Конспект урока по специальности фортепиано.Тема «Работа над звуком, как основная составляющая, в создании художественного образа в музыке».
Конспект урока по специальности фортепиано.Тема «Работа над звуком, как основная составляющая, в создании художественного образа в музыке».
Звучание «красивое» в одном произведении может оказаться «некрасивым» в другом. Потому так интересна тема - работа над звуком, принципами, приёмами звукоизвлечения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по специальности фортепиано.Тема «Работа над звуком, как основная составляющая, в создании художественного образа в музыке».»
Презентация урока «Работа над звуком, как основная составляющая, в создании художественного образа в музыке» .
Мартыненко-Алексеева Юлиана Ивановна
преподаватель по классу фортепиано
ДМШ им. Д.Нурпеисовой,2 филиала
г.Уральск
Урок по специальности фортепиано в 1 классе, с ученицей 1 года обучения Саидой Е.
Цели:
1. Формирование основных компетенций: пианистических приёмов, необходимых для художественного исполнения музыкального произведения.
2.Развитие самостоятельности, творческого мышления, внутреннего слуха учащихся, свободы пианистического аппарата.
3.Воспитание интереса к музыке, умения сосредоточенно, осмысленно работать над музыкальным произведением.
Задачи:
1. Обучение основным приёмам музыкальной выразительности, необходимые для воплощения художественного образа музыкальных произведений.
2. Привить ребёнку культуру исполнения изучаемых произведений. Воспитание интереса к музыке в целом, не только к изучаемым музыкальным произведениям.
4. Подведение итогов урока. Оценка. Запись домашнего задания. Рефлексия.
Ход урока.
Организационный этап. Преподаватель объясняет тему занятия и зачитывает методическое сообщение.
Методическое сообщение
По словам Г.Г. Нейгауза, музыка - это прежде всего искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями, она говорит только звуками. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зрительные образы. Её структура также закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиции картины, архитектурного построения. Исполнители не различают музыку, они её воссоздают в её органическом единстве и целостности. Поэтому подлинная красота звучания - это всегда красота содержательная, выражающая сущность художественного образа.
Звучание «красивое» в одном произведении может оказаться «некрасивым» в другом. Потому так интересна тема - работа над звуком, принципами, приёмами звукоизвлечения.
Г.Г. Нейгауз, как и многие другие выдающиеся педагоги, считал, что 3/4 работы в классе с учеником - это прежде всего работа над звуком. Трудно с этим не согласиться. И в музыкальных школах, и в музыкальных училищах, а также в ВУЗах перед учениками, студентами ставятся определённые звуковые задачи. Конечно, степень их сложности зависит
от возможностей, одарённости конкретного ученика, от исполняемого произведения, собственной трактовки. Даже на приёмных экзаменах в музыкальную школу, педагог пытается выявить у ребёнка зачатки многогранного комплекса музыкально - слуховых способностей, необходимых для будущего обучения игре на инструменте. К этим способностям относится и наличие звуковысотного мелодического слуха, эмоциональная отзывчивость на слушаемую музыку, степень устойчивости слухового внимания, быстрота эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы и т.д.
Уже в комплексном музыкально-исполнительском развитии ученика главное место принадлежит воспитанию слуховых способностей, этого фундамента музыкального мышления. Оно осуществляется на основе опыта слушания музыки и тщательной работы по воспитанию слуха пианиста. Умение слушать и слышать своё исполнение и своевременно корректировать художественно - звуковую и техническую стороны игры - способность, нуждающаяся в развитии с первых же шагов обучения.
Ход урока.
Начинаем урок с Гимнастики для кисти и пальцев, помогающей развить активность и гибкость (вместе с учителем выполняют упражнение М . Пинской « Домик»).
Ну вот ,пальчики мы свои размяли .А теперь садись красиво, ровно ,удобно и мы начнём наш урок.
Б. Барток Этюд (Противоположное движение).
Ученику предлагается сыграть этюд в медленном темпе крепкими и активными пальцами, глубоким «сочным» звуком, со всеми динамическими оттеночками.Продолжаем работу над разными интонациями. При следующем проигрывании увеличиваем темп и пытаемся сохранить певучесть звучания инструмента.
Ю. Литовко Песенка дождя
При работе над этой пьесой необходимо заострить внимание ученика на исполнении штрихов ( лиг, снятия рук в конце фраз, портаменто, стаккато). Движения рук должны быть гибкими, изящными, но в тоже время уверенными. Обратить внимание ученицы на расширение диапазона клавиатуры. Исполнение в характере.
Латышская народная песня Шесть маленьких барабанщиков
Приступая к изучению новой пьесы, важно понять её строение(здесь одночастное, но состоящее и двух предложений, повторного строения) , обнаружить особенности изложения ,характерные для одного из трёх ,известных нам музыкальных жанров: песни, танца или марша. На признаки марша мы обратили внимание изложение левой руки –как шаги, чётко и ритмично.
С какими трудностями мы встретились при исполнении этой пьесы? В левой руке опору делать на пятый пальчик в басу, скачки выполнять не зажимая руку, перелетать как мячик.
В правой руке нужно обратить внимание на пассаж на легато - как утюжочком вести к верхушечке с крещендо;
При работе над переключением с медленного темпа и довольно «плотного» звука на сравнительно легкое звучание необходимое при подвижном темпе, но более точно и легко, можно сделать после того как ученик найдет соответствующие ощущения пальцев и руки, можно увеличить темп, сохраняя нужные качества звучания. Исполнение пьесы полностью наизусть
Л .Годовский Танец
Изложение пьесы отличается ясной логикой развития ,написана в 3 частной форме, и не лишен мелодической линеарности ( последовательного изменения высоты звуков, образующее ту или иную мелодическую линию). Моя задача - помочь объединить звуки в интонационно правильные микроструктуры, найти в них точки тяготения, то есть сделать исполнение грамотным и осмысленным.
Подготовительная работа: - проучивание произведения отдельными руками-обращали внимание на подкладывание первого пальца и перекладывание руки через этот палец в ведении мелодии; и работы над ощущением опоры руки на пальцы в аккомпанементе; выявление мотивов, гармонии, средств выразительности, проработка трудных технических мест, соотношение с эмоциональной образной стороной, работа над произведением по частям.
Цель исполнения- практическое применение и закрепление полученных раннее навыков.
Заключительная часть. Обобщение всего сделанного на занятии;
-выводы на основе проделанной работы (проверить результаты проделанной работы)
-объяснение домашнего задания, оценка .Рефлексия.
« Во всяком хорошем фортепианном исполнении есть очень важная искорка, которая, кажется, превращает каждую интерпретацию шедевра в живое произведение искусства,-С.В.Рахманинов - «Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры». Хотелось бы ,чтобы каждое твоё исполнение было именно таким-живым,с искоркой.
Предстоит много работы, слушала ты внимательно, повторяла грамотно, выполняла все правила и требования. Заслужила оценку «5».
Спасибо за урок.
Использованная литература.
Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального произведения - Казань, 2013 г.
Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика ХХI, 2004.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984