Конспект урока "Красота обновления жизни в живописи, музыке и поэзии"
Конспект урока "Красота обновления жизни в живописи, музыке и поэзии"
Главной целью в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников музыке. Какие же метапредметные умения могут быть сформированы на этом занятии ?
Это - наблюдение за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; умение воспринимать окружающий мир во всём его многообразии.
На занятии ребята наблюдают примеры содружества нескольких видов искусств, получают возможность познать красоту окружающего мира через разные произведения искусства, осваивают диалоговую форму общения, анализируют. Беседа построена на постоянном эмоциональном воздействии на душу детей, музыка подобрана так, чтобы она вызывала восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Красота обновления жизни в живописи, музыке и поэзии"»
Название работы: «Красота обновления жизни в живописи, музыке, поэзии»
Предметная область: музыка
Участники: 5 класс
Цели: Через погружение в мир художественных образов природы активизировать познавательную деятельность, обозначить связь всех видов искусств.
Задачи:
Обучающие - познакомить с творчеством П.Чайковского, А.Вивальди, Н. Римского- Корсакова; расширить и углубить представления об изобразительных и выразительных возможностях музыкального языка.
Развивающие - развивать эмоционально – осознанное восприятие музыки.
Воспитательные - возбудить интерес к родной природе, воспитывать уважение к произведениям русского искусства.
Аннотация: Использование ИКТ помогло сделать музыкальное занятие более эмоциональным, запоминающимся, заинтересовать учащихся средствами современных технологий, что ближе, понятнее и интереснее современному школьнику; воспитало эмоционально- положительное отношение к предмету.
Главной целью в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников музыке. Какие же метапредметные умения могут быть сформированы на этом занятии ?
Это - наблюдение за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; умение воспринимать окружающий мир во всём его многообразии.
На занятии ребята наблюдают примеры содружества нескольких видов искусств, получают возможность познать красоту окружающего мира через разные произведения искусства, осваивают диалоговую форму общения, анализируют. Беседа построена на постоянном эмоциональном воздействии на душу детей, музыка подобрана так, чтобы она вызывала восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы.
На уроке использованы материалы о жизни и творчестве П.И.Чайковского, его фотографии¸ записи из дневников, репродукции известных картин разных эпох. Звучит разнообразная музыка, но она объединена темой весеннего пробуждения. Творческие задания на данном уроке связаны со зрительной наглядностью в сочетании со слуховой.
Презентация к уроку лежит в основе структуры занятия.
Активизация творческих способностей учеников на уроке музыки постоянно обращается к опыту ребёнка, к жизненным примерам, впечатлениям, а также к произведениям искусств, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления (произведения живописи, фотографии).
В конце даётся творческое домашнее задание.
Список программного обеспечения:
Microsoft PowerPoint
Mozilla FireFox
7. Автор: Алиева Елена Михайловна, учитель музыки.
8. Место работы: МОУ « Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»
Ход внеурочного занятия:
Вступительное слово учителя.
(1 слайд) Важную роль в отражении взаимодействия человека и природы играет искусство. Красота, естественность красок природы вдохновляла многие века художников, музыкантов, архитекторов и скульпторов, поэтов и писателей на создание произведений искусства. Достаточно вспомнить картины И.И.Шишкина (2 слайд), И.И.Левитана ( 3 слайд), М.А.Врубеля, А.К.Саврасова, Н.К.Рериха (4 слайд), музыку П.И.Чайковского, А.Вивальди, Г.В.Свиридова, Э.Грига, поэзию А.С.Пушкина, С.Есенина. Как ярко и образно отражали эти великие люди природу, родные поля, леса, просторы родного края. ( 5, 6 слайд)
https://yandex.ru/images/search?img_url
http://www.hydojnik.ru/Levitan/ - репродукции картин И.И. Левитана.
http://roerih.ru/rerih.php
- Посмотрите на эти картины известных русских художников, что мы видим в них? ( природу)
- Какими словами можно передать настроение живописных полотен?
( Ответы детей)
- И в современном мире природа продолжает наполнять произведения искусства своими новыми яркими красками.
- На уроках музыкального искусства мы познаём окружающий мир, природу, ее красоту через звуки, музыку. Слушая музыку о природе, наверно, формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура.
-А теперь давайте вспомним поэтические строчки А.С Пушкина: ( читаю первую строчку) http://ilibrary.ru/text/436/p.8/index.html
Гонимы вешними лучами,(ученики продолжают) С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.
- Какое время года упоминается?- -весна
- Сегодня мы узнаем, как удивительно передаётся красота поры обновления жизни. И сейчас погрузимся в мир музыки….
( 7 слайд и музыка) Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. Музыка - тончайший инструмент воздействия на чувства. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека.
Ссылка на музыку: music.yandex.ru
( 8 слайд) В дневниках и письмах Петра Чайковского – великого русского композитора можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать "жажду жизни".
( 9слайд)Чайковский писал в дневнике о своей способности "в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни".
( 10 слайд)Тема природы нашла выражение в творчестве многих композиторов. Можно вспомнить Антонио Вивальди (программные концерты "Ночь", "Буря на море", "Времена года"), Йозефа Гайдна (симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер", квартеты "Жаворонок", "Восход солнца"), Николая Римского-Корсакова (образы моря в "Садко" и "Шехеразаде", образ весны в "Снегурочке"), Л.Бетховена, М.Равеля, Э.Грига, Р.Вагнера.
Чаще всего музыка о природе являет собой соотношение выразительностии изобразительности. У некоторых музыка о природе почти целиком сводится к музыкальному отображению навеянных ею настроений, за исключением некоторых изобразительных штрихов. Такова, например, программная музыка Чайковского о природе.
У других, значительную роль играют звукоизобразительные элементы. Например, "Снегурочка" или "Садко" Николая Римского-Корсакова.
( 11 слайд и музыка) Так, "Снегурочку" исследователи даже называют "Птичьей оперой", так как звукозапись пения птиц проходит своего рода лейтмотивом через всю оперу.
Ссылка на музыку: https://xmusik.me/s/65613534-Rimskij-Korsakov_-_Hor_Ptic_iz_opery_Snegurochka/
( 12 слайд) "Садко" же называют "морской оперой", так как основные образы оперы так или иначе связаны с морем.
( 13 слайд) Обратимся к эпохе барокко и "Временам года" Антонио Вивальди. Под таким названием стали известны его первые 4 концерта для скрипки, струнного оркестра и клавесина, имеющие программные названия "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". ( 14 слайд) В основе этого цикла лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержаниекаждого концерта. Картинность, изобразительность считаетсяглавной в концертах Вивальди.
( 15 слайд и музыка) Образ природы во "Временах года" тесно связан с бытовыми сценками, рисующими человека на лоне природы. В каждом концерте цикла выражено настроение, которое Вивальди связывал с тем или иным временем года. В « Лете» - элегическое, грустное,
Ссылка на музыку: https://petamusic.ru/
- А в стихотворении, написанном самим композитором какое?
Весна грядет! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами!
- Приподнятое, радостное.
( 16 слайд) Совершенно по-другому раскрывается природа в музыке Чайковского. В фортепианном цикле « Времена года», который был написан в 1876 году, картины природы композитор связывает с настроением человека. Звукоизобразительные элементы (пение жаворонка, звон колокольчика) играют в пьесах второстепенную роль.
Круговорот смены времён года опоэтизирован композитором, картины природы в его пьесах тесно переплетаются с чувствами, мыслями человека.
- Так как сейчас на дворе весна, я хочу рассказать о весенних пьесах.
Ссылка на музыку: https://petamusic
( 17 слайд и музыка) «Песнь жаворонка» ( Март)- поэтичная зарисовка весенней природы, которую так любил композитор. «… Какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!». Выразительность мелодики пьесы, подголоски сопровождения сочетаются с изобразительными элементами, подражающими пению жаворонка. Ссылка на музыку: https://petamusic
( 18 слайд и музыка) «Подснежник» ( Апрель)
-Каким предстаёт апрель в пьесе «Апрель. Подснежник»? Какие чувства вызывает эта музыка?
- Можно ли сказать, что изображение ранней весны в музыкальной картине П.Чайковского – точная копия картины природы?( высказывания учеников)
-Картины природы композитор связывает с настроением человека.
Пьеса наполнена светлым, волнующе радостным, трепетным состоянием. Волнообразная линия выразительной мелодии, её взлёты и падения, диалог голосов передают необычайное воодушевление. Эти черты вносят в характер музыки страстность и растревоженность.
Ссылка на музыку: https://petamusic
( 19 слайд и музыка) « Белые ночи» ( Май)- в её нежных, задумчивых интонациях Чайковский хотел запечатлеть непередаваемое очарование весенних белых ночей Петербурга, которыми любовался в юношеские годы. Здесь и состояние радостного возбуждения, упоение красотой необычного ночного пейзажа. ( музыка)
( 20 слайд)Влюблённость в родную природу - вот состояние души великого композитора. У Чайковского восприятие природы глубоко личностно.
- Давайте подведём итог, как человек раскрывает весеннее настроение?
( каждый художник, композитор, поэт по- своему передаёт разнообразную палитру чувств, а также гармонию красок природы).
- Но музыка была главной на уроке, потому что образы природы в ней звучат по- особому, неповторимо, утверждая и славя красоту и ценность.
( 21 слайд) Клод Дебюсси ( французский композитор) писал о том,
что « музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…
ИТОГ: - Что сегодня на занятии было для вас важным? Какие чувства вы испытывали на занятии? А как вы думаете, что явилось источником всех этих произведений?
-Посмотрите, какой видеоролик можно составить на музыку А.Вивальди « Весна» 1 часть. Ссылка на сайт: https://www.youtube.com/watch?v=TiD_Fv0oLls
Домашнее задание: Составьте свою песенно- литературную композицию по теме: « Красота обновления жизни в песне и стихах »
Список использованных источников:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Уроки музыки. Москва «Просвещение», 2007г.
2. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.
3. Уроки музыки 1-8 классы с применением современных технологий.,М. «Глобус» 2008.
4. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – http://pedsovet. org/ 5. Русская музыка в школе под редакцией Л.А Рапацкой, М.ВЛАДОС 2003 6. Чепкасова О. А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство». Материалы сайта www. it-n. ru «Сеть творческих учителей».
7. https://yandex.ru/images/search?img_url
http://www.hydojnik.ru/Levitan/ - репродукции картин И.И. Левитана.