Просмотр содержимого документа
«Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Очень полезная птичка – Синичка»»
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Очень полезная птичка – Синичка»
Цель: познакомить детей с семейством синиц, характерными чертами этих птиц, их особенностями, пользой в природе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес, воспитывать желание помогать птицам зимой.
- довести до сведения детей, что о синицах нужно заботиться не один день, а ежедневно, чтобы птицы не голодали зимой и дожили до весны.
- расширить знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособленности их к среде обитания.
- воспитывать интерес к наблюдениям за синицами, бережное отношение к ним.
Ход занятия:
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
1 Песня-марш «Весёлый ветер» (дети входят в зал).
Муз рук: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня проснувшись, что вы первым увидели?
Ответы детей.
Муз рук: Солнце! Так приятно, когда утром нас встречает солнце, сразу хочется улыбаться! Давайте улыбнёмся и поздороваемся друг с другом и с нашим солнышком.
2 Приветствие «Покажу я солнышку все свои ладошки».
Основная часть.
1.Слушание музыки.
Муз рук: Ребята, а хотите узнать, что я увидела и услышала сегодня утром, когда вошла в музыкальный зал?
Ответы детей.
Муз рук: Я увидела птичку, которая очень весело щебетала за окном. Хотите послушать, как она поёт?
Ответы детей.
3 Пение Синичек.
Муз рук: Как вы думаете, что это за птичка?
Ответы детей.
Муз рук: Отгадайте мою загадку:
Кто красуется на ветке, В жёлтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, А зовут её …?
Ответы детей.
Муз рук: Правильно, это Синичка!Внимательно посмотрите на наше дерево (дерево на стене с изображением разных птиц), видите там синичку?
Ответы детей.
Муз рук: Молодцы! У меня есть портрет синички, давайте рассмотрим её поближе (показывает детям портрет синички).Ребята, что вы можете сказать об этой птице? Какая она?
Ответы детей.
Муз рук: Синичка – маленькая и очень подвижная птица с ярким оперением, у неё ярко-жёлтое брюшко с «галстуком», на голове чёрная шапочка с синим отливом, сильные лапки, и короткий клюв. Бегать по земле синица не умеет, зато умеет скакать.
С наступлением холодов Синички не улетают в тёплые края, а остаются с нами зимовать. Ребята, а сейчас поиграем! Один из вас превращается в Корову (ребёнок одевает маску коровы), а все остальные ребята превращаются в Синичек (дети одевают маски синичек).
4 Песенка «Три синички»
Три синички танцевали, На лугу траву помяли,
Дети в масках синичекпрыгают то на правой, то на левой ноге.
А корова: «Му, му, му! Эту травку не возьму!
Ребёнок в маске коровы поворачивает голову то вправо, то влево.
Вы, синички, чем хотите Мне за травку заплатите!
Ребёнок в маске коровы грозит пальчиком, дети в масках синичек бегая по залу машут руками, как крыльями.
А не то я зареву: му, му, му Да му, му, му!
Ребёнок в маске коровы догоняет детей в масках синичек, которые убегают и занимают свои места.
Все снимают маски.
Муз рук: Ребята, а вы знаете, где живут синички?
Ответы детей.
Муз рук: Гнездятся Синички недалеко от жилья человека, но не любят, когда их пытаются поймать в руки. Гнезда любят закрытые, особенно им нравится дом-дупло выдолбленное дятлом. Зимой они сбиваются в стайки и кочуют в поисках корма. Синички - очень полезные птички! Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Муз рук: Весной, летом и осеньюсинички кормятся насекомыми и их личинками, уничтожая большое количество лесных вредителей и спасая лес от гибели. Зимой синички охотно посещают кормушки, где кормятся нежареными семечками подсолнуха, пшеном и несолёным салом. Ребята, не забывайте мастерить кормушки и подкармливать птиц, это помогает им перенести холодное время. Как вы думаете, почему эти птички так называются?
Ответы детей.
Муз рук: Свое имя «Синица» она получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». Давайте ещё раз послушаем её пение.
3 Пение синичек.
2.Подпевание и пение.
Муз рук: Ребята, а теперь послушайте песенку о Синичке.
5 Песня «Синичка» (слова С. Дмитриевой, музыка И. Смирновой)
Муз рук: Вам понравилась песенка? Она весёлая или грустная? Быстрая или медленная?
Ответы детей.
Муз рук: Давайте разучим первый куплет.
1 куплет песни «Синичка» Милая синичка, Жёлтенькое брюшко. Ты со мной осталась, Не летишь на юг. Я тебе построю Новую кормушку. Буду сыпать зёрна, И кормить из рук.
Дети повторяют текст 1 куплета песни.
Муз рук: Давайте споём.
5 Песня «Синичка».
3.Музыкально-дидактические игры.
Муз рук: Ребята,с давних пор 12 ноября на Руси праздновали «Синичкин день». В этот день развешивали кормушки и сыпали в них корм для пернатых друзей. Детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости.
«Синичка - невеличка,
Прилетай ты к нам из чужих краёв,
Принеси ты намЗиму снежную»
Ребята, вам нравятся птички Синички?
Ответы детей.
Муз рук: Синички приносит большую пользу нашей природе, и радует нас своим красивым видом и пением. Давайте поиграем, а заодно проверим, хорошо ли вы знаете птиц.
Дидактическая игра «Прилетели птицы, - голуби, синицы»
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Стрекозы, пауки и разные жуки.
(Услышав хлопок, ведущий спрашивает, что неправильно. Дети должны объяснить, что стрекозы, пауки и жуки – это не птицы. Если дети не заметили ошибки ведущего, то он останавливается и шуткой обращает внимание детей на ошибку.)
Затем игра продолжается:
1. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки, воробьи, пчелы, муравьи.
2. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Мушки, мотыли, а также снегири.
3. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки,
Маленькие мушки.
4. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки…
Кулики, лягушки
5. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Далее можно предложить детям вспомнить о каких перелетных и зимующие птицах шла речь в игре.
Заключительная часть.
Игра или пляска.
Муз рук: Приглашаю вас поиграть.Давайте с помощью считалочки выберем, кто из вас будет медведем.
Считалочка
«Тили – тели», - птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьёт, тому водить.
Муз рук: Медведь у нас (имя ребёнка), а всех остальных ребят, с помощью волшебной палочки, я превращаю в синичек.
6 Музыкальная игра «Птички и медведь».
Муз рук: Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали много нового о Синичке. На память о нашей встрече я хочу подарить вам раскраски с изображением этой птички.
(вручает детям раскраски). А, теперь представьте, что вы перелётные птицы.
7 Упражнение «Большие крылья».
Дети встают в колонну, на носочках идут друг за другом, изображая птиц, машут руками как крыльями, и выходят из зала.