kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с аспектным анализом «Волшебная палочка дирижера».

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать представление о роли дирижера и видах оркестра

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с аспектным анализом «Волшебная палочка дирижера».»

Конспект урока с аспектным анализом учителя музыки

Илюшиной Ю.А.

Тема: «Волшебная палочка дирижера».

Цель урока:

  • Дать понятие о симфоническом оркестре. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра

  • Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки

Задачи урока:

Предметные: Сформировать представление о роли дирижера, видах и группах симфонического оркестра, об истории возникновения дирижирования и дирижерской палочки, о дирижерских схемах (2-х и 3-х-дольной), о партитуре, познакомить ребят со знаменитыми дирижерами.

Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету, развивать исполнительскую и слушательскую культуру школьников.

Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.

Планируемый результат:

Обучающиеся научатся:

Знать понятия дирижер, оркестр, группы инструментов симфонического оркестра, виды оркестров, ауфтакт, партитура, имена выдающихся дирижеров, 2-х и 3-х-дольные схемы дирижирования, историю возникновения дирижерской палочки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания, работать с информацией, дирижировать по 2-х и 3-х-дольной схемам.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, фортепиано.



Ход урока

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. Урок начинается на фоне звучания симфонической музыки.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы уже обратили внимание на доску. На ней нет пока темы урока. Я надеюсь, вы сами ее назовете через некоторое время. Чтобы назвать ключевое слово темы вам понадобится разгадать кроссворд. (Загадки сопровождаются звучанием инструментов).

-Молодцы, ребята, теперь вы знаете главное слово темы урока.(Дирижер).

-Что обычно у дирижера в руках? (Палочка)

-А каким словом можно называть палочку дирижера? (Волшебной)

-Попробуйте назвать тему урока. Дети предлагают свои варианты. Вместе с детьми учитель формулирует тему урока и показывает ее на слайде. Дети записывают тему в тетрадь.

-Почему же палочку дирижера называют волшебной? На этот вопрос нам придется ответить в конце урока.

3. Изучение нового материала

-Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы ответить на этот вопрос (о том как возникла дирижерская палочка, о профессии дирижера, об оркестре, инструментах симфонического оркестра). Сейчас вы будете работать в командах. Каждая команда получит свое задание. На подготовку дается не более 5 минут. После ознакомления с информационным материалом представитель (представители) от каждой группы с места или у доски знакомят с ним класс.

1команда:

а)изучить краткую информацию об основных видах оркестра.

б)изучить схему расположения инструментов симфонического оркестра на сцене.

2 команда: а) изучить информацию о появлении и развитии дирижирования.



- Мы познакомились с видами и группами оркестра, узнали много интересного о возникновении дирижирования. А сейчас давайте с вами побудем в роли исполнителей, организуем оркестр и подумаем, зачем нужен дирижер оркестру.

Учитель распределяет инструменты, дает командам задание: придумать ритмическую формулу для сопровождения уже хорошо знакомой вам песни, научиться организованно исполнять ритмический аккомпанемент. Во время работы звучит песня «Во поле береза стояла».

После подготовки каждая команда исполняет ритмический аккомпанемент (первые 2 строчки без дирижера, а вторые 2 строчки под управлением дирижера).

Вывод: музыкантам без дирижера трудно исполнять музыку, оркестр звучит несогласованно.

- Для чего нужен дирижер в оркестре?

Учитель с помощью дирижерских жестов просит детей петь одну и ту же фразу то громко, то тихо, то стаккато, то легато, то ускоряя, то замедляя.

Вывод: дирижер управляет скоростью звучания (темпом), громкостью звучания (динамикой), характером музыки, а так же показывает вступление инструментам.

Оказывается, дирижер руководит оркестром не только дирижерской палочкой. Существует своеобразный язык дирижера (жесты, мимика). Дирижерские жесты понятны любому музыканту мира.

Учитель: Но прежде чем выйти к оркестру дирижеру предстоит выучить партитуру. Он должен выучить все произведение, партии всех инструментов. Только тогда дирижер может может приступить к репетициям.

-Посмотрите фотографии и представьте, как может звучать музыка под управлением этих дирижеров?

Вывод: Чтобы стать дирижером, иметь хорошие музыкальные способности память, слух, музыкальный вкус, чтобы верно трактовать замысел композитора,)нужно много учиться, нужно быть высокообразованным человеком в разных областях, иметь широкий кругозор.

Оркестр –это коллектив профессионалов-музыкантов, каждый из которых слышит по-своему музыку. И самым трудным для дирижера является то, что он должен убедить в своей трактовке произведения, убедить музыкантов исполнять музыку так, как он ее слышит.

-Как вы думаете, какие личные качества при этом ему понадобятся? (уверенность, настойчивость, сила характера...) Дирижер для оркестра как капитан на корабле, как полководец, который ведёт в атаку.

Вывод на вопрос «Кто такой дирижер?» делают ребята. Специальность дирижера очень сложная, потому что он должен совмещать в себе много качеств, должен уметь трактовать замысел композитора, обеспечивать качество исполнения. Дирижер должен владеть системой движения рук, знать партии всех музыкальных инструментов или голосов.

Учитель:А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?

Ученики предлагают свои варианты ответов. (Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться).

4. Вокально-хоровая работа

В завершении урока школьникам предлагается разучить песню О. Хромушина «Дружба-дирижер».

5. Вопросы учителя для закрепления материала урока.

1.Скажите, какими оркестрами руководит дирижер?

2. На какие группы делятся инструменты в современном симфоническом оркестре?

3.Назовите композитора и дирижера, который повернул дирижера

к оркестру, кто первым применил дирижерскую палочку.

4. Назовите выдающихся дирижеров.

5.К какой группе инструментов относится гобой?

6. К какой группе инструментов относится валторна?

7.Назовите вид оркестра, в состав которого входят духовые и ударные музыкальные инструменты?

8. Какой инструмент дальше расположен от дирижера: флейта или валторна?

6.Оценочный блок

Дети сами определяют команду, которая лучше других работала на уроке.

7.Рефлексия

Учитель: Поднимите смайлики, соответствующие вашему настроению.

Домашнее задание: Собрать сведения о симфоническом оркестре.



































































Самоанализ урока музыки по теме «Волшебная палочка дирижёра».

5 класс.

Урок дан по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в 5а классе.

В разделе «Музыка и изобразительное искусство» это 8 урок, на котором идёт знакомство обучающихся с профессией дирижёра, с именами великих русских дирижёров, необходимо показать значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки.

По типу урок – урок открытия новых знаний, при планировании которого учитывались возрастные особенности обучающихся, имеющие представления и знания по данной программе.

Цель урока:

  • Дать понятие о симфоническом оркестре. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра

  • Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки

Задачи урока:

Предметные: Сформировать представление о роли дирижера, видах и группах симфонического оркестра, об истории возникновения дирижирования и дирижерской палочки, о дирижерских схемах (2-х и 3-х-дольной), о партитуре, познакомить ребят со знаменитыми дирижерами.

Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету, развивать исполнительскую и слушательскую культуру школьников.

Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.

Планируемый результат:

Обучающиеся научатся:

Знать понятия дирижер, оркестр, группы инструментов симфонического оркестра, виды оркестров, ауфтакт, партитура, имена выдающихся дирижеров, 2-х и 3-х-дольные схемы дирижирования, историю возникновения дирижерской палочки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания, работать с информацией, дирижировать по 2-х и 3-х-дольной схемам.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, фортепиано

Методы:

Словесные (беседы, диалог, рассказ учителя, рассказ ученика).

Наглядные (слайды, иллюстрации, раздаточный материал).

Метод рефлексии.

Значительное место отводилось слушанию музыки и практическому исполнению. Использовала приемы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоциональных переживаний, ситуаций занимательности.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

В уроке использовала элементы новых современных технологий:

- метод «Мозговой штурм»;

- ролевая игра;

- здоровье сбережение (вокальная гимнастика, обращала внимание на осанку ребят, проветривание помещения).

- компьютерные технологии;

- обучение в сотрудничестве.

Также использовала личностно – ориентированное обучение (доброжелательная атмосфера, каждый ученик мог выразить свои ощущения, высказать свое мнение);

Высокую работоспособность обучающихся на уроке я поддерживала использованием творческих заданий и приемов (музыкальный оркестр, игра «Дирижёр»); вокальная гимнастика, смена видов деятельности на уроке.

Изучение нового материала занимало на уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, применение ИКТ, выразительное исполнение песни учащимися и учителем совместно – всё это активизирует интерес и повышает работоспособность учащихся. Высокая работоспособность учащихся в течении всего урока достигалась за счёт постоянной смены видов деятельности.

Все этапы урока были логично связаны.

Психологическую атмосферу урока старалась поддерживать своим доброжелательным настроем, который располагал к «живому» общению детей и учителя, похвалой и поощрением и интересными творческими заданиями.

Итог по теме урока, проверку изученного материала я организовала перед заключительным этапом урока, для того чтобы придать логическую завершенность данному этапу урока. Следующий этап логически связан с предыдущей тематикой, лирическим настроем учащихся. Мне хотелось завершить урок на высокой эмоциональной ноте, которой является пение.

Я считаю, что время на уроке использовалось рационально.

В ходе урока я показала, что музыка влияет благотворно на душевное состояние детей. Музыкальное искусство целенаправленно делает человека нравственнее и чище, оно облагораживает и возвышает его.

Я показала, как можно воплотить основные идеи в рамках типичного комбинированного урока музыки. И думаю, что мне это удалось. Мне кажется, что цели урока достигнуты. Удалось погрузить ребят в творческую атмосферу, дать знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создаёт условие для развития творческой активности детей. Ребята убедились, что профессия дирижёра – сложная и ответственная, а музыка играет большую роль в жизни человека.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока с аспектным анализом «Волшебная палочка дирижера».

Автор: Илюшина Юлия Алексеевна

Дата: 04.11.2025

Номер свидетельства: 676684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства