- ознакомление с биографией композитора Р. де Визе, эпоха барокко.
Развивающие:
- развитие у ученика основ исполнительской культуры на примере изучаемых произведений;
- развитие творческой активности, инициативы ученика.
Воспитательные:
- воспитание усидчивости и трудолюбия;
- воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения;
- воспитание самооценки.
Методы:
- словесный, наглядный, практический;
- прямая и наводящая формы воздействия;
- анализ;
- обобщение.
Основные методические принципы:
- принцип единства художественного и технического развития;
- принцип постепенности и последовательности;
- принцип всестороннего развития учащегося посредством работы над содержанием и художественным образом произведений;
- принцип индивидуального подхода в работе с учащимся.
Ход урока
1 Этап.
Организационный момент.
Приветствие, представление ученика, озвучивание темы урока, изложение цели, задач, методов обучения.
Цель этапа: настрой ученика на эффективную учебную деятельность.
Задача: создать благоприятную творческую обстановку на уроке.
Репертуарный план урока:
Упражнение на хроматические последовательности из тетрахордов;
Упражнение «Морские волны»;
Гамма Соль мажор;
Л.Хухро. Этюд;
М.Каркасси. Прелюдия;
Р.н.п. «Как при лужке».
2 Этап.
Цель: техническое развитие ученика.
Задачи: выяснить уровень необходимых навыков, знаний, которыми владеет ученик, отработка технических и двигательных навыков.
Проигрывание учеником упражнения на хроматические последовательности из тетрахордов.
Данное упражнение закрепляет позиционность левой руки и осваивается поперечное движение обеих рук по струнам:
- играть legato;
- ставить пальцы на лады ближе к порожку ;
- не поднимать высоко пальцы над струнами;
- следить за силой нажима на струну;
- пальцы правой руки полусогнуты, собраны;
- не делать больших замахов на струну.
Упражнение «Морские волны»
Упражнение на развитие техники игры арпеджио. При игре упражнения особое внимание уделять:
- собранности правой руки;
- чередованию мышечных напряжений и расслаблений (f,p);
- слуховому контролю ученика к качеству звука и ритмичности;
- плавности перехода аккордов, без рывков.
Одновременно решаются художественные задачи.
Гамма Соль мажор в две октавы в I позиции, приемом тирандо, применяя репетиции пальцев i-m, m-a, i-m-a.
В работе над гаммой отрабатываются технические и двигательные навыки.
На предыдущих уроках отрабатывалась правильная аппликатура правой и левой рук, соединение звуков (legato), динамическое развитие.
Проигрывание гаммы, каденция.
Во время исполнения гаммы необходим контроль:
- положение кисти левой руки (при игре в одной позиции не меняется);
- собранность и округлость правой руки;
- точность чередования пальцев правой руки;
- ритмичного, ровного, чистого звучания.
Замечания после проигрывания упражнения и гаммы:
- нет ритмической четкости и собранности правой руки.
Л.Хухро.Этюд.
Данный этюд выбран ученику для освоения грифа в высоких позициях, укрепления 4 пальца, овладения штрихом stассato, освоения навыков позиционной игры.
На предыдущих уроках отдельно прорабатывались следующие технические трудности: исполнение аккордов, аппликатура, смена позиции, игра аккордов staссato.
Проигрывание этюда.
При исполнении этюда необходимо следить за организацией движений правой и левой рук:
- при игре аккордов пальцы правой руки плотно соединены друг с другом, действуют как одно целое: одновременное извлечение всех струн аккорда движением в ладонь, не меняя положения кисти;
- играть legato пальцами левой руки;
- глушение открытых басовых струн;
- смена позиции происходит через открытую струну: кисть не должна менять своего положения и не терять связь с грифом, большой палец находится между первым и вторым пальцами;
- аппликатурой правой руки при переходе с одной струны на другую.
Замечания:
- нет единого темпа, ровного звучания;
- не ведет мелодическую линию.
Для прослушивания мелодии прошу ученика исполнить только верхние звуки аккорда. Играем в медленном темпе со счетом вслух. Обращаем внимание на динамическое развитие этюда, кульминацию.
М.Каркасси. Прелюдия.
Пьеса дана ученику на закрепление и отработку техники игры арпеджио.
Основная техническая сложность, возникающая при исполнении:
- переход с одного вида арпеджио на другой;
- не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно.
Проверка пройденного материала
Ученик играет три вида арпеджио на открытых струнах с беспрерывным звучанием ровно, не спеша. Так же отдельно прорабатываются аккорды, которые исполняет левая рука:
- следим за силой нажима на струну, за звучанием всех звуков аккорда (точно и чисто).
Далее ученик исполняет пьесу арпеджио. Прошу точно выдерживать длительность звуков мелодий, прослушать их звучание на фоне аккомпанемента.
3 Этап. Изучение нового учебного материала.
Р.де Визе. Менуэт.
Цель: Ознакомление со старинной музыкой на примере Менуэта Р.де Визе
Задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению старинной музыки, расширить музыкальный кругозор ученика;
- развитие музыкально- образного мышления.
Краткая биографическая справка о композиторе поможет глубже проникнуть в содержание Менуэта, определить эпоху и стиль.
Робер де Визе (фр. Robert de Visée) – родился в 1650 г. – умер в 1725 г. (75 лет), г.Париж.
Французский гитарист, лютнист и композитор. Был виртуозом гитары, игре обучался у Франческо Корбетты. В ранние годы жизни занимался преподаванием. В 1680 году стал членом Королевского музыкального общества. С 1708 года Визе был певцом в придворной капелле, а в 1719 году стал королевским учителем игры на гитаре. На этой должности его заменил сын.
Визе является автором двух сборников пьес для гитары: «Сборник пьес для гитары, посвященный королю» (Париж, 1682) и «Сборник пьес для гитары» (Париж, 1686); пьес для теорбы и лютни (1716); арий (1731-32) и др. Первый сборник пьес для гитары посвящён Людовику ХIV, в него входят шесть сюит, каждая из которых содержит 6-13 пьес. Во второй сборник входят три такие сюиты более лёгкого содержания.
Просмотр художественных репродукций.
Анализ жанровой принадлежности.
Менуэт - старинный французский народный танец, в умеренном темпе и 3х дольном размере, переводится как «маленький шаг». При Людовике XIV стал придворным танцем. В России появился в начале XVΙΙΙ века.
Просмотр видеоролика.
Р.де Визе. Менуэт.
Краткий анализ средств музыкальной выразительности: тональность, размер, ритмические и штриховые особенности.
4 Этап. Закрепление учебного материала.
Цель: Закрепление на изученном материале формирования исполнительских навыков.
Итоговое исполнение этюда и пьес с последующим самоанализом.
Этюд: единство фразировки при смене исполнительских приемов, глушение басовых струн в паузах.
Прелюдия: добиваться выразительности певучести исполнения, кульминация должна прозвучать ярко и полнозвучно.
Р.н.п. «Как при лужке».
Внимание уделяется темповой устойчивости, артикуляционной ясности исполнения.
5 Этап. Задание на дом.
Цель: Закрепить знания и навыки, наработанные на уроке.
Задача: Определить объем домашнего задания.
Домашнее задание:
1.Менуэт - разбор нотного текста;
2.Этюд и пьесы: проработать технические трудности, добиваясь точного звучания. Работа над достижением нужного характера, применяя средства музыкальной выразительности.
Рефлексия
В завершении урока подводим итоги, беседуем с учеником. Анализируем урок - что получилось над чем и как нужно еще потрудиться.
Вопросы к ученику:
- Какие трудности возникли? Почему? Как они преодолеваются?
Самооценка учащегося:
- Доволен ли я своей работой?
Оценить достигнутые результаты.
Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки. Определяют цели дальнейшей работы.
Список использованной литературы
1.Ю.П.Кузин «Азбука гитариста»
2.А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
3.А.М.Иванов- Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»
4.М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре»
5.Н.П.Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре»