kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе " Космический пейзаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по музыке. Цель урока – познакомить учащихся с произведением «Космический пейзаж» одного из самых удивительных композиторов XX в. американца Чарльза Айвза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе " Космический пейзаж"»

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В 6 КЛАССЕ ПО МУЗЫКЕ


Тема урока: Космический пейзаж

Тип урока: изучение новой темы


Цель урока: познакомить учащихся с произведением «Космический пейзаж» одного из самых удивительных композиторов XX в. американца Чарльза Айвза.


Задачи урока:

1. образовательные: осмысление учащимися «звукового мира» данного произведения;

2. воспитательные: побуждение к эмоциональному восприятию материала учебного занятия; бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран;

3. развивающие: развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности.

Оборудование и средства обучения:

1. мультимедийный комплекс;

2. презентация, подготовленная учителем;

3. карточки с заданием;

4. учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2014.


Ход урока

I. Организационный этап

Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке. Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на учебную деятельность. Выдача листов самооценки.

II. Этап проверки знаний, умений, навыков

Дидактическая задача - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; проверить знания всех учащихся.

На предыдущем уроке, тема которого «Инструментальный концерт», проходило знакомство с данным жанром на примере цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Предлагается, по изученному учащимися дома материалу, ответить на вопросы музыкальной викторины. Учащимся раздаются карточки с вопросами. В конце задания – происходит взаимопроверка и оценивание знаний в листе самооценки (за каждый правильный ответ – 1 балл).

Вопросы викторины:

  1. Напишите имя итальянского композитора, изображенного на экране. (Антонио Вивальди)

  2. Создателем какого жанра является этот композитор? (инструментальный концерт)

  3. Сколько частей в данном жанре и какой принцип контраста лежит в основе? (3 части: 1- быстрая, 2- лирическая, певучая, 3- подвижный финал)

  4. Какой цикл концертов, является вершиной его творчества? («Времена года»)

  5. Для какого инструмента написан этот цикл? (для солирующей скрипки и струнного оркестра)

  6. Почему данное произведение называется программным? (имеется название и в основе каждого концерта лежат сонеты самого композитора)

  7. Напишите название двух прозвучавших отрывков. («Зима», «Лето»)


Оценка: 7 баллов – «5»; 5-6 баллов – «4»; 3-4 балла – «3»; 1-2 балла – «2».



III. Этап подготовки учащихся к освоению нового материала

Дидактическая задача – организовать и направить учебно-познавательную деятельность учащихся.

(слайд 1)

На экране 2 изображения: вид космоса и репродукция картины А. Герасимова «Зимний лес. Просека».

Учащимся предлагается определить тему урока по данным изображениям, уточняя, что первое слово будет являться прилагательным, а второе (по жанру картины) – существительным. (Прилагательное – космический, существительное – пейзаж).

(слайд 2) Название темы урока «Космический пейзаж».

Проблемное задание: Можно ли, зная только название темы, определить, о чем пойдет речь на уроке?

Вводная беседа о задачах, которые предстоит решить на уроке, знакомство с планом темы урока.


IV. Этап освоения новых знаний

Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний.


Сколько существует человечество, столько его манили звезды.

      Издавна в мифах и сказках человек воплощал свою вековую мечту о покорении космоса.

Вопрос: назовите сказочных или мифологических героев, которые используя разные предметы, покоряли небо. (Ответы детей).

(слайд 3)

Верно. Это и образ Бабы-яги, которая летала на помеле и в ступе, Ивана-царевича, парящего на ковре-самолете, отважного Синдбада - морехода из арабских сказок «Тысяча и одна ночь», совершившего полет в поднебесье, привязав себя к ногам птицы Рухх.

(слайд 4)

      Многие писатели  в своих произведениях для покорения воздушного пространства используют волшебные предметы. У Александра Волкова  в книге «Желтый туман» среди волшебного хозяйства Арахны имелся ковер-самолет, а в сказке Г. Х.Андерсена  «Сундук-самолет» герой передвигался с помощью сундука, Иванушка-дурачок Петра Ершова скачет по воздуху на Коньке-Горбунке.

  (слайд 5)

А путешествие на Луну! Эта мысль не давала покоя многим великим умам! Свои мечты и фантазии они воплощали в замечательные произведения. Так, американский писатель Эдгар По отправляет своего героя на Луну в огромном воздушном шаре. В романе французского писателя Жюля Верна «Из пушки на Луну» гигантская пушка стреляет в Луну снарядом, в котором находятся пассажиры. В своих произведениях ещё один французский писатель Сирано де-Бержерак «Путешествие на Луну» описал восемь способов полета на Луну. Среди них - один, привлекающий особенное внимание, полет с помощью ракет. Также описываются полеты и на другие планеты: Марс (Алексей Толстой «Аэлита»), Венеру (Александр Казанцев «Планета бурь»), и даже в соседнюю Галактику (Георгий Гуревич «Инфра Дракона»).

(слайд 6)

Не только писатели, но и художники воплощали свои мечты о космосе в свои работы. Так в картине  «Ковер-самолет» художник Виктор Васнецов изобразил парящий как птица, ковер-самолет. На нем изображен нарядно одетый герой-победитель, который гордо держит клетку с жар-птицей, излучающий неземной свет.  

Вопрос: Вспомните, по какой картине, связанной с небом, с мечтами о полетах, мы писали сочинение по русскому языку в 5 классе? И кто её автор? (Ответы детей).

       

(слайд 7)

Мечту о дальних полетах мы видим на полотне Федора Павловича Решетникова «Мальчишки». На этой картине изображены три мальчика. Летней ночью они выбрались на крышу высотного здания и наблюдают за звездным небом. Всех троих художник поместил в центр картины.  Один  мальчик, видимо, сильно увлечён небом. Он рассказывает так интересно, что два его приятеля заслушались и, не отрываясь, смотрят туда, куда указывает рассказчик. А он знает о созвездиях и планетах почти всё. Он мечтает о полете на космическом корабле. Его героем является Юрий Гагарин. Он так же, как и первый в мире космонавт, хочет совершить что-то невероятное, чтобы прославить своё имя в веках. 

          А двое других мальчиков такие же увлечённые мечтатели. При рассказе друга о звёздах они уже видят себя идущими по поверхности Марса или Венеры. Они встречают новые формы жизни, делают невероятные открытия. Глаза мальчиков полны уверенности в том, что когда-нибудь они увидят звёзды совсем близко, в иллюминатор космического корабля. 

(слайд 8)

Да, мечты и фантазии стали былью.

(слайд 9)

Полеты на Луну стали реальностью,  на Марс—дело ближайших лет, за ними последуют другие планеты. Без космоса человечество уже себя не представляет.

Один раз, преодолев тяготение, человечество уже не в состоянии остановиться в своем стремлении к звездам, галактикам и вселенным. Хочется верить, что мы не заиграемся, и нас по-прежнему будут удивлять и радовать мириады звезд в ночном небе. Все таких же загадочных, манящих и фантастичных, как и в первые дни творения.


Пока мы говорили только о писателях и художниках. Но и композиторы тоже не могли остаться равнодушными к чарующим красотам звездного неба. Какая же она, музыка космоса, музыка других миров?

(слайд 10)

Сегодня мы познакомимся с оркестровой пьесой американского композитора Чарлза Айвза «Космический пейзаж». (Записываем тему в тетрадь).

(слайд 11)

Как и И.С.Бах, настоящее признание Айвз получил после смерти, когда американские музыканты по достоинству оценили самобытный и ярко национальный характер его творчества. Пьеса «Космический пейзаж»  создана  в начале  XX  в. —  во  время,  когда  совершались  научные  открытия  в  области покорения  космоса  и  создания  летательных  аппаратов. Композитор впервые услышал свое произведение в оркестре в возрасте 71 года! 


Сейчас я предлагаю вам прослушать эту пьесу, окунуться в оригинальность, необычность музыкального изложения. Обратить внимание на количество образов, созданных композитором, и звучание каких инструментов эти образы сопровождает?

Видеоролик на музыку пьесы «Космический пейзаж»


Учащиеся делятся на группы.

Каждой команде выдаются карточки с изображением инструментов симфонического оркестра. При повторном прослушивании пьесы ребята определяют количество образов, дают им характеристику и выбирают инструменты, которые создают эти образы.

Пьеса «Космический пейзаж»


(слайд 12)


Первый образ – величественный и гордый. Звучит в медленном темпе у струнных. Как пишет сам Айвз: «Это – молчание друидов (хранители Вселенной), которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат».

Второй образ - партия трубы, которая семь раз задаёт один и тот же вопрос.

Третий - нервозный, неуравновешенный. Быстрый темп, деревянные духовые (4 флейты).

«Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)».

Последний «вопрос» трубы так и не получает ответа, и произведение завершается растворяющимися в тишине звуками струнной группы.


V. Этап закрепления материала


Дидактическая задача – определить уровень первичного осмысления нового содержания материала.

Алексей Рыбников - Свет звёзд (из фильма «Через тернии к звёздам»)

Выполнить творческую работу в тетради с.42.


VI. Нотная грамота.

Дидактическая задача – вызвать интерес к изучению нотной грамоты.


На доске записан ритм в размере 2/4. Вспоминаем длительности нот.

Задание: расставить тактовые черточки и сочинить мелодию в пределах квинты.



VII. Вокально – интонационная работа

Дидактическая задача – развитие навыков вокального интонирования

- дыхание;

- распевка;

-пение сочиненных мелодий;

- выбор наиболее красивой мелодии и пение ее со словами:

«Космонавтом быть хочу,

Прямо к звездам полечу!

Не угонится за мной

Даже ветер озорной!» (слайд 13)


VIII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания

Дидактическая задача – сообщить учащимся о домашнем задании; определить требование к результатам выполнения домашнего задания.

1) с. 115 в. 5 (В заключительном варианте Ч.Айвз назвал свое оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете – почему?) Письменно ответьте на этот вопрос.

2) творческое задание – рисунок на тему «Музыка космоса».


IX. Подведение итогов работы

Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала.

Наш урок подошел к завершению. Подведем итог нашей работы.

Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

Теперь я попрошу вас взять оценочные листы и оценить свою работу на уроке. Поставьте оценку. (Таким образом, ученики заработали 2 оценки: за домашнее задание и за работу на уроке).










































САМОАНАЛИЗ УРОКА



Учебное занятие было проведено в 6 классе, в котором 8 человек, из них – 4 девочки и 4 мальчика. На уроке присутствовали все.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по музыке.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

- принцип доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению музыки.

На уроке были задействованы все учащиеся.

Тип урока - изучение новой темы

Цель урока – познакомить учащихся с произведением «Космический пейзаж» одного из самых удивительных композиторов XX в. американца Чарльза Айвза.

Задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), эмоциональную увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией, высказывании собственного мнения; проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности.

Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

По типологии данное учебное занятие – урок по сообщению нового учебного материала, включающий в себя следующие этапы: организационный; этап проверки знаний, умений, навыков, этап подготовки учащихся к освоению нового материала, освоения новых знаний, закрепления материала, нотная грамота, вокально – интонационная работа, инструктаж учащихся по выполнению домашнего задании, подведение итогов работы.

На уроке были использованы индивидуальные, парно-групповые и коллективные формы работы. Урок получился очень динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности. Если бы позволяло время, можно было на некоторые этапы урока выделить больше отведенных минут (вокально-интонационная работа, выполнение письменного задания).

Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.

Содержание, формы, методы, приемы и средства способствовали реализации поставленных цели и задач личностно-ориентированного урока.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе " Космический пейзаж"

Автор: Бритвина Ия Анатольевна

Дата: 13.04.2019

Номер свидетельства: 506936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства