kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Образ Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве и кинематографии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Рассмотреть образ Александра Невского в разных видах  искусства – музыки, живописи, кинематографии.

Задачи:

  1. Усвоить определение жанра кантаты.
  2. Рассмотреть  значимость различных видов искусства для познания художественного образа Александра Невского.
  3. Проанализировать примеры произведений изобразительного искусства, музыки, кино.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Образ Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве и кинематографии".»

Конспект урока музыки Савиной Елены Юрьевны г. Рыбинск

Урок музыки в 5 классе по теме: "Образ Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве и кинематографии".

Цель: Рассмотреть образ Александра Невского в разных видах искусства – музыки, живописи, кинематографии.

Задачи:

  1. Усвоить определение жанра кантаты.

  2. Рассмотреть значимость различных видов искусства для познания художественного образа Александра Невского.

  3. Проанализировать примеры произведений изобразительного искусства, музыки, кино.

Коррекционные:

  1. развивать умение применять средства музыкальной выразительности при анализе музыкальных фрагментов,

  2. развивать точность интонирования при вокализации тем,

  3. развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать словарный запас;

  4. корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.

сформировать УУД:

Предметные:

  • сформированность потребности в общении с музыкой для духовно-нравственного развития на основе осознания роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров отечественного музыкального наследия;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; постижение музыкальных и культурных традиций своего народа;

  • приобретение устойчивых навыков, расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Метапредметные:

  • умение выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира, определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства;

  • умение соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

  • умение наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров; распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;

  • участие в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за прошлое и настоящее народа России; знание культуры своего народа, своего края;

  • чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувства других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народа России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Технологическая карта урока


Структура урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент.


Музыкальное приветствие

Музыкальное приветствие.


(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД приветствуют учителя.

(Регулятивные УУД) Настраиваются на работу, на тему урока.

Постановка темы и цели урока

Исполнение песни "Солдатушки, бравы ребятушки".











Заполнение таблицы (приложение 1)

- О ком эта песня?

- Для чего стране необходимы солдаты? От кого они защищают нашу Родину?

Как еще называют защитников Отечества, которые не жалея свей жизни защищали женщин, детей? (Героями)

-Как звучала музыка в песне?


При необходимости (если учащиеся затрудняются) учитель проигрывает на фортепиано главные темы.

-Как эти произведения связаны? (в них рассказывается о героях разных лет, защищавших нашу Родину)

-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о героях, защитниках нашей Родины)















Знание музыкальных тем музыки на героическую тематику, умение построить логическую цепочку из музыки ответов на вопросы.

Познавательные УУД) отвечают на вопросы учителя.
(Коммуникативные УУД аргументируют своё мнение в ответ на вопросы учителя.
(Регулятивные УУД- формулируют тему урока и цели)


Введение в тему




















Изучение нового материала.




























































































Повторение изученного материала.










































Работа в группах по анализу картин и подбору средств музыкальной выразительности к картинам триптиха.

















Взаимооценка.







Выход на тему урока. Учащиеся сами называют тему урока.














Краеведческий компонент















Творческое задание: «Создай образ Александра Невского». Инсценировка образа.
























Заключительный этап.































Рефлексия.






































Домашнее задание.


























Просмотр фрагмента из к/ф "Александр Невский" (Кто к нам с мечом пойдет...)

Имя Александра Невского хорошо известно на Руси. Прославился он своими ратными подвигами в начале XIII века, когда одержал победу со шведами. В тот момент ему было лишь 20 лет. Справедливый князь, мудрый правитель, дальновидный политик, отважный воин, милосердный воевода, всегда отпускал пленных.


Сражение со шведами произошло на Неве-реке в 1240 году.







(Ледовое побоище на Чудском озере, сражение с тевтонскими рыцарями).






























Кантата - многочастное произведение.



Хор, солисты. (на слайде презентации появляется изображение хора, солиста и оркестра)


Оркестр.


КАНТАТА - это многочастное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра.




























-Воодушевить на дальнейшие решительные и мужественные действия против врага, это пример сильной воли, духа, победы и воинской сплоченности.







-Набат.

Исполнение части кантаты "Вставайте, люди русские!". Несколько учащихся исполняют удары колокольного звона на колокольчиках, остальные правой рукой передают движение звонаря, который ударяет в колокол, оповещая об опасности.( хоровое пение с опорой на текст и пластическое интонирование).


-Три части.



-Части контрастные.



Музыка, кинофильм.










Художник был убежден, что искусство может укрепить веру людей в грядущую победу.


-Картина, состоящая из 3-х частей.



Центральная.


На ней изображен главный герой, полководец, благодаря которому события закончились победой.

Работа в группах. Ребятам предлагается рассмотреть триптих в группах, у каждой группы будет возможность обсудить описание одной картины Павла Корина, а потом выступить с описанием. Работа с учебником и раздаточным материалом:(учащимся предлагается описание, в котором они выбирают главную мысль и подбирают музыку к картинам). Говоря о музыке учащиеся предлагают характер музыки, темп, динамику; возможно предложат инструменты для главной мелодии.)

Приложение 2

Взаимооценка.



Подвиги Александра Невского нашли отклик в творчестве художников, композиторов, кинорежиссеров.

















Храм Александра Невского
















Выходит один ученик к доске, ему предложено быть режиссером.









(Учащийся выбирает трех мальчиков на главную роль)



1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»

2. «С родной земли умри, а не сойди!»

3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»


Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию. 



Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников, композиторов, режиссеров их оружием являются ноты, картины, фильмы.







  • я узнал…(О к/ф «Александр Невский», о картине П.Корина …)

  • Мне стало интересно… ( как происходили съемки фильма С.Эйзенштейна, ...)

  • Я еще хочу узнать… (существуют ли еще картины, рассказывающие о героических подвигах А.Невского….)

-Узнали героя кинофильма? Кто он? Что вы о нем знаете?














-Почему его называют Невским?



-А вот этот фильм Сергей Эйзенштейн снял о еще одной битве Александра Невского и его войска. Вы знаете о каком событии идет речь?




Мы посмотрели фрагмент из кинофильма, но кинофильм был бы не таким ярким и эмоциональным если бы в нем не использовалась музыка. Сергей Эйзенштейн пригласил для создания музыки Сергея Прокофьева. Режиссер снимал кадры с событиями и передавал композитору записанный на пленку материал, а Сергей Прокофьев просмотрев его создавал музыку. Случалось и наоборот, сначала появлялась музыка, а уже к ней снималась сцена. Так в 1938году появился художественный фильм "Александр Невский".

Но эта музыка так захватила Сергея Прокофьева, что он решил продолжить работу в другой музыкальной форме. Так появилась кантата.

-Что такое КАНТАТА?

Мы сегодня уже упоминали часть кантаты "Вставайте, люди русские!", если этот отрывок является лишь частью, то кантата – это?


-Кто исполняет кантату?




-А музыкальное сопровождение обеспечивает один инструмент или оркестр?


Давайте соединим воедино все определение.




В кантате С.Прокофьева 7 частей:

1.«Русь под игом монгольским», 2. «Песня об Александре Невском», 3.«Крестоносцы во Пскове», 4. «Вставайте, люди русские», 5. «Ледовое побоище»,6. «Мертвое поле»,7. «Въезд Александра во Псков».

Нам знакомы вторая, четвертая и шестая части.“Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской Армии.

-Как вы думаете, зачем в военное время людям музыка С.Прокофьева?






Во вступлении части "Вставайте, люди русские" звучит призывно колокол. Какой вид колокольного звона использует композитор?















-Сколько частей в музыке?

Какие они по характеру, одинаковые?


- Ребята, все эти события отразили разные виды искусства, какие?


Художники не остались равнодушными к событиям тех далеких лет. И мы познакомимся с триптихом Павла Крина "Александр Невский". Создавалась эта работа во время суровой военной зимы 1942 года.

- Как вы думаете, что своим живописным произведением хотел зрителю сказать автор в годы Великой Отечественной войны?


- Как вы понимаете, что такое триптих? Это слово в переводе обозначает сложенный втрое.

- Какая из картин главная?


Почему?
























Произведения разных искусств созвучны друг другу? Почему?






- Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? (Образ Александра Невского в музыке, живописи и кино).

Назовите эти произведения искусства? (С.С.Прокофьев кантата "Александр Невский", С.Эйзенштейн кинофильм "Александр Невский", Павел Корин триптих "Александр Невский".

- Есть ли в нашем городе такие места, которые напоминают нам о подвигах Александра Невского? (Храм Александра Невского возведен в 1918 году, неподалеку от деревни Макарово. С 1930 церковь была закрыта из - за войны, разрухи. А в 1997 году ее восстановили и она до сих пор радует прихожан.)(Краеведческий аспект)

-Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?

- Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса взял бы на главную роль?

Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией (мужественно, твердо и решительно):

(Предлагается примерить шлем, взять в руки меч и щит и произнести великие слова) Учащиеся выбирают лучшее исполнение роли.

Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово?



А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, кинорежиссера Эйзенштейна? Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?



А кто из вас может назвать себя патриотом? А что является вашим оружием?
Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы – будущее России.








Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, архитектура, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о героях, защитниках России; создать ИКТ: презентацию на тему: «Образы А.Невского в изобразительном искусстве, литературе, музыке».

























Определение видов искусств, умение воспринимать в произведениях объединяющее начало.
























Знать значение музыкального термина Кантата.








































































































































































Знать значение слова ПАТРИОТ.















































































































Познавательные УУД - структурируют ранее полученные знания по теме


Коммуникативные УУД – Высказывают суждения, объясняют значение терминов


Регулятивные УУД осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные УУД . характеризуют героя и причины совершаемых им поступков, дают ему нравственную оценку.














Познавательные УУД - самостоятельное изучение и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.



Коммуникативные УУД -. Рассказывают на основе плана, Описывают произведения, дают ему оценку














































































Регулятивные УУД - Составляют план ответов, Распределяют работу в группе, подбирают художественный материал для презентации.





































Познавательные УУД - Сравнивают и анализируют образ А. Невского в произведениях, представленных на уроке


Коммуникативные УУД - понимание возможности различных позиций и точек зрения


Регулятивные УУД - обобщение информации, оценивание результата


Личностные УУД - . Называют авторов и причины, побудивших их создать образ защитника Отечества дают им нравственную оценку.



Личностные УУД:

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за прошлое и настоящее народа России; знание культуры своего народа, своего края














































Приложение 1

Композитор

Жанр

Название

Михаил Иванович Глинка

опера



кантата

Вставайте, люди русские!

Русский народ


Шел ленинградский паренек







Приложение 2

Раздаточный материал для учащихся:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Левая часть картины называется "Северная баллада".

Баллада - это стихотворение, в котором описываются героические подвиги. Павел Корин в "Александре Невском" не изображает сражений и не показывает гибели бойцов.

На картине изображен немолодой воин и рядом с ним женщина. Рука его крепко сжимает рукоять меча. Меч уже вынут из ножен, он готов к бою. Одет воин проще чем князь Александр. Ни грудь, ни руки не прикрыты железом, нет на нем и шлема. Лицо у воина суровое озабоченное, он печалится о том, что бедствия обрушились на русский народ, но хочет успокоить женщину. Он протянул руку вперед, как бы убеждая: "Не бойся, мы остановим врага". А женщина внимательно слушает. Она немолода. Лицо скорбное, строгое. Художник показывает красоту русской женщины, ее сильный характер. Строга и сурова женщина, но, видимо, добра и приветлива. Доверчиво лежит у её ног пес. Одета она в расшитый красивым узором длинный сарафан, какой носили в те времена новгородские женщины.

Художник изобразил величественную и вместе с тем скромную природу русского Севера: густой лес на берегу светлого озера, простые деревянные строения и темные ели вокруг. В тихой глади озера отражаются деревья и легкие розовые облачка плывущие в бледно-голубом северном небе. Ягоды рябины создают чувство тревоги на картине. Но на всем полотне художник передает два чувства: чувство тревоги за Отчизну и уверенность, что народ сможет одолеть врага.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Правую картину триптиха Павел Корин назвал "Старинный сказ".

Сказ - это повествование об исторических событиях, сложенное народом. "Северный сказ" отличается от "Северной баллады" большим количеством деталей, общий характер её более спокойный.

На холсте - древний собор, разрушенный захватчиками, внутри него разрослись цветы и травы. На стене видны сохранившиеся росписи- изображение Николая-Угодника. В этой части триптиха художник пишет портреты людей. Седой старик - лицо у него приветливое, он смеётся. Одет празднично, в расшитый узором кафтан, подпоясан красным кушаком. Рядом - молодой высокий мужчина, лицо у него усталое, но спокойное. Одет тоже нарядно - пестрый кафтан, сапоги с узорами. Но рука еще держит оружие - металлический шар с шипами на железном стержне - это палица или булава. Ею расправлялся воин с врагом.

В центре картины - старушка. У неё милое, доброе лицо, чуткие, лукавые глаза. Это образ сказительницы, пришедшей из северных преданий.

Эта часть триптиха написана светлыми красками - голубыми, розовыми, желтыми.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Центральная часть триптиха "Александр Невский"

Изображение полководца занимает центральную часть триптиха. Он дан выше человеческого роста - стоит прямо, ноги чуть развернуты, чтобы прочнее опираться на землю.

Линию горизонта художник расположил низко. От этого полководец кажется более высоким, величественным. Руки крепко сжимают рукоять меча. Они точно железные. Да и вся фигура Александра Невского словно выкована из железа. Она грозно выделяется на фоне неспокойного неба.

Воинское одеяние князя сверкает холодными отблесками металла. Так художник размером фигуры, позой, цветом передал образ полководца. Победное настроение предает картине красный цвет, которым написан плащ, развивающийся за спиной Александра Невского.

Лицо князя озабочено - брови нахмурены, глубокие морщины - следы тяжких забот и ратных дел. Взгляд сосредоточенный, проницательный. В те далекие времена люди верили в Бога. Вот почему, следуя исторической правде, художник поместил за плечами Александра Невского боевое знамя с изображением божественного лика или Спаси - спасителя, защитника людей по их тогдашним представлениям.

Обращаясь к воинам, князь сказал :"Не в силе Бог, а в правде".

Художник Павел Корин изобразил Александра Невского на берегу реки Волхов, а на другом берегу Софийский Собор. Художник не случайно нарисовал его на картине - он показал, что русские люди, сражаясь против захватчиков, защищали не только свою землю, но и свое искусство, культуру.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Если бы вы были композитором, какая музыка подошла бы к этой картине Павла Корина. Предположите...

Характер музыки

Маршевый, танцевальный, песенный

Мелодия

Суровая, уверенная, сдержанная, мужественная, повествовательная, размашистая, певучая, раскачивающаяся, светлая, плавная, настороженная, тяжеловатая, спокойная, угрожающая, застенчивая, зловещая, величественная, мощная, героическая, богатырская, неторопливая, суровая, трагическая, лирическая, разрушительная.

Оркестровка

Преобладают (струнные, барабаны, духовые инструменты)

Динамика

Форте (громко), пиано (тихо),усиливается громкость, затихает.

Лад

Мажор (весело) или минор(грустно)

Ритм

Пунктирный, ровный, синкопированный

Темп

Медленный, быстрый, не спеша, умеренно




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савина Елена Юрьевна

Дата: 23.11.2021

Номер свидетельства: 592427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства