка и движение» в 4 классе по программе В.Усачевой, Л.В.Школяр. »
Методическая разработка конспекта урока музыки и физической культуры «Музыка и движение» в 4 классе по программе В.Усачевой, Л.В.Школяр.
Тема урока: Веселый Моцарт. Марш в форме рондо.
Тип урока: комбинированный, включающий закрепление ранее полученных знаний, изучение нового материала, обобщение.
Цель: Обеспечить овладение занимающимися на уровне «сформированности элементарных двигательных умений», а также развитие личностных качеств, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Упражнения по перестроению входят в программный материал 1-11 классов, имеют большое значение в физическом и музыкальном воспитании школьников:
большое разнообразие упражнений по перестроению, минимальная потребность в специальном оборудовании делают их доступными для овладения и предоставляют педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся;
двигательные навыки и способности, личностные качества, формируемые, развиваемые, воспитываемые при выполнении упражнений.
Обучениеупражнениям по перестроениям начинается с простейших, после освоения которых изучаются более сложные упражнения. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ замысла урока состоит в применении гибких и творческих методов и форм обучения, в обеспечении свободы в выборе средств обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в широком использовании вариантов сочетания инвентаря и оборудования, технических средств, на примере дефиле ансамбля барабанщиц.
Задачи:
Образовательные:
. закрепить и систематизировать знания о структуре
пройденных музыкальных форм;
. познакомить учащихся с закономерностями структуры и формообразующими элементами рондо;
. закрепить знания о форме рондо на примерах народного песенного творчества и классической музыки.
. содействовать развитию координационных способностей, применительно к разучиваемым упражнениям.
. научить выполнению перестроений.
. содействовать формированию знаний о прикладном, оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении упражнений по перестроению.
Развивающие:
.развитие музыкального слуха, ритма.
. воспитание творческой активности, уверенности.
. развивать в учащихся потребность творческого самовыражения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы отражают:
. овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной, музыкальной направленности, с учетом индивидуальных свойств учащихся;
. воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, учетом индивидуальных личностных свойств учащихся;
. воспитание культуры движений;
. овладение умением выполнить перестроения
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы :
формирование первоначальных представлений о прикладном значении упражнений по перестроению как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;
овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Место проведения: спортзал
Оборудование: компьютер, аудиозаписи, TV, видеозапись выступления ансамбля барабанщиц.
Форма работы: Групповая
Методы обучения
Беседа.
Показ.
Объяснение.
Постановка вопроса.
Упражнения.
Практическая работа.
Структура урока
Организационный момент.
Ритмическая разминка.
Повторение пройденного материала.
Формирование новых понятий.
Закрепление новых знаний и навыков на музыкальном материале.
Анализ освоенного материала. Выводы.
7. Домашнее задание
Содержание урока:
Этапы
урока
Содержание учебного материала. Действия преподавателя и учащихся
Организационно- методические указания
Время
1.Органи-зацонный момент
Вход в зал под музыку
Остановиться с окончанием музыки Звучат фанфары
Построение учащихся в одну шеренгу. Приветствие.
Сегодня у нас необычный урок, который мы проводим в спортзале. Это одновременно урок музыки и физической культуры. На этом уроке мы продолжим знакомство с музыкальными формами, перестроениями:
- повторим основные принципы построения музыкальных форм;
- познакомимся с формой рондо;
- познакомимся с перестроениями под волшебную музыку Вольфганга Моцарта;
Начнем урок с ритмической разминки, в которой закрепим пройденные ритмо-формулы.
Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости команд.
1 мин.
2 мин.
2. Ритмическая разминка
Учащиеся под музыку повторяют движения за учителем физ-ры Ходьба. Бег с изменением направления и движения руками. Слова:«реки вот такой ширины» руки в стороны
"горы вот такой вышины" - руки вверх
Музыкальный материал: музыка из к/ф «Красная шапочка»
Ритмическое упражнение на координацию рук и ног.
Музыкальный материал: марш
из к/ф «Цирк» И.Дунаевский
Ходьба по периметру зала восстанавливая дыхание
Слушать музыку и чётко выполнять движения.
Длительность в зависимости от музыкального сопровождения Ходьба по диагонали.
2 мин.
3. Повторение пройденного материала.
После разминки переходим к повторению пройденного материала. Закрепление основных принципов построения музыкальных форм.
Назвать основные принципы построения музыкальных форм.
Закрепление знаний о пройденных музыкальных формах:
- охарактеризовать период и его составные разделы;
Какие основные принципы построения музыкальных форм? – повторность, повторность с изменениями, контраст. – Что такое период? -небольшая по размерам музыкальная форма, содержащая законченную музыкальную мысль)
- Назовите его составные разделы.(фразы, предложения)
2 мин.
4. Формирование новых знаний
Основная часть Музыкальный материал: Вольганг Амадей Моцарт «Турецкий марш в форме рондо»
Видеоматериал: выступление ансамбля барабанщиц «Акварель» «Турецкий марш в стиле рондо»
Иногда это произведение называют «Турецкий марш», а иногда «Рондо в турецком стиле». Интересно то, что это и не марш, и не рондо, но, как вы заметили, в обоих названиях присутствует слово «турецкий». Вообще, это произведение – одна из 3 частей фортепианной сонаты. Написана она была в 1778 году, как раз в то время, когда в Европе появился большой барабан, родиной которого была Турция. Его так и называли: турецкий барабан. Моцарт пытается изобразить именно звуки турецкого барабана, используя сопоставление двух контрастных тем.
-Рондо в переводе означает круг. Идет повтор. Произведение строится на контрасте – быстро, медленно.
Какое произведение мы только прослушали? -марш» -Как вы определили, что это марш? (Четкий ритм, размер 4/4)
После просмотра видео. - А сейчас как вы думаете , что звучало?
- рондо
- А почему рондо? - (Есть повтор мелодии – быстрая и медленная часть, затем опять быстрая, идет по кругу)
- Контрастные, это какие?
(противоположные )
- Какие принципы используются в построении формы рондо?
(повтор, контраст).
13мин.
5. Применение новых знаний и навыков
Перестроение Учащиеся под музыку исполняют ритмические перестроения.
Какая жанровая основа здесь наиболее уместна?
(маршевая)
- Какие метро-
ритмические особенности характерны для маршей: темп, размер, ритмические группы, длительности?
(умеренный темп, размер 4/4 или 2/4, четкий ритм – пунктир, четверти)
- Построение в левой половине зала в колонну по одному.
- Слушать музыку и начинать движение после вступления.
- Перестроение через середину зала в колонну по три.
- Перестроение в колонну по-одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в два шага.
12 мин.
8 мин.
6. Вывод и анализ освоения материала
Сегодня на уроке мы продолжили работу над развитием чувства метроритма, координацией движений. Закрепили знания о ранее пройденных музыкальных формах, принципах организации их структуры. Познакомились с особенностями формы рондо, новыми музыкальными терминами и понятиями, узнали особенности формы классического рондо, проявили свои творческие способности в исполнении ритмического рондо.
Все получают оценку «пять».
-Как переводится «рондо»?
(круг)
Что такое рефрен?
(повторяющаяся тема, в переводе – припев)
- Сколько эпизодов чаще встречается в классическом рондо?
(два)
- Какие принципы используются в построении формы рондо?
(повтор, контраст)
3 мин.
7. Домашнее задание
Найти примеры русских народных сказок, построенных по принципу рондо