Работа над этюдом и пьесами, объяснение – правильное выполднение штриха кистевое стаккато.
Домашнее задание, оценка
Провожу урок с ученицей 1 класса Вишняковой Викой. Настраиваю её на то, что сегодня нужно хорошо поработать на уроке и от неё требуется большое внимание.
Проверяю домашнее задание. Было задано: выучить М. Блантер «Катюша», 2 – ую часть «Во саду ли в огороде», повторить РНП «Ах, вы, сени».
Объяснение новой темы: «Кистевое стаккато»
Напоминаю Ученице, что мы уже познакомились со штрихом легато и отрабатывали его в гаммах до,соль, фа – мажор. Затем, повторяем определение, что такое штрих.
Штрих – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими, артикуляционными приёмами в зависимости от интонационно – смыслового содержания музыкального произведения.
Объясняю Вике что, если легато штрих – это плавная игра, связанная без рывков, то антонимом легато будет – стаккато (отрывисто, остро). В нотах стаккато обозначается точками. Стаккато бывает: пальцевое, кистевое и меховое. При быстрой игре применяется пальцевое стаккато, медленной игре- кистевое. В отдельных случаях, применяется меховое стаккато. Об этом мы будем говорить на следующих уроках. Сегодня будем говорить о кистевом стаккато.
Объясняю Вике, что, в зависимости от характера произведения. Он должен уметь произвести необходимой силы удар кистью и пальцами. Далее приступаем к упражнениям для расслабления правой кисти руки. Беру правую руку Вики, заставляю её расслабиться полностью. Когда вижу, что она расслабилась, прошу её поднять к4исть вверх и без напряжения опустить. Повторяем это упражнение несколько раз, пока не получится правильно. Затем, переходим к этюду Черни.
Объясняю Вике, что мы видим в нотах. Она отвечает, что этюд состоит из аккордов. Над аккордами находятся точки, а это значит, что нужно играть штрихом стаккато. Пальцевое стаккато здесь не подойдет. Темп в этюде не быстрый, а это значит, будем играть кистевым стаккато. Затем, беру руку Вики и показываю, как нужно замахиваться над аккордами – пальцы должны ударять аккорд одновременно и точно попадать на клавиши.
Отрабатываем, играем несколько раз, до точного исполнения. Затем, переходим к пьесе «А улица, улица широкая». Смотрим в ноты, я спрашиваю Вику: «Какая тональность, штрихи?»
Она отвечает: «В первом такте мы видим, что две ноты легато чередуются со стаккато. Это два разных штриха и нужно их соблюдать. В басах также чередуется легато и стаккато. Обращаю внимание Вики на то, что кисть после легато нужно мягко снимать, затем, нужно делать замах над нотами, где указаны стаккато. Отрабатываем первые такты и добиваемся нужного звучания.
Процесс извлечения штрихом стаккато очень длительный и поэтому Вика не сразу может играть правильно. Беру баян и играю перые шесть тактов в медленном темпе. Объясняю, что для правильного извлечения штриха кистевого стаккато нужно, чтобы:
Пальцы при ударе должны быть полукруглыми.
Кисть должна быть расслаблена.
Над каждой нотой нужно делать замах
Извлекать звук нужно всеми пальцами одновременно ( аккордовое звучание).
Верно - совмещать ведение меха и удар пальцев на клавиши.
Спрашиваю ученицу, все ли ей понятно? Какие есть вопросы?
Даю домашнее задание:
Играть гаммы до, соль, фа, мажор – штрихами, легато и кистевыми стаккато.
Играть арпеджио и аккорды кистевыми стаккато.
Выучить первую часть этюд Черни, при этом, соблюдать штрих кистевой стаккато.
Разобрать отдельно правой и левой рукой шесть тактов пьесы «Ах, улица, широкая».