– Как легко и таинственно, просто и загадочно рождается музыка!
У каждого на свете есть музыка своя.
Поёт о счастье ветер, деревья и поля.
То радостно, то грустно, то громче, то нежней
Поёт скворец искусный и маленький ручей.
Шумит ли сад цветущий,
Идёт ли снег зимой,
Прекрасен мир поющий,
И ты с ним вместе пой!
–Ребята, а вы любите петь? (Дети отвечают)
Педагог:
–Я думаю, что могу вас позвать с собой в мир музыки и волшебства, фантазии и сказки, творчества. Мы совершим путешествие в «музыкальную» страну. В этой стране, как и в любой другой, существует свой родной язык – музыкальный. Я научу вас понимать этот язык, буду вашим помощником и «переводчиком».
Музыкальное приветствие «здравствуйте» звучит в моём исполнении.
–Я поприветствовала вас, а теперь предлагаю вам, ребята, пожелать добра и здоровья всем тем, кто находится с нами, и кого мы приглашаем с собой в наше необычное путешествие.
(Дети поют «Здравствуйте)
Педагог:
–Руководителем – дирижёром буду я (поет своё имя, отчество – импровизация).
–Попрошу представиться весь экипаж, так же используя музыкальный язык.
(Дети поют своё имя, которое перед самым началом урока на нотке прикрепляется каждому из них)
–Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мне хочется пожелать вам смелости, внимательности, организованности, чуткости, находчивости. И тогда, кто знает, может быть, нас поджидают чудеса и сюрпризы? Прежде всего, давайте прислушаемся.
–Что вы слышите в этот момент вокруг себя? Какие звуки?
(Дети отвечают).
–Да, верно, разные звуки окружают нас, и шумовые и музыкальные. От музыкальных звуков – к музыкальным инструментам, какие знают дети – перечисление. Самый близкий и нежный музыкальный «инструмент», который сейчас есть у каждого – это голос. Певческий голос и будет у нас главным музыкальным «инструментом» в необычном путешествии.
Итак, мы отправляемся в волшебную музыкальную страну, но перед отбытием я хочу вам предложить игру «Музыкальное эхо». Эта игра научит нас, как не потеряться в музыкальном мире, используя свой самый близкий «инструмент» - певческий голос.
1.2.Распевание
Песня «Новогодний хоровод» используется как упражнение для распевания.
(Педагог поет первое слово – дети «эхом» повторяют его).
Так поётся вся песня. Педагог обращает внимание ребят на точное копирование моего исполнения (активное слово, эмоциональность и т.д.).
ІІ. Основной этап
Раскрытие темы. Создание проблемной ситуации
Педагог:
- В чём разница в исполнении слова «хоровод» (пою; 1 раз мелодия движется по ступенькам вверх; 2 раз – движется на месте). Подвести детей к пониманию направления движения мелодии.
- Ребята! Вы просто прирождённые музыканты! Сами того, не замечая, вы открыли главное свойство музыкального звука – его высоту!
- Звук меняет свою высоту. Оказывается, это можно не только услышать, но и увидеть. Предлагаю сыграть со мной в игру «Пойми меня! Я исполняю попевку «Едет паровоз» с показом движения по лесенке каждого звука. Вы должны придти к выводу, что мелодия «шагает» по ступенькам вверх – вниз - на месте.
- Ребята, а что нужно паровозику, чтобы он двигался?
(Дети: пар, топливо)
- Оказывается и нам, чтобы петь, нужно дышать. Ещё старые мастера говорили, что «искусство пения – это искусство вдоха и выдоха».
(Пробуем по «руке» с детьми сделать вдох – задержку – выдох).
- Вы научились правильно дышать, давайте вместе прокатимся на паровозике.
Исполняем вместе песню «Едет паровоз» (педагог показывает движение по лесенке и дыхание паровозиком).
Работа над музыкальным материалом
Педагог:
- Как далеко мы уехали от города. Кажется, нас в лесу кто-то встречает. А кто? Загадка!
Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем!
–Что это?
–Правильно, это ёлка! Сразу звучит песня «Ёлка».
Во второй раз педагог просит детей петь вместе припев. Оказывается, музыку можно не только увидеть, но и «нарисовать»!
Упражнение «Рисуем музыку».
- Давайте возьмём в руку волшебные кисточки и попробуем все звуки песни «нарисовать» в воздухе.
- Почему одни звуки длинные, другие короткие?
- Они тянутся разное время. Это свойство музыкального звука называется длительность.
- Ребята, не знаю как вам, но мне под эту музыку так и хочется встать в хоровод. (Исполняют песню, взявшись за руки с движениями)
При движении по кругу обратить внимание на фразы в запеве.
- «Музыка-волшебница» нас околдовала», заставила двигаться, а песня превратилась в песню-танец.
- Жаль, что в хороводе с нами не было лесных жителей. Ребята, а как вы думаете, на каком языке общаются жители музыкальной волшебной страны?
(Дети отвечают: На музыкальном)
- Давайте послушаем песню «Слон и скрипочка» (исполняет). Я уверена, что вы поняли, о чём рассказала нам эта музыка, какое настроение она создаёт. Это музыка протяжная, спокойная, напевная, ласковая, мелодичная, вальсовая. Песня превратилась в песню-танец-вальс. Ещё раз исполняет песню с движениями.
- Ребята, а можно ли спеть эту песню отрывисто?
(Дети: Нет, только протяжно плавно – легато. (исполняют).
- Как приятно путешествовать с ребятами, которые понимают язык музыки, очень внимательны, активны и дружны! Так и хочется сейчас спеть песню о дружбе. А вы мне будете помогать? Я буду передавать вам музыкальные слова, как волшебный клубочек, не потеряйте его! (Исполняют песню «С нами друг»)
- Это песня-марш. Давайте попробуем спеть песню ещё раз, меняя громкость - силу звучания. Я буду петь громко – f, а вы, как эхо, - тихо – р.
(после каждого ответа, исполнения песен поощряет детей).
- Мы и не заметили, как быстро промчалось время. А почему? (Дети отвечают).
ІII. Итоговый этап
Педагог:
- В нашем весёлом путешествии, которое подходит к концу, вы были очень внимательны, музыкальны, активны и сделали массу открытий. Я думаю, что вы достойны приятного сюрприза. Перед нами сундук. А что там? (Открывает сундук)
- Да это же наши открытия! Вынимает поочерёдно нотки-символы:
Сегодня мы узнали, что:
-звуки бывают шумовые и музыкальные;
-вспомнили музыкальные инструменты;
-узнали о свойствах музыкального звука (высота, длительность, сила);
-познакомились с певческим дыханием;
-узнали, что значит «легато» (исполнение плавно, соединяя звуки);
-вспомнили жанры музыки – песню, танец, марш и
-узнали, что они могут подружиться и стать песней-танцем, песней-маршем.
- Я думаю, что вы научились слушать и понимать музыкальный язык. Исполнили песни, которые раньше никогда не слышали, проявив при этом самые лучшие свои ученические качества. Поэтому Её величество «Волшебница-Музыка» дарит вам самое дорогое, что у неё есть – свою корону. А право получить эту корону предоставляется самому активному, самому старательному, самому внимательному, самому смелому, в общем самому-самому!
(Корона передаётся тому, кто был всех активнее, внимательнее, находчивее, музыкальнее).
А я в благодарность за ваш труд, ваши старания хочу подарить вам на прощание эти поэтичные строки:
- Знаем ли мы, что 2×2,
Как всегда, - четыре.
Только вот без волшебства
Скучно будет в мире…
- Вслушайся, весь мир поёт:
Шорох, свист и щебет!
Музыка во всём живёт.
Мир её волшебен!
Список литературы:
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» – М., 2005.
«Музыка и поэзия» Авт.-сост. Е.Н. Домрина. – М., 1999.
Холопова В.Н. «Музыка как вид искусства» Учеб. пособие. – СПб., 2000