kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки для 7 класса по теме «Музыкальный шедевр в 16-ти тактах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вход в класс под «Полонез» Ф.Шопена.

Приветствие, посадка.

У: Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.

Обратили ли вы внимание, что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?

Д: Да, эта музыка нам знакома. Это «Полонез» польского композитора Фредерика Шопена. Рис 1

У: Верно, действительно, это «Полонез», а вы знаете, что это такое?

Д: Это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки для 7 класса по теме «Музыкальный шедевр в 16-ти тактах»»

Конспект урока музыки для 7 класса
по теме «Музыкальный шедевр в 16-ти тактах»

Лукашина Маргарита Геннадьевна, учитель музыки МОУ СОШ №8, г. Саранск



Художественно-педагогическая идея:

«Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота».

Р. Роллан

Цели урока:

  • Образовательная:

Сформировать у учащихся представление о простейшем построении в музыке – периоде, о его использовании разными композиторами в своем творчестве.

  • Воспитательная:

Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Воспитывать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства.

  • Развивающая:

Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.

Расширять ассоциативное поле школьников и эмоционально-образовательную сферу художественных образов.



Частные задачи:

п/п

Раздел урока

Музыкальный репертуар

Частные задачи

Способы их решения

Время

1

Оргмомент.

Ф.Шопен «Полонез а-dur».

Вход в класс, создание творческой, рабочей атмосферы.

Вступительное слово Вопросы и задания, выводящие на стиль композитора.

2-3 мин.

2

Слушание.

Ф.Шопен «Прелюдия № 7».

Настроить на восприятие музыки, особое внимание уделить ее построению и выразительности.

Переход к новой теме, используя музыку Ф.Шопена, нацеливание на включение в музыкально-творческое задание.

20 мин.

3

Хоровое пение.

А.Зацепин, сл. Л.Дербенева «Есть только миг».

Знакомство с песней, разучивание мелодии и текста, работа над выразительностью фраз.

Слушание 1 куплета в исполнении педагога, разучивание.

18 мин.

4

Итог урока.

_

Подведение итогов, обобщение учителя.

Вопросы к детям, обобщение учителя.

5 мин.



Ход урока:

1. Оргмомент.

Вход в класс под «Полонез» Ф.Шопена.

Приветствие, посадка.

У: Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.

Обратили ли вы внимание, что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?

Д: Да, эта музыка нам знакома. Это «Полонез» польского композитора Фредерика Шопена. Рис 1

У: Верно, действительно, это «Полонез», а вы знаете, что это такое?

Д: Это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах.

У: Верно, а что вы помните об авторе этой музыки, Фредерике Шопене?

Д: Это композитор первой половины 19 века, блестящий пианист. Его музыка отличается большой виртуозностью, изяществом, танцевальностью и мечтательностью.

У: Молодцы, действительно, Шопена называли самым поэтичным композитором. Но мне бы хотелось напомнить вам, что судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.

Шопен вдалеке от родимого края,
Влюбленный в прекрасную Польшу свою,
О ней вспоминая, сказал умирая:
«Варшаве я сердце свое отдаю!»

Попробуйте вспомнить, в каких произведениях Шопен «отдавал свое сердце», какие произведения сочинил? Плакаты на доске могут помочь вам, выберите из них нужное (на доске несколько плакатов с названиями музыкальных жанров):



ОПЕРА

ВАЛЬС

МАЗУРКА

СИМФОНИЯ

ПРЕЛЮДИЯ

КОНЦЕРТ

ПОЛОНЕЗ

БАЛЕТ

НОКТЮРН

КАНТАТА



Д: Фредерик Шопен сочинял вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны.

У: Молодцы, вы замечательно справились с заданием, верно назвали все жанры.



II. Слушание.

У: Сегодня удивительная музыка Фредерика Шопена поможет нам понять еще одну тайну музыки – тайну музыкальной формы, о которой мы продолжаем разговор уже в течение нескольких уроков. Сейчас мы обратимся к одной из самых простейших форм музыки. Взгляните на доску и прочтите название темы сегодняшнего урока – «Музыкальный шедевр в 16ти тактах» (записываем).

Художественно-педагогической идеей сегодняшнего урока взяты слова французского писателя начала 20 века Ромена Роллана, прочтите их, подумайте и скажите, как вы их понимаете в связи с формой музыки, с которой нам предстоит познакомиться сегодня?

Д: Наверное, форма музыки, о которой пойдет сегодня речь очень маленькая и простая.

У: Произведение, которое мы услышим, носит название «Прелюдия № 7». Вспомните, что такое «прелюдия»?

Д: Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.

У: Верно. Так вот, произведение Ф. Шопена, которое будет звучать сегодня, действительно очень маленькое, оно умещается на небольшом фрагменте обыкновенной страницы (показываю в учебнике стр.78).

Сейчас я исполню это произведение, а вы выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы (можно по рядам).

1 гр.

Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения.

2 гр.

Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки.

3 гр.

Предположит, о чем этой музыкой мог рассказать композитор слушателю.

Итак, слушаем и работаем.

Исполнение «Прелюдии», опрос и анализ ответов ребят.

У: Молодцы, вы очень верно определили изящество и неторопливость доверительной интонации, аккордовый склад звучания, благородное и светлое спокойствие музыки. В этом небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие в себе и возвышенно-духовные, и нежно-танцевальные истоки.

Мы будто слышали музыкальное послание композитора. Это послание, как мы убедились, весьма лаконично: в музыке оно получило название – период.

Период – один из элементов музыкальной формы, в построении которого выражена одна музыкальная мысль. Период делится на 2 равных предложения. (Показать их, записать определение периода в тетради.)

Давайте послушаем это произведение еще раз, но теперь уже с посланием самого автора.

На фоне музыки чтение фрагмента письма Ф. Шопена:

«…Милая моя, далекая, единственная!

Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…

Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого
танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»



У: Итак, какая же мысль заключена в музыкальном шедевре из 16-ти тактов Шопена?

Д: Любовь и память о Родине, Польше.

У: Вы наверное, помните, ребята, из наших предыдущих бесед о творчестве Фредерика Шопена, что любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что по его просьбе после смерти сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов) Варшавы, и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:

Стоит в Варшаве церковь,
Там стена скрывает человечества святыню –
Шопена сердце –
Тишина полна биеньем сердца этого поныне!

…Вот такая короткая жизнь, но яркая, цельная, во имя любви к Родине. Жизнь – словно миг, мгновение.

Сегодня на уроке прозвучит еще одно произведение, которое подтвердит мысль о скоротечности жизни.



III. Хоровое пение: Это песня «Есть только миг» композитора Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева, написанная к известному кинофильму «Земля Санникова» и, вероятно, многим из вас уже знакомая. Послушайте 1-й куплет этой песни, вспомните ее, обратите внимание на ее интонационные краски и настроение, а также поразмышляйте, похожа ли ее форма на «Прелюдию № 7» Ф. Шопена?

Показ одного куплета.

Д: В этой песне мы слышим лирическое размышление о смысле жизни. Задумчивая, неторопливая, но яркая и выразительная мелодия заставляет и нас размышлять об отношении к собственной жизни: яркой мгновенной вспышкой озарить все вокруг или неторопливо тлеть долгие годы.

У: А что вы можете сказать по поводу построения этого фрагмента песни?

Д: Так же, как и прелюдия, он построен в форме периода, но он усложнен повторением второго предложения, в этом состоит его отличие.

У: Верно, вы правильно определили форму куплета этой песни. А повторение, о котором вы сказали, называется в музыке РЕПРИЗОЙ. (Запись в тетради.)

Предлагаю разучить первый куплет песни.

У: Давайте вместе подумаем, какой образ мы должны создать, исполняя песню?

Д: Задумчивый, философский, лирический.

Разучивание начинаем с выстраивания 1-го звука.

Затем использую приемы:

  1. «Музыкальное эхо» (повторение фраз после исполнения учителем).

  2. Пение по цепочке (по группам или по рядам).

  3. При исполнении особое внимание уделяю плавному, певучему звучанию.

  4. Работаю уже при разучивании над кульминационным развитием.

После разучивания куплета исполняем его с аккомпанементом или фонограммой.

Благодарю за исполнение песни и старание точно воспроизвести ее образ.



IV. Обобщение урока.

У: Итак, с какой простейшей формой музыки мы познакомились?

Д: Мы познакомились с периодом.

У: Как вы поняли, что представляет собой период?

Д: Это построение из 16-ти тактов, выражающее одну музыкальную мысль, и состоящее из двух предложений.

У: Какие произведения в этой форме звучали сегодня на уроке?

Д: «Прелюдия № 7» Фредерика Шопена и песня «Есть только миг».

У: Убедили ли нас эти произведения в правильности и неоспоримости утверждения Ромена Роллана?

Д: Да, конечно, мы встретились с музыкой, которая проста в построении, но удивительно красива и выразительна.

Домашнее задание.

Попробуйте найти среди знакомых вам музыкальных произведений, спетых или прослушанных ранее, произведения, построенные в форме периода.

Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: «Музыка – прежде всего искусство человеческого общения».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока музыки для 7 класса по теме «Музыкальный шедевр в 16-ти тактах»

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 21.09.2021

Номер свидетельства: 587189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства