Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, в веселье печален».»
6 класс.
Тема урока: Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, в веселье печален»
Продолжительность урока: 45 минут
Цели:Раскрыть образный и содержательный смысл симфонического творчества В. Моцарта и П.И.Чайковского.
Задачи:
Выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;
Развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;
Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки.
Ход урока.
1.Организационный момент (2 минуты)
П: (Музыкальное приветствие) Здравствуйте ребята!
Д: Здравствуйте!
П: Достанем тетради, подготовимся к уроку.
2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)
П: Ребята, давайте вспомним, каких зарубежных композиторов мы знаем?
Д: (называют композиторов)
П: А кто по вашему мнению великий русский композитор?
П: Сегодня мы поговорим о двух великих композиторах Вольфганг Амадей Моцарт и Петр Ильич Чайковский.
Запишем:
Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791; (слайд 2)
Петр Ильич Чайковский 1840 -1893. (слайд 3)
3.Изучение нового материала. (15 минут)
П:Невидимой ниточкой музыка связала двух гениальных композиторов XVIII и XIX веков – Моцарта и Чайковского.
Первое произведение, которое мы сегодня прослушаем, это произведение - интерпретация«Моцартиана»По словам Чайковского, он «узнал, что такое музыка» благодаря произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Он вспоминал, что испытывал «святой восторг». Сюита была создана в 1887 году в память столетия первой постановки оперы Моцарта «Дон Жуан». Моцартиана – это четыре пьесы В.А.Моцарта, которые П.И.Чайковский переложил для симфонического оркестра, оставив их практически без изменений. И все же пьесы предстают в сюите в новом облике. «Старина в современной обработке» - так характеризуетсюиту № 4 сам композитор.
Запишем:
Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. (слайд 4)
Интерпретация - манера исполнения музыкального произведения путем привнесения в исполнение своего индивидуального вклада. Одно и то же произведение в зависимости от того, кто его исполняет, может звучать совершенно по-разному. (слайд 5)
П: Мы с вами прослушаем только одну пьесу. На следующем уроке мы попробуем сравнить две пьесы Моцарта и Чайковского.
П:Сюита «Моцартиана» по праву считается одним из наиболее светлых и умиротворённых произведений Чайковского.
В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. А в наше время сюита является подлинным памятником великому Вольфгангу Амадею Моцарту – классическим произведением.
С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?
Д: (вспоминают пройденные раннее произведения)
П:Симфонии №40 соль минор. Это произведение знают во всем мире. Под управлением прославленных дирижёров разных стран это произведение исполняли и исполняют. Давайте вспомним, что такое симфония.
Запишем:
Симфония – музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоит из 4 частей. (слайд 7)
П: Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.
Д:Первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре.
П:Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии
Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт
Д:Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.
П:Какой образ композитора возникает при восприятии этой симфонии? Не к нему ли относятся слова «В печали весел, а в веселье печален». Как вы понимаете это высказывание?
П:Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена,Чайковского.
4.Распевка. (3 минуты)
П: А теперь давайте отдохнём и встанем со своих мест.
Дыхательное упражнение:
На выдохе отрывисто произносим «кш»
Распевка:
5.Вокально-хоровая работа (10 минут)
Текст песни:
Посмотри, как всё красиво, Посмотри - простор какой. Точно мать, склонилась ива Над заснувшею рекой. Ветерок метнулся разом, Облаков прорвав кольцо. И ромашка жёлтым глазом Смотрит солнышку в лицо.
Припев: Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней, Нет страны её родней.
Посмотри, леса какие И сады шумят кругом. Наша Родина - Россия Хорошеет с каждым днём. Видишь - яблони и сливы Вдоль дороги стали в ряд. О житье-бытье счастливом В русских сёлах говорят. И берёзку молодую, И кустарник, и траву, - Беззаветно всё люблю я, Всё я родиной зову. Хорошо костер походный На поляне разжигать, Хорошо в стране свободной Мне с друзьями подрастать.
6.Рефлексия (5 минут)
П: Вот и урок подошёл к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
- О каких композиторах?
- как вы понимаете фразу «В печали весел, а в веселье печален»?
- о каких жанрах музыки мы сегодня говорили (сюита, симфония)
7.Домашнее задание (2 минуты)
Найти интересные факты о композиторах Моцарт и Чайковский.