Введение в тему Изучение нового материала. Повторение изученного материала. Работа в группах по анализу картин и подбору средств музыкальной выразительности к картинам триптиха. Взаимооценка. Выход на тему урока. Учащиеся сами называют тему урока. Краеведческий компонент Творческое задание: «Создай образ Александра Невского». Инсценировка образа. Заключительный этап. Рефлексия. Домашнее задание. | Просмотр фрагмента из к/ф "Александр Невский" (Кто к нам с мечом пойдет...) Имя Александра Невского хорошо известно на Руси. Прославился он своими ратными подвигами в начале XIII века, когда одержал победу со шведами. В тот момент ему было лишь 20 лет. Справедливый князь, мудрый правитель, дальновидный политик, отважный воин, милосердный воевода, всегда отпускал пленных. Сражение со шведами произошло на Неве-реке в 1240 году. (Ледовое побоище на Чудском озере, сражение с тевтонскими рыцарями). Кантата - многочастное произведение. Хор, солисты. (на слайде презентации появляется изображение хора, солиста и оркестра) Оркестр. КАНТАТА - это многочастное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. -Воодушевить на дальнейшие решительные и мужественные действия против врага, это пример сильной воли, духа, победы и воинской сплоченности. -Набат. Исполнение части кантаты "Вставайте, люди русские!". Несколько учащихся исполняют удары колокольного звона на колокольчиках, остальные правой рукой передают движение звонаря, который ударяет в колокол, оповещая об опасности.( хоровое пение с опорой на текст и пластическое интонирование). -Три части. -Части контрастные. Музыка, кинофильм. Художник был убежден, что искусство может укрепить веру людей в грядущую победу. -Картина, состоящая из 3-х частей. Центральная. На ней изображен главный герой, полководец, благодаря которому события закончились победой. Работа в группах. Ребятам предлагается рассмотреть триптих в группах, у каждой группы будет возможность обсудить описание одной картины Павла Корина, а потом выступить с описанием. Работа с учебником и раздаточным материалом:(учащимся предлагается описание, в котором они выбирают главную мысль и подбирают музыку к картинам). Говоря о музыке учащиеся предлагают характер музыки, темп, динамику; возможно предложат инструменты для главной мелодии.) Приложение 2 Взаимооценка. Подвиги Александра Невского нашли отклик в творчестве художников, композиторов, кинорежиссеров. Храм Александра Невского Выходит один ученик к доске, ему предложено быть режиссером. (Учащийся выбирает трех мальчиков на главную роль) 1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» 2. «С родной земли умри, а не сойди!» 3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!» Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию. Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников, композиторов, режиссеров их оружием являются ноты, картины, фильмы. я узнал…(О к/ф «Александр Невский», о картине П.Корина …) Мне стало интересно… ( как происходили съемки фильма С.Эйзенштейна, ...) Я еще хочу узнать… (существуют ли еще картины, рассказывающие о героических подвигах А.Невского….) | -Узнали героя кинофильма? Кто он? Что вы о нем знаете? -Почему его называют Невским? -А вот этот фильм Сергей Эйзенштейн снял о еще одной битве Александра Невского и его войска. Вы знаете о каком событии идет речь? Мы посмотрели фрагмент из кинофильма, но кинофильм был бы не таким ярким и эмоциональным если бы в нем не использовалась музыка. Сергей Эйзенштейн пригласил для создания музыки Сергея Прокофьева. Режиссер снимал кадры с событиями и передавал композитору записанный на пленку материал, а Сергей Прокофьев просмотрев его создавал музыку. Случалось и наоборот, сначала появлялась музыка, а уже к ней снималась сцена. Так в 1938году появился художественный фильм "Александр Невский". Но эта музыка так захватила Сергея Прокофьева, что он решил продолжить работу в другой музыкальной форме. Так появилась кантата. -Что такое КАНТАТА? Мы сегодня уже упоминали часть кантаты "Вставайте, люди русские!", если этот отрывок является лишь частью, то кантата – это? -Кто исполняет кантату? -А музыкальное сопровождение обеспечивает один инструмент или оркестр? Давайте соединим воедино все определение. В кантате С.Прокофьева 7 частей: 1.«Русь под игом монгольским», 2. «Песня об Александре Невском», 3.«Крестоносцы во Пскове», 4. «Вставайте, люди русские», 5. «Ледовое побоище»,6. «Мертвое поле»,7. «Въезд Александра во Псков». Нам знакомы вторая, четвертая и шестая части.“Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской Армии. -Как вы думаете, зачем в военное время людям музыка С.Прокофьева? Во вступлении части "Вставайте, люди русские" звучит призывно колокол. Какой вид колокольного звона использует композитор? -Сколько частей в музыке? Какие они по характеру, одинаковые? - Ребята, все эти события отразили разные виды искусства, какие? Художники не остались равнодушными к событиям тех далеких лет. И мы познакомимся с триптихом Павла Крина "Александр Невский". Создавалась эта работа во время суровой военной зимы 1942 года. - Как вы думаете, что своим живописным произведением хотел зрителю сказать автор в годы Великой Отечественной войны? - Как вы понимаете, что такое триптих? Это слово в переводе обозначает сложенный втрое. - Какая из картин главная? Почему? Произведения разных искусств созвучны друг другу? Почему? - Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? (Образ Александра Невского в музыке, живописи и кино). Назовите эти произведения искусства? (С.С.Прокофьев кантата "Александр Невский", С.Эйзенштейн кинофильм "Александр Невский", Павел Корин триптих "Александр Невский". - Есть ли в нашем городе такие места, которые напоминают нам о подвигах Александра Невского? (Храм Александра Невского возведен в 1918 году, неподалеку от деревни Макарово. С 1930 церковь была закрыта из - за войны, разрухи. А в 1997 году ее восстановили и она до сих пор радует прихожан.)(Краеведческий аспект) -Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом? - Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса взял бы на главную роль? Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией (мужественно, твердо и решительно): (Предлагается примерить шлем, взять в руки меч и щит и произнести великие слова) Учащиеся выбирают лучшее исполнение роли. Невский был патриот. А как вы понимаете это слово? А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, кинорежиссера Эйзенштейна? Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты? А кто из вас может назвать себя патриотом? А что является вашим оружием? Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы – будущее России. Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, архитектура, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное. Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о героях, защитниках России; создать ИКТ: презентацию на тему: «Образы А.Невского в изобразительном искусстве, литературе, музыке». | Определение видов искусств, умение воспринимать в произведениях объединяющее начало. Знать значение музыкального термина Кантата. Знать значение слова ПАТРИОТ. | Познавательные УУД - структурируют ранее полученные знания по теме Коммуникативные УУД – Высказывают суждения, объясняют значение терминов Регулятивные УУД осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Личностные УУД . характеризуют героя и причины совершаемых им поступков, дают ему нравственную оценку. Познавательные УУД - самостоятельное изучение и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД -. Рассказывают на основе плана, Описывают произведения, дают ему оценку Регулятивные УУД - Составляют план ответов, Распределяют работу в группе, подбирают художественный материал для презентации. Познавательные УУД - Сравнивают и анализируют образ А. Невского в произведениях, представленных на уроке Коммуникативные УУД - понимание возможности различных позиций и точек зрения Регулятивные УУД - обобщение информации, оценивание результата Личностные УУД - . Называют авторов и причины, побудивших их создать образ защитника Отечества дают им нравственную оценку. Личностные УУД: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за прошлое и настоящее народа России; знание культуры своего народа, своего края |