Есть в сказкеА.С.Пушкина и опере Н.А.Римского-Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки.Симфоническая картина " Три чуда" предваряет последнее действие оперны "Сказка о царе Салтане...".Мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации ( некоторые из них подсказал А.С.Пушкин): белочка поёт "Во саду ли в огороде", а царевна Лебедь "речь-то говорить, словно реченька журчит..." Тема царевны Лебеди соткана из интонаций русских народных песен (её вокальный вариант учащается могут эскизно разучить дети) В музыке слышится и тяжолая поступь витязей-богатырей, и шум "бурливого моря"
Просмотр содержимого презентации
«Композитор-сказочник 2 класс»
Композитор - сказочник
Музыка 2 класс
- Кого мы называем сказочником?
- А как вы думаете музыкой можно рассказывать сказки?
- Как мы называем человека, который пишет музыку?
- А если композитор пишет музыкальные сказки, как мы его назовём?
- Николая Андреевича Римского-Корсакова справедливо называют композитором-сказочником.
- Лучшие его произведения написаны на основе известных сказок: «Снегурочка»,
«Садко», «Сказка о царе Салтане»
Опера «Садко»
Опера «Снегурочка»
Александр
Сергеевич
Пушкин
Сказки всегда начинались так: « В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» А как начинаются музыкальные сказки?
В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов Александра Сергеевича Пушкина композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков передал в музыке.
«Три чуда»
Послушай вступление ко второму действию оперы «Сказка о царе Салтане…». При этом следи за развитием поэтического текста: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица; Плачет, бьётся в ней царица; И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам.
Вслушайся, как в мерное движение волн вплетаются одна за другой новые музыкальные темы, как музыка передаёт и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт князь Гвидон.
Есть в «Сказке о царе Салтане…» три чуда. В сказке-опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка, только написанная не красками, а звуками. Первое чудо – белка.
Какую песенку поёт белка: Народную, авторскую, арию? «при честном, при всём народе девица гуляла…
Второе чудо – «В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря».
ТРЕТЬЕ ЧУДО – ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
ЗАДАНИЕ:
Назови знакомые тебе музыкальные инструменты,
звучание которых ты услышал в трёх фрагментах оперы
Николая Андреевича Римского – Корсакова.
флейта
арфа
Труба
скрипка
Обсудим вместе
- Какие три чуда изображены в музыке
Н.А. Римского-Корсакова?
- Согласны ли вы, что каждое из чудес мы можем не только услышать, но и увидеть в музыке?
- Мы нашли подтверждение тому, что Николай Андреевич Римский –Корсаков по праву называется композитором-сказочником.
Что такое хор? Что такое хоровод? Кто и когда водили хороводы?
- Н.А.Римский – Корсаков в основу своих музыкальных сочинений русские народные песни. И в результате они звучали по новому, но мелодии всегда оставались истинно народной.
- Вот послушайте русскую народную песню «У меня ли во садочке» обработка Римского-Корсакова
Размышляем вместе:
- Какая это музыка по характеру?
- Какой танец вы бы танцевали по эту музыку?
- Композитор придал музыке более яркое звучание?
- Это музыка народная или авторская?
Разучивание песни «Осень в лесу»