kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока-концерта на тему: «Современная музыка в жизни ребёнка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция на тему"Современная музыка в жизни ребёнка" затрагивает такие вопросы как:
- модернизация методики с учётом личностно-ориентированного подхода
- влияние джаза на здоровье исполнителя
- разновидности джаза и др.

Лекция иллюстрируется концертными номерами учащихся ДШИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока-концерта на тему: «Современная музыка в жизни ребёнка»»

МАУ ДО «Лихославльская ДШИ»















Конспект открытого урока-концерта на тему:

«Современная музыка в жизни ребёнка»







Подготовила: преподаватель теоретических

дисциплин МОУ ДО «ЛДШИ»

Пшеничная И.Н.









г. Лихославль



2018 г.

План открытого урока-концерта на тему:

«Современная музыка в жизни ребёнка»

  1. Лекция-концерт для родителей учащихся ДШИ

  2. Концертные номера:

  1. «Спасибо, музыка» из репертуара группы «АВВА» (вокальный номер)

  2. «Шутка» Торопова Н.

  3. «Юмореска» Дворжак А. (ансамбль скрипачей)

  4. «Чарли Чаплин» Торопова Н.

  5. Импровизация на тему р.н.п. «Ой полным-полна моя коробушка»

  6. «Осенний блюз» Ермолов А.

  7. «Буги-вуги»

  8. «Серебряное озеро» (ансамбль)

  9. «Зелёный остров» Питерсон О. (ансамбль)

  10. «Дым» Керн Дж.

  11. Регтайм «Оригинальные ритмы» Джоплин С. (ансамбль)

  12. «Буги-вуги для осьминога» Колмагорова Ж. (вокальный номер)

  13. «Кенгуру точка ру» Колмагорова Ж. (вокальная группа)



























Текст лекции на тему «Современная музыка в жизни ребёнка»

«Мы не можем представить себе, что назначение человека будущего будет заключаться лишь в правильном обращении с компьютерами. Я считаю искусство музыки подходящим для формирования полноценного человека» - так говорил известный венгерский композитор и педагог Тибор Шараи.

В отечественной и зарубежной музыкальной педагогике накоплен огромный опыт работы с детьми, существует много педагогических систем, позволяющих работать на благо развития ребёнка. Имея великолепные традиции в методике обучения, идущие ещё со времён А. Г. Рубинштейна, мы лелеем их, не торопимся вносить в наши методики то новое, что в них давным-давно просится. Внесение нового будет способствовать не размыванию той методики, которая составляла и поныне составляет предмет нашей гордости, а поможет активному обогащению её возможностей.

Модернизация методик, прежде всего, должна быть связана с необходимостью учитывать разницу в потребностях и интересах учащихся. Важнейшая тенденция передовой музыкальной педагогики нашего времени во многом есть стремление достичь гармоничного развития человеческой личности. Музыкальная педагогика не вправе обходить одну из самых острых репертуарных проблем. Разрыв между интонационным языком, используемым в музыкальной литературе, и языком современной прогрессивной музыки.

Творческая фантазия и самостоятельность мышления детей проявляются особенно ярко в сфере исполнения музыки наших дней. Занятия в ДШИ нужно строить исходя не из интенсивных требований освоения сложного музыкального материала, а, главным образом, обучая детей навыкам овладения особенным художественным музыкальным языком. Классическая и современная музыка при помощи этого языка передаёт языковые образы, мысли и чувства.

Любому ребёнку обязательно следует помочь в развитии его личных интересов и через музыку выразить себя и своё видение окружающего мира.

Классика – наследие выдающихся композиторов – была и продолжает быть одной из важнейших сторон музыкально-педагогического репертуара.

Обращение к старинной музыке оказалось плодотворным в том смысле, что именно благодаря этому обращению стало возможным открыть дорогу к музыке нашей современности. Да, современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но не опережая её. Надо «оживлять» программу учащихся яркими, жанровыми произведениями с усвоением классического наследия. Нельзя забывать, что ученик должен осваивать язык современной музыки, а также познакомиться с лучшими образцами зарубежной музыки.

Задача педагога – направить сознание ученика на восприятие эмоционально-смысловых и структурных особенностей мелодии, её жанрового колорита, интонационно-ритмической образности.

Любое произведение это зашифрованный и, словно спрятанный в нотных символах, образ. Его нужно разгадать и прочувствовать. В любом произведении есть не только «картинка» происходящего, а образное обобщение. Приобщая детей к музыке, нужно увлекать их именно Музыкой!

Учить понимать музыку, уметь работать над звуком, грамотно и содержательно играть произведения слушателям. Всем известно, что образно прочувствованная и исполненная музыка возвышает, вдохновляет и радует исполнителя и слушателя.

В процессе обучения, преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков ученика. В процессе изучения музыкальных произведений, педагог должен дать разнообразные теоретические исторические сведения о строении пьесы, о принципах мелодического развития, о гармонической основе и т.д. Умение сочетать вдохновение с постепенно зарождающейся способностью к анализу и пониманию музыки, является одним из условий творческого сближения педагога и ученика.

Общаясь с учеником, педагог выявляет особенности дарования своего воспитанника. На этой основе зарождается индивидуальный подход к отбору форм и приёмов, важный для его успешного продвижения в музыке. Надо заинтересовать детей через относительно самостоятельно выполняемые задания: подбор по слуху, подбор аккомпанемента, импровизация и т.д.

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»

Эстетическое воспитание позволяет учащемуся познать мир в его прошлом и настоящем через его художественные образы.

Развивать в учениках понимание музыкального искусства, воспитывать их музыкальный вкус, понимание стилевых особенностей произведений композиторов различных стран и эпох.

В настоящее время стали популярны джазовые произведения, появилось много нотных изданий: «Джаз для детей» сост. Барсукова С., «Мы играем джаз» сост. Якушенко И., «Джазовые пьесы» Шмитц М., «Сборник джазовых пьес для фортепиано» Мордасов Н. и др.

Джаз это ощущение жизни, дающее каждому возможность преобразовать свои мысли в звуки благодаря импровизации. Джаз – это вид полу-импровизированного музыкального искусства, явившийся результатом 300-летнего синтеза на американской земле элементов западно-африканской и европейской музыкальных культур. В основе джаза лежат европейская гармония, западно-африканский ритм и евро-африканская мелодика.

Джаз никакого негативного влияния на психику он не оказывает. Под звуки джаза человек просто расслабляется и получает удовольствие от музыки, которая как волны океана накатывает на берег и оказывает положительное влияние. Образно говоря, в мелодиях джаза можно раствориться без остатка, только если этот стиль близок слушателю.

Ученые одного из медицинских институтов провели исследования по поводу влияния джаза на самого музыканта, исполняющего мелодию, в особенности импровизационную игру. Когда джазмен импровизирует, его мозг отключает некоторые области, а некоторые наоборот активизирует, попутно музыкант погружается в некий транс, в нём он с лёгкостью творит музыку, ранее которую никогда не слышал и не играл. Так что джаз оказывает влияние не только на психику слушателя, но ещё и на самого музыканта, исполняющего некую импровизацию.

Характерным элементом техники джаза является свинг (в переводе с англ. – «качание»). Для джазовой музыки характерен синкопированный ритм. Смещение акцентов с первой и третьей доли такта на вторую и четвёртую носит офф-бит – не в долю. Техника офф-бит пришла из африканской музыки.

Рассмотрим несколько форм джазовой музыки.

Буги-вуги – своеобразная форма исполнения фортепианного блюза, как имитация гитарного аккомпанемента.

Буги-вуги импровизационная форма, для которой типичны остинантные басовые фигуры в нижнем регистре, обычно в ритме восьмых. Линия баса меняется в зависимости от гармонических функций, ей противопоставляется оживлённая мелодия в верхнем регистре.

Музыкальный пример:

Бас берётся глубоким звуком, следует проучить левую руку на повторении двухтактовой фразы. В мелодии все смещения с сильных долей на слабую будут акцентироваться.

Следующая форма джазовой музыки это блюз.

Блюз – это сольное вокальное проявление афро-американского фольклора. Темп блюза произвольный, размер 4/4. Характерной особенностью этого стиля являются «блюзовые ноты» – это III, V и VII ступени в натуральном мажорном звукоряде. Наиболее типичная форма блюза – 12-тактовый период.

Многие современные композиторы обращаются к этой форме как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Вот некоторые ритмы джазовой музыки:

Каждое произведение написано для решения различных пианистических задач, для развития и закрепления приёмов музыкального исполнения. Юным музыкантам предоставляется возможность изучать лучшие из классических образцов джаза. Ученики приобщаются к специфическому джазовому языку с его непростой ритмикой, гармонией, что позволяет расширить репертуар.

Рассмотрим несколько музыкальных произведений из сборника «Американские мелодии». В него вошли фортепианные переложения для игры в 4 руки произведений американских композиторов. А также пьесы из сборника Бойко «Джазовые акварели». Собранные пьесы разнообразны как по характеру, так и по стилю.

Пьеса «Серебряное озеро» написана в традициях духовных песнопений американских негров спиричуэлс. Многие из спиричуэлс использовалист джазовыми музыкантами. Спиричуэлс имеет вопросно-ответную форму. В этой пьесе присутствуют «блюзовые ноты», синкопы не играют активно. Название пьесы определяет её характер и мягкую манеру исполнения.

Очень популярны в современной музыке регтаймы. Регтайм (в переводе с английского – «рваный ритм») – фортепианный стиль, развивавшийся негритянскими пианистами в конце 19 века на среднем Западе Америки.

В мелодии изобилие синкоп, в аккомпанементе чередование баса на сильной доле и аккорда на слабой доле. Техника регтайма основывается на стаккатных звучаниях, аккордовых «кляксах», на жёстких ритмических акцентах.

Основоположником классического регтайма Скотт Джаплен (Джоплин).

Регтайм испытал влияние кекуока и кун-сонгс. Это неимпровизационный стиль. Мелодические, тональные и структурные качества – европейского происхождения. Тематический материал регтайма основан на танцевальных мелодиях.

В своём докладе я затронула только несколько форм джазовой музыки.

Программа каждого ученика, начиная с младших классов ДШИ, это музыкальная «пища» растущего организма, она должна быть разнообразной.

Юного музыканта следует знакомить с произведениями разных музыкально-исторических периодов, обращая внимание на специфику того или иного композиторского приёма, воспитывая сознательное и аналитическое отношения к музыке.

Политональность, диссонансы, полиритмия в музыке XX века становятся более доступными для учащихся, если подойти к этим проблемам со стороны художественного образа через показ иллюстраций и пр.

При изучении джазовых произведений следует предварительно рассказать об особенностях джазового стиля и своеобразии джазового пианизма.

Педагог свободно выбирает необходимые технологии, пути и методы обучения. Надо иметь не только блоки знаний, умений и навыков, свойств и качеств, но ещё и систему социокультурных ценностей так необходимых современному человеку. И именно джаз, по выражению Владимира Познера, это музыка для знатоков, я бы даже сказал, для избранных.

Школа не должна запугивать детей, дети не должны бояться играть. Дети играют музыку, словно дарят её слушателям. Кто-то из детей любит разучивать новые произведения, кто-то увлекается ансамблевой игрой или разучиванием популярной музыки. Встречаются ученики с разносторонними дарованиями и увлечениями, с различной устойчивостью волевого настроя.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. В ДШИ нужно создавать новую воспитательную систему. И создавать нужно систему гуманную. Всех детей, принятых в школу, окружить вниманием и предоставить им воспитание средствами культуры, искусства.











Используемая литература:

  1. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано» ред. Николаев

  2. «Путь к музицированию» Баренбойм

  3. «Музыка и музыканты» Левашова

  4. «Современный урок музыки» Смолина

  5. «Джазовая импровизация» Бриль

  6. «Творческая педагогика в детской музыкальной школе» Чижова

  7. «Аранжировка» Олейников

Сборники пьес:

  1. «Джаз для детей»

  2. «Музыкальные зарисовки» Торопова

  3. «Сборник джазовых пьес» Мордасов

  4. «Джазовые акварели» Бойко








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока-концерта на тему: «Современная музыка в жизни ребёнка»

Автор: Пшеничная Ирина Николаевна

Дата: 10.11.2019

Номер свидетельства: 526470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства