kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, в веселье печален».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образный и содержательный смысл симфонического творчества В.А.Моцарта и П.И.Чайковского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, в веселье печален».»

6 класс.

Тема урока: Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, в веселье печален»

Продолжительность урока: 45 минут

Цели:Раскрыть образный и содержательный смысл симфонического творчества В. Моцарта и П.И.Чайковского.

Задачи:

  • Выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;

  • Развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;

  • Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки.





Ход урока.





1.Организационный момент (2 минуты)



П: (Музыкальное приветствие) Здравствуйте ребята!

Д: Здравствуйте!

П: Достанем тетради, подготовимся к уроку.

2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)



П: Ребята, давайте вспомним, каких зарубежных композиторов мы знаем?

Д: (называют композиторов)

П: А кто по вашему мнению великий русский композитор?

П: Сегодня мы поговорим о двух великих композиторах Вольфганг Амадей Моцарт и Петр Ильич Чайковский.

Запишем:

  • Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791; (слайд 2)

  • Петр Ильич Чайковский 1840 -1893. (слайд 3)



3.Изучение нового материала. (15 минут)



П:Невидимой ниточкой музыка связала двух гениальных композиторов XVIII и XIX веков – Моцарта и Чайковского.

Первое произведение, которое мы сегодня прослушаем, это произведение - интерпретация«Моцартиана»По словам Чайковского, он «узнал, что такое музыка» благодаря произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Он вспоминал, что испытывал «святой восторг». Сюита была создана в 1887 году в память столетия первой постановки оперы Моцарта «Дон Жуан». Моцартиана – это четыре пьесы В.А.Моцарта, которые П.И.Чайковский переложил для симфонического оркестра, оставив их практически без изменений. И все же пьесы предстают в сюите в новом облике. «Старина в современной обработке» - так характеризуетсюиту № 4 сам композитор.

Запишем:

  • Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. (слайд 4)

  • Интерпретация - манера исполнения музыкального произведения путем привнесения в исполнение своего индивидуального вклада. Одно и то же произведение в зависимости от того, кто его исполняет, может звучать совершенно по-разному. (слайд 5)

П: Мы с вами прослушаем только одну пьесу. На следующем уроке мы попробуем сравнить две пьесы Моцарта и Чайковского.

Слушаем: Чайковский - Моцартиана 1 часть. Жига.(слайд 6)

П:Сюита «Моцартиана» по праву считается одним из наиболее светлых и умиротворённых произведений Чайковского.

В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. А в наше время сюита является подлинным памятником великому Вольфгангу Амадею Моцарту – классическим произведением.

С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?



Д: (вспоминают пройденные раннее произведения)

П:Симфонии №40 соль минор. Это произведение знают во всем мире. Под управлением прославленных дирижёров разных стран это произведение исполняли и исполняют. Давайте вспомним, что такое симфония.

Запишем:

  • Симфония – музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоит из 4 частей. (слайд 7)

П: Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.

Слушаем: Моцарт – симфония №40 G-m (1 часть)(слайд 8)

Д:Первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре.

П:Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии

Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт

Д:Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.

П:Какой образ композитора возникает при восприятии этой симфонии? Не к нему ли относятся слова «В печали весел, а в веселье печален». Как вы понимаете это высказывание?

П:Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена,Чайковского.



4.Распевка. (3 минуты)



П: А теперь давайте отдохнём и встанем со своих мест.

Дыхательное упражнение:

На выдохе отрывисто произносим «кш»

Распевка:



5.Вокально-хоровая работа (10 минут)



Текст песни:



Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой. 
Точно мать, склонилась ива 
Над заснувшею рекой. 
Ветерок метнулся разом, 
Облаков прорвав кольцо. 
И ромашка жёлтым глазом 
Смотрит солнышку в лицо. 

Припев: 
Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней. 
В целом свете, в целом свете 
Нет страны её родней, 
Нет страны её родней. 

Посмотри, леса какие 
И сады шумят кругом. 
Наша Родина - Россия 
Хорошеет с каждым днём. 
Видишь - яблони и сливы 
Вдоль дороги стали в ряд. 
О житье-бытье счастливом 
В русских сёлах говорят. 
И берёзку молодую, 
И кустарник, и траву, - 
Беззаветно всё люблю я, 
Всё я родиной зову. 
Хорошо костер походный 
На поляне разжигать, 
Хорошо в стране свободной 
Мне с друзьями подрастать.



6.Рефлексия (5 минут)



П: Вот и урок подошёл к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

- О каких композиторах?

- как вы понимаете фразу «В печали весел, а в веселье печален»?

- о каких жанрах музыки мы сегодня говорили (сюита, симфония)



7.Домашнее задание (2 минуты)



Найти интересные факты о композиторах Моцарт и Чайковский.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шорина Раиля Хасановна

Дата: 16.05.2023

Номер свидетельства: 631646


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства