Цель урока: Раскрытие связей театрально-декорационной живописи и музыки, осознание их общности.
Задачи урока:
Развивающие:
-развитие самостоятельной творческой активности учащихся, музыкального слуха
-умение соотносить музыкальные фрагменты с произведениями ИЗО искусства
-оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности
-развитие навыков музыкально-художественного анализа произведений
-развитие вокально-хоровых навыков
Воспитательные:
-воспитание слушательской и зрительской культуры, коммуникативных способностей
- эмоционального восприятия музыки и живописи
-воспитание интереса и уважения к культуре и природе своего региона
Обучающие:
-умение создавать ассоциативные зрительные образы, соответствующие звуковому ряду
-_продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского
-закрепление знаний учащимися видов и жанров ИЗО,
особенностей жанра сюиты и творчества композитора М. Мусоргского
Тип урока:
творческая мастерская (интеграция предметов музыка и изо) с использованием мультимедийных технологий.
Средства оснащения урока: интерактивная доска, графический планшет, программа АРТрейдж, макеты костюмов, демонстрационный стенд, музыкальный центр.
Дидактический материал : материалы и инструменты для выполнения учащимися творческих работ, портрет урока.
Аудио и видео сопровождение урока: слайды видеоряда, музыкальный ряд: Мусоргский вступление к опере «Хованщина», «Картинки с выставки» («Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», «Избушка на курьих ножках»)
Экскурсовод : Путешествие в выставочный зал (жизнь и творчество В. Гартмана, демонстрация работ под звучание музыки М. Мусоргского)
Слайд №3
Учитель: История создания сюиты
Учащиеся: Соотнесение музыкальных фрагментов сюиты с картинами В.Гартмана
Слайд №3
Учитель и учащиеся: Анализ музыкального образа пьесы « Избушка на курьих ножках»
Слайд №4
Творческая мастерская:
Учитель: Определение задач для работы творческих мастерских
Учащиеся: Работа над созданием зрительного образа (музыка М Мусоргского)
Учитель: Работа над образом на графическом планшете, слайд №5
Пауза эмоциональной разгрузки (учитель - физминутка, учащиеся - исполнение песни Л Котенковой «Баба- Яга») слайд №6
Учащиеся: Завершение творческой работы, монтаж выставки слайд №5
Завершение урока
Учитель и учащиеся – анализ работ учащихся
Рефлексия – создание портрета урока, выход (музыка М Мусоргского) слайд №1
Слайд №1- тема урока, портреты М.Мусоргского и В.Гартмана, девиз урока
Слайд№2- тест на актуализацию знаний
Слайд №3-творческие работы В.Гартмана
Слайд №4-эскиз макета часов «Избушка на курьих ножках»
Слайд №5 -природа ВКО в фотографиях и картинах художников
Слайд №6 –портрет самодеятельного автора Л.Котенковой
Содержание урока:
Вход учащихся под музыку М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве реке»
Звучит музыкальное приветствие - «Добрый день, добрый день!» (определение музыкального произведения, под которое дети вошли в класс).
Вступительное слово учителей; знакомство учащихся с темой, типом урока и оглашение девиза урока (слайд № 1на мультимедийной доске портреты М. Мусоргского и В. Гартмана и девиз урока «Смотри , слушай, твори.» )
Интеллектуальная разминка: учащимся предлагается электронное тестирование по актуализации теоретических знаний по пройденному материалу (творчество М Мусоргского, виды, жанры ИЗО, слайд №2).
Введение в тему урока: сведения о творчестве В Гартмана.
В. Гартмана можно назвать первым художником-декоратором, который разрабатывал эскизы для спектаклей, продумывал образы, которые наиболее полно раскрывают образ героев и окружающей их природы.
слайд №3 - учитель ИЗО проводит экскурсию в картинную галерею. В.Гартман был великолепным художником , посмотрите какие портреты он написал, какая изумительная природа на его картинах. Как тщательно проработаны архитектурные детали. Во время экскурсии звучит музыка «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки».
учитель музыки рассказывает об истории создания сюиты. Произведение было написано под впечатлением от посмертной выставки художника. Этот цикл можно назвать сюитой, состоящей из 10 самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом. Пёструю вереницу музыкальных образов объединяет музыкальная тема «Прогулки», которая появляется неоднократно, как бы ведя слушателя от одной картины к другой. Произведение сразу стало одним из популярнейших произведений. Композитор раскрыл новые возможности фортепиано в отношении богатства красок. Французский композитор М. Равель сделал переложение сюиты для оркестра. (Работа с учащимися по соотнесению фрагментов сюиты с художественными произведениями Гартмана, учащиеся определяют, какое художественное полотно побудило композитора к созданию пьесы из сюиты.) Какая из предложенных работ художника, подтолкнула композитора к созданию музыкальной пьесы?
Слайд №4 – учитель ИЗО обращает внимание детей на эскиз часов в форме избушки :- Обратите внимание , дети, как сказочно она выглядит? Кто может жить в такой избушке? (создается словесный портрет Бабы Яги) Подробный музыкальный анализ пьесы «Избушка на курьих ножках» проводится после прослушивания пьесы (средства музыкальной выразительности, образная характеристика и музыкальная форма слайд № 4).Какой вы представили хозяйку избушки? Какие средства музыкальной выразительности использует композитор? Какие настроения присутствуют в музыке?
Приглашение учащихся в творческую мастерскую. На интерактивной доске демонстрируется природа ВКО в фотографиях и картинах художников (слайд №5). Учитель ИЗО рассказывает о творчестве Восточно-казахстанского художника Н.П. Аштемы учащиеся рассматривают пейзажи, написанные художником, соотносят его работы с фотографиями природы Восточного Казахстана и ставит перед учащимися цель: создание сценографии «Избушка на курьих ножках» и образа её хозяйки бабы Яги.
На уроке используется работа в творческих группах, учитывающих творческие способности и направленность учащихся: костюмеры, гримеры, сценографы, бутафоры. Работа одаренного ученика на графическом планшете, с воспроизведением на интерактивной доске (в работе используется программа АРТрейдж ). Во время работы учащихся звучит музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москве- реке».)
Учитель музыки проводит паузу эмоциональной разгрузки: физминутка «Баба Яга», исполнение песни «Баба Яга» самодеятельного автора ВКО Ларисы Котенковой (слайд №6)
Завершение графической работы, руководители групп монтируют творческие работы на демонстрационную плоскость.
Учитель изо и учащиеся проводят короткий анализ творческих работ и составляют эмоциональный портрет урока (на подготовленный холст дети прикрепляют цветные стикеры соответствующие эмоциональному восприятию урока).
Выход проводится под музыку М.Мусоргского «Богатырские ворота». На доске слайд с изображением портретов В.Гартмана и М. Мусоргского.