kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Специфика и особенности музицирования в младших классах фортепианного ансамбля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока представлены основные способы и методы занятия фортепианным ансамблем с младшими школьниками 6-7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Специфика и особенности музицирования в младших классах фортепианного ансамбля"»

МБУДО «Детская школа искусств» МО «Дорогобужский район» Смоленская область



Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано»

Тема: «Специфика и особенности музицирования в младших классах фортепианного ансамбля»





Урок разработан для Грищенковой Софии и Рубцовой Алёны,

учащихся 1 класса отделения специального фортепиано





Выполнила: преподаватель

отделения специального

фортепиано Дорожкина Р.Н.






пгт. Верхнеднепровский

2021 г.



Тип урока: урок закрепления понятий и умений.

Цель: Закрепление навыков ансамблевого музицирования с применением игровых технологий.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование музыкально-эстетического вкуса

  2. Воспитание чувства партнёра.

  3. Воспитание сценической культуры, повышение профессионального уровня обучающихся.

    Развивающие:

  4. Раскрыть роль ансамблевой игры в развитии творческих

способностей детей, совершенствование их слуховых, ритмических и образных представлений.

  1. Обогащение кругозора юных исполнителей.

  2. Развитие умения воспринимать музыку осознанно.

    Образовательные: рассмотреть методы преподавания технических и художественных задач совместного исполнительства.



Реализуемые педагогические технологии: педагогического общения, коллективной творческой деятельности, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.


Оформление класса.

Инструменты – два пианино;

Технические средства: метроном. Наглядные пособия.

План урока.

1.Организационный момент 1 мин.

2. Вступительное слово 5 мин.

Беседа с учащимися. Введение в тему и постановка цели урока.

3 . Основная (практическая) часть 30 мин.

4.Заключение – 4 мин.

5. Список, используемого материала

1.Организационный момент. Подготовка рабочего места, проверка готовности к уроку.

2.Вступительное слово.

Беседа с учащимися. Введение в тему.

«Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных…Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнёра, он не добьётся хороших результатов в ансамбле.» Эти прекрасные слова великого музыканта Рудольфа Борисовича Баршая весьма тонко подмечают суть ансамблевой игры.

Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности, в ансамблевой игре на фортепиано, которое составляет фундамент музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всём мире. 
Ансамблевая практика особенно важна для детей со средними данными и ограниченными по каким-либо возможностям, которые не проходят по конкурсу в специализированные учебные заведения и не могут  уделять много времени работе на фортепиано. Маленький пианист сталкивается с игрой в ансамбле практически с самых первых уроков обучения игре на фортепиано. Многие преподаватели, чтобы привлечь внимание ребёнка и поддержать интерес к инструменту буквально при первой встрече с музыкой вовлекают ученика в ансамбль. Весь донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог и ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Разумеется, что такой ансамбль пока ещё не является полноценным партнёрством преподавателя и ученика. Однако от урока в урок, с накоплением знаний и опыта, ученику предлагаются всё более сложные (отвечающие требованиям ансамбля) произведения. Вот та дорога, которая ведёт маленького музыканта к полноценному овладению всеми возможностями инструмента, в том числе и игрой в ансамбле.

Большинство ансамблевых произведений для младшего и среднего возраста учащихся написаны в четырёхручного исполнении на одном инструменте. Четырёхручный дуэт – единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. Мы знаем, что детям нравится играть в ансамбле с педагогом, т.к. именно так начинающий пианист ощущает себя частью единого целого в звучании музыки. В этом случае ученик чаще всего становится ведомым, надеясь на знания и умения своего преподавателя, т.к. играя вместе с преподавателем ученик находится в определённых метроритмических рамках, ощущает плечо сильного партнёра, на которого можно рассчитывать в любой ситуации (ошибся, забыл вовремя вступить и т.д.)

Очень важна воспитательная функция ансамбля, поэтому игра с педагогом в паре постепенно сменяется игрой в ансамбле с одноклассником, т.к. большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (ученик + ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.

3.Основная часть:

Изучение этапов урока.

В начале урока учащиеся, вместе с преподавателем, показали самые простые ансамблевые пьесы, а именно «Воробей», «Ледовая горка», р.н.п. «Гуси», Сперонтес «Паровоз», р.н.п. «Во поле берёза стояла» и т.д. Эти пьесы можно играть на основе тонической квинты, так как в возрасте 5-6 летним детям со средними музыкальными данными очень трудно понять более сложный аккомпанемент, а желание играть вместе присутствует, это для учащихся гораздо интереснее, чем форма ансамблевого музицирования – учитель и ученик.

На следующем этапе урока были показаны более сложные пьесы, уже для учащихся, которые приобрели определённые навыки ансамблевого музицирования, а именно: В.Шаинский «Карусель», В..Шаинский «Кузнечик», В.Борисов «Бегемотики». Переложения для таких простых ансамблевых пьес сделал сам преподаватель.

Исполняя произведение с учеником своего класса, ребёнок учится думать о партнёре, решать вместе с ним различные музыкальные и исполнительские проблемы, вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Как известно ансамблевая игра закладывает основы так же для воспитания слухового внимания, развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, а также способствует развитию истинного чувства ритма.

4. Заключение: о важности и необходимости ансамблевого музицирования в учебно-воспитательной работе класса специального фортепиано. Фортепианный ансамбль необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учеников не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов.


5. Список, используемого материала:

1. Баренбойм Д. Путь к музицированию 1 часть ноты.

2. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. – М.: Музыка, 1987

3. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. – М.: Сов. композитор, 1979.

4. Сборник Вдвоём веселей ноты

5. Соколова Л. Ребёнок за роялем ноты

6. Хереско Л. Музыкальные картинки, пособие для дошкольников ноты







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорожкина Римма Николаевна

Дата: 20.02.2021

Номер свидетельства: 573743

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства