№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Форма контроля Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Предметные | Метапредметные | Личностные | | |
Музыка и литература (17 часов) |
-
| Что роднит музыку с литературой | Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии. | Выявление многосторонних связей музыки и литературы. | Работа с разными источниками информации. | Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами. | Устный опрос. Интонационно-образный анализ. c. 6-7 | | |
-
| Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей… | Работа с отрывком из рассказа В. Белова (с.10) | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей. | Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочитая пение с выразительными движениями. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с. 10-11 | | |
-
| Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | Работа со справочной литературой, интернет ресурсами. | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. | Чувство гордости за Россию и российский народ. | Устный опрос. Хоровое пение. с.12-15 | | |
-
| Вокальная музыка Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте»и выполнить задания с.16 | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Передавать свои впечатления в узкой форме | Если ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение? | Сольное исполнение. с.16-17 | | |
-
| Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» | Послушать «Кикимору» А.Лядова. Прочитать волшебную сказку,подобрать к ней музыкальный ряд. | Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Обогашение индивидуального музыкального опыта. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств , эмоциональной отзывчевости. | Устный опрос. Хоровое пение. с.18-19 | | |
-
| Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» | Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки. | Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью. | Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных. | Индивидуальная. с.20-21 | | |
-
| Жанры инструментальной и вокальной музыки «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» | Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года» П.Чайковского. | Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. | Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении. | Развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с.22-27 | | |
-
| Вторая жизнь песни Живительный родник творчества. | Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов , в основу которых положены интонации народных песен и напевов. | Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки. | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с.29-29 | | |
-
| Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины» | Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. | Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. | Устный опрос. Сольное исполнение. с. 30-33 | | |
-
| Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Поэтические страницы». | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. | Выделять отдельные признаки предмета и объединить по общему признаку. | Передавать музыкальные впечатления на основе приобретённых знаний. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с.34-35 | | |
-
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт» | Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере». | Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов. | Определять названия произведений и их авторов , в которых музыка рассказывает о русских защитниках. | Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с.36-43 | | |
-
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» | Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта. | Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Развивать музыкально-эстетические чувства , проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | Устный опрос. Сольное исполнение. с.44-47 | | |
-
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» | Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила»М.Глинки. Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко» | Самостоятельная работа. | | Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | Устный опрос. Сольное исполнение. с. 48-57 | | |
-
| Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет «Спящая красавица» | Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) | Выявлять характерные особенности балета. | Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с. 58-63 | | |
-
| Музыка в театре, кино, на телевидении | Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей , фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь. | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи . | Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. | Контрольный тест. с. 64-67 | | |
-
| Третье путешествие в музыкальный театр. | Мюзикл | | Прослушать фрагменты из мюзикла: «Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек» | Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, | Выявлять характерные особенности мюзикла. | Формировать уважение к различным музыкальным произведениям. | Сольное исполнение. с. 68-71 | | |
-
| Мир композитора | Научиться понимать мировоззрение композитора. | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. | | Формировать уважение к личности композитора. | Урок – концерт. с.72-73 | | |
Музыка и изобразительное искусство (18 часов) |
-
| Что роднит музыку с изобразительным искусством | Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. | Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с. 76-79 | | |
-
| Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям. | Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. | Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. | Адекватно оценивать явления музыкальной культуры; эмоционально выражать свои впечатления о музыке | Устный опрос. Хоровое исполнение. с.80-89 | | |
-
| Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». | Найдите в Интернете Пословицы и поговорки о защитниках Отечества. | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам | Устный опрос. Сольное исполнение. с. 90-93 | | |
-
| Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». | Узнайте у своих родственников и близких песни о подвигах. Спойте их вместе. Выполни задания в творческой тетради | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с. 94-97 | | |
-
| Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …» | Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи.Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса?картины? | Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?» | работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | формировать уважение к природе. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с.98-103 | | |
-
| Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. | Вспомните музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спойте их главные темы. Сравните выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов. | Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта) | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Формировать уважение к личности композитора. | Устный опрос. Сольное исполнение. с. 104-107 | | |
-
| Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества». | Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…». | Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с. 108-111 | | |
-
| Портрет в музыке и изобразительном искусстве «Звуки скрипки так дивно звучали…» | Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок». | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников. | самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. | Сольное исполнение. с. 112-117 | | |
-
| Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» | Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки? | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. | Формировать уважение к личности дирижёра. | Урок – концерт. с. 118-121 | | |
-
| Образы борьбы и победы в искусстве | Выполните задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр -единое целое». | Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формировать уважение к личности композитора. | Устный опрос. Сольное пение. с. 122-125 | | |
-
| Застывшая музыка | Обьясните смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…». | Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. | объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Формирование и уважение к различным видам искусства. | Устный опрос. Хоровое пение. с. 126-131
| | |
-
| Полифония в музыке и живописи | Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает? | Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Формировать уважение к личности композитора. | Устный опрос. Сольное исполнение. с. 132-133 | | |
-
| Музыка на мольберте | Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику. | Устный опрос. Хоровое пение. с. 134-141
| | |
-
| Импрессионизм в музыке и живописи | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку». | Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. | работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирование и уважение к личности композитора. | Устный опрос. Хоровое пение. с. 142-145
| | |
-
| О подвигах, о доблести, о славе... | Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны? | Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | Устный опрос. Хоровое исполнение. с. 146-149 | | |
-
| В каждой мимолетности вижу я миры... | Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока – концерта». | Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества. | осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | Формирование и уважение к личности композиторов. | Устный опрос. Хоровое пение. с. 150-153 | | |
-
| Мир композитора. С веком наравне | Научатся понимать мировоззрение композитора. | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. | Формирование уважения к различным видам искусства, к композиторам как к русским, так и зарубежным. | Тестирование. с. 154-157 | | |
-
| С веком наравне | Научиться обобщать музыкальные представления обучающихся. | Обобщение музыкальных представлений обучающихся. | осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование любви к музыке как к одному видов искусства. | Урок-концерт. | | |