Беседа с учащимися. Введение в тему и постановка цели урока.
3 . Основная (практическая) часть – 30 мин.
4.Заключение – 4 мин.
5. Список, используемого материала
1.Организационный момент. Подготовка рабочего места, проверка готовности к уроку.
2.Вступительное слово.
Беседа с учащимися. Введение в тему.
«Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных…Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнёра, он не добьётся хороших результатов в ансамбле.» Эти прекрасные слова великого музыканта Рудольфа Борисовича Баршая весьма тонко подмечают суть ансамблевой игры.
Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности, в ансамблевой игре на фортепиано, которое составляет фундамент музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всём мире. Ансамблевая практика особенно важна для детей со средними данными и ограниченными по каким-либо возможностям, которые не проходят по конкурсу в специализированные учебные заведения и не могут уделять много времени работе на фортепиано. Маленький пианист сталкивается с игрой в ансамбле практически с самых первых уроков обучения игре на фортепиано. Многие преподаватели, чтобы привлечь внимание ребёнка и поддержать интерес к инструменту буквально при первой встрече с музыкой вовлекают ученика в ансамбль. Весь донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог и ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Разумеется, что такой ансамбль пока ещё не является полноценным партнёрством преподавателя и ученика. Однако от урока в урок, с накоплением знаний и опыта, ученику предлагаются всё более сложные (отвечающие требованиям ансамбля) произведения. Вот та дорога, которая ведёт маленького музыканта к полноценному овладению всеми возможностями инструмента, в том числе и игрой в ансамбле.
Большинство ансамблевых произведений для младшего и среднего возраста учащихся написаны в четырёхручного исполнении на одном инструменте. Четырёхручный дуэт – единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. Мы знаем, что детям нравится играть в ансамбле с педагогом, т.к. именно так начинающий пианист ощущает себя частью единого целого в звучании музыки. В этом случае ученик чаще всего становится ведомым, надеясь на знания и умения своего преподавателя, т.к. играя вместе с преподавателем ученик находится в определённых метроритмических рамках, ощущает плечо сильного партнёра, на которого можно рассчитывать в любой ситуации (ошибся, забыл вовремя вступить и т.д.)
Очень важна воспитательная функция ансамбля, поэтому игра с педагогом в паре постепенно сменяется игрой в ансамбле с одноклассником, т.к. большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (ученик + ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.
3.Основная часть:
Изучение этапов урока.
В начале урока учащиеся, вместе с преподавателем, показали самые простые ансамблевые пьесы, а именно «Воробей», «Ледовая горка», р.н.п. «Гуси», Сперонтес «Паровоз», р.н.п. «Во поле берёза стояла» и т.д. Эти пьесы можно играть на основе тонической квинты, так как в возрасте 5-6 летним детям со средними музыкальными данными очень трудно понять более сложный аккомпанемент, а желание играть вместе присутствует, это для учащихся гораздо интереснее, чем форма ансамблевого музицирования – учитель и ученик.
На следующем этапе урока были показаны более сложные пьесы, уже для учащихся, которые приобрели определённые навыки ансамблевого музицирования, а именно: В.Шаинский «Карусель», В..Шаинский «Кузнечик», В.Борисов «Бегемотики». Переложения для таких простых ансамблевых пьес сделал сам преподаватель.
Исполняя произведение с учеником своегокласса, ребёнок учится думать о партнёре, решать вместе с ним различные музыкальные и исполнительские проблемы, вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Как известно – ансамблевая игра закладывает основы так же для воспитания слухового внимания, развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, а также способствует развитию истинного чувства ритма.
4. Заключение: о важности и необходимостиансамблевого музицирования в учебно-воспитательной работе класса специального фортепиано. Фортепианный ансамбль – необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учеников не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов.
5. Список, используемого материала:
1. Баренбойм Д. Путь к музицированию 1 часть ноты.
2. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. – М.: Музыка, 1987
3. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. – М.: Сов. композитор, 1979.
4. Сборник Вдвоём веселей ноты
5. Соколова Л. Ребёнок за роялем ноты
6. Хереско Л. Музыкальные картинки, пособие для дошкольников ноты