- если человек исполняет музыку- он – исполнитель , а тот кто ее сам сочиняет и исполняет у каз. Нар. – кюйши, композитор. Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным казахским композитором Кали Жантлеуовым ( 1902 -1970)
Беседа:
С 5 лет он начал играть на бомбре. Род в Уральской области, бывшей Букеевской орде. Однажды игру Кали услышал Мамен – ученик Курмангазы и стал его наставником. Он обучил Кали нескольким кюям.
В 1943 году Кали участвовал в первом всеказахстанском слете народных исполнителей в Алма-Ате и его пригласили на работу в оркестр народных инструментов. С 1944 года он стал одним из первых преподавателей кафедры нар. инструментов в алма-атинской консерватории.В 1942 г .ему присвоили звание заслуженный артист КазССр, в 54 году – народный артист КАзССР
5. Слушание Курмангазы « Адай»
6.Закрепим наши знания . Работа в тетрадях
Составьте самостоятельно кластер на тему «Кали Жантлеуов»
7. Ритмическая физминутка.
8.Подготовка голосового аппарата к пению.
Распевание. В 2-4 тональностях « Горошина»
9.Разучивание песни «Это мой Казахстан».
10. Дом. задание
Читать по учебнику стр. 4-5, выучить текст песни.
11.Оценивание ребят.
1 четверть 4 класс
Урок № 3 Певец, композитор Манарбек Ержанов
Цель:
1Обеспечить в ходе урока знакомство и расширение знаний учащихся о творчестве К. Жантлеуова и Курмангазы
Что рассмотрим карту Казахстана. Территория восточных, центральных и северных областей- называют аркинским регионом. Здесь жили замечательные певцы, которые создали свой стиль пения, сравненный с пением соловья. Его называют аркинской школой
4.Реализация
- если человек исполняет музыку- он – исполнитель , а тот кто ее сам сочиняет и исполняет у каз. Нар. – кюйши, композитор. Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным казахским композитором Манарбеком Ержановым (1901 -1966) нар. Артист Казахстана, актер, певец композитор. Автор 150 песен и кюев. Его отец был кузнецом, в руках отца часто звучала домбра, в семье очень любили петь. Учителем Манарбека был певец Кусенбай. Уже в молодости Манарбек знал множество песен Биржана, Акаса сери, Жаяу Мусы. Исполнял он их по-своему, красивым, ясным голосом. Его песни « Песня об Амангельды», « Жарыс» и др.
5. Слушание « Кусни Корлан» в исполнении Манарбека Ержанова»
6.Закрепим наши знания . Работа в тетрадях
Составьте самостоятельно кластер на тему «Манарбек Ержанов»
7. Ритмическая физминутка.
8.Подготовка голосового аппарата к пению.
Распевание. В 2-4 тональностях « Горошина»
9.Разучивание песни «Казахстан».
10. Дом. задание
Читать по учебнику стр. 6-7, выучить текст песни. Перевести знакомые слова из песни «Казахстан»
- Начнем мы с вами с того, что вспомним отличия исполнителей
аркинской школы
4.Реализация
- если человек исполняет музыку- он – исполнитель , храниель певческих навыков аркинской школы ( это цент. Вост. Север области Казахстан) является Елебеков.
Он род. Карагандинской области. В 5 лет он хорошо пел народные песни. Его учитель Амре Кашаубаев. Жусупбек очень рано стал участвовать в концертах, выступлениях. Его приняли в драматический театр, где он стал исполнителем главных ролей в спектаклях ( Кыз Жибек, «Айман – Шолпан» и др) Он выступал и на фронте во время войны. Он исполнял песни Биржана Кожагулова, Акана сери, Абая Кунанбаева. В его исполнении эти песни стали особенно популярны. В память о Елебекове в Караганде в наше время проводят конкурсы исполнителей народных песен имени Жусубека Елебаева.
5. Слушание « Каркаралы» в исполнении Ж. Елебекова»
6.Закрепим наши знания . Работа в тетрадях
Составьте самостоятельно кластер на тему «Ж. Елебеков», выпиши имена всех известных тебе казахских певцов
7. Ритмическая физминутка.
8.Подготовка голосового аппарата к пению.
Распевание. В 2-4 тональностях « Горошина»
9.Разучивание песни «Казахстан».
10. Дом. задание
Читать по учебнику стр. 8-9, выучить текст песни. Перевести знакомые слова из песни «Казахстан»
- Начнем мы с вами с того, что вспомним кто изобрел кобыз, что же это за инструмент? Почему раньше люди боялись играть на кобызе?
4.Реализация
- если человек исполняет музыку- он – исполнитель ,
Мы с вами сейчас в тетради выпишем все музыкальные инструменты казахские народные по трем группам:
Струнные, духовые, ударные
струнные
духовые
ударные
домбра
сыбызгы
Дабыл
шертер
Саз сырнай
Дауылпаз
жетиген
ускирик
Асатаяк
кобыз
конырау
В особую группу входит самозвучащий – шанкобыз.
5. Слушание « Жез кеик»Ыкыласа в исполнении Каламбаева.
6. Ритмическая физминутка.
7. самостоятельно прочтем текст на стр. 12.
Ж. Каламбаев (1909 -1970) Учился играть на домбре у своего отца, самостоятельно освоил игру на кобызе. Позднее его у3чителем стал Сугир., когдато-то бравший уроки у самого Ыкыласа. Каламбаев, как и Жантлеуов участвовал в первом слете народных исполнителей в Алма- Ате в 1934году
Затем он работал в оркестре народных инструментов более 30 лет Ему присвоено звание зас. Деятель кутуры Каз ССР
8.Подготовка голосового аппарата к пению.
Распевание. В 2-4 тональностях « Горошина»
9.Разучивание песни «Казахстан».
10. Дом. задание
Читать по учебнику стр. 12-14, выучить текст песни. Выучить скороговорку. Название инструментов.
3.Воспитывать любовь и уважение к творчеству певца Елебекова, к профессиональной музыке Казахстана
Материал: « Улкен адай» в исполнении Курмангалиева,. « Птица Музыка» ком. Ботярова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие на 3-х языках.
Салеметсыз бе, балалар! В 2-3 тональностях
Здравствуйте, ребята! хелло
2 Музыкально - дидактическая игра
« Покажи музыку»,
3. Побуждение
Вспомним ручное обозначение нот, пропоем по нотам каз. Нар. П. «Камажай» стр11.
4.Реализация
- Курмангалиев Гарифулла ( 1909 -1993)величайший певец 20 века, обладающий уникальным голосом, талантом композитора, актера, исполнителя. Родился в семье бедного крестьянина, к 10 года он хорошо играл на домбре. Через несколько лет слава о юном певце разнеслась по всей степи. В 1934 году на всеказахстанком слете народных исполнителей Г. Курмангалиев очень хорошо выступил. Его заметили и пригласили в муз. Театр. Где он исполнял главные партии в операх и спектаклях. На оперной сцене более 30 лет был в Китае, Пакистане, Германии.
Одной из самых популярных песен в его исполнении песня «16 кыз» - 16 девушек.
5. Слушание « Улкен адай» в исп. Курмангалиева
6. Ритмическая физминутка.
7. самостоятельная работа в тетради – кластер Курмангалиев.
8.Подготовка голосового аппарата к пению.
Распевание. В 2-4 тональностях « Горошина»
9.Разучивание песни «Птица музыка».
10. Дом. задание
Читать по учебнику стр. 14-15, выучить текст песни.
3.Воспитывать любовь и уважение к творчеству Мыктыбаева Даулета, к профессиональной музыке Казахстана
Материал: « Козимнын карасы» в исполнении Мыктыбаева Д., «Птица Музыка» ком. Ботярова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие на 3-х языках.
Салеметсыз бе, балалар! В 2-3 тональностях
Здравствуйте, ребята! хелло
2 Музыкально - дидактическая игра
« Покажи музыку»,
3. Побуждение
Вспомним ручное обозначение нот, пропоем по нотам каз. Нар. П. «Камажай» стр11.
Вспомним немного о кобызе. Кто его создал?
кто вернул к светской жизни:
4.Реализация
- Даулет Мыктыбаев ( 1904 -1976известный кобызист, композитор, артист, педагог Потомок легендарного кюйши ЫКЫЛАСА.. Учился игре у своего дяди- родного сына Ыкыласа Тусупбека. Опять же мы поговорим о первом всеказахстанском слете исполнителей 1934 год С этого года Даулет становится солистом Алма-атинской филармонии. В 1941 году он уходит на фронт. Нои в годы войны не забывает о любимом кобызе. Вернувшись с фронта, он продолжает работать в филармонии. Много старинных сказаний было записано по рассказам Д. Мыктыбаева.»Акку». « Жез кеик» « Коркыт» и д.р. Он переложил много кюев для кобыза.
Творческое задание:
Рассмотрите картину на ст. 17 и придумайте рассказ по картине. Вам для работы 5 минут.
5. Слушание « Коземнин карасы» в исп. Мыктыбаева Даулета
6. Ритмическая физминутка.
7.Подготовка голосового аппарата к пению.
Распевание. В 2-4 тональностях « Горошина»
8.Разучивание песни «Птица музыка».
9. Дом. задание
Читать по учебнику стр. 16-17, выучить текст песни. Определение Тембр – на стр 17. выучить
1 четверть 4 класс
Урок № 8-9 Толеген Момбеков – ученик достойный великого учителяЦель:
3.Воспитывать любовь и уважение к творчеству Мыктыбаева Даулета, к профессиональной музыке Казахстана
Материал: « Бес жорга» ( пять иноходцев) в исполнении Момбекова Т, «Птица Музыка» ком. Ботярова. Разучивание « Карлыгаш» муз. Жубанова А.
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие на 3-х языках.
Салеметсыз бе, балалар! В 2-3 тональностях
Здравствуйте, ребята! хелло
2 Музыкально - дидактическая игра
« Покажи музыку»,
3. Побуждение
Вспомним ручное обозначение нот, пропоем по нотам каз. Нар. П. «Камажай» стр11.
Вспомним немного о кобызе. Кто его создал?
кто вернул к светской жизни: Что такое кюй?
Исполнение шертпе, токпе?
4.Реализация
- Толеген Момбеков ( 192 -1997) известный кобызист, 20 века. Композитор, автор популярных песен Талант ему передался по наследству. Его дед Назар был знаменитым жырау. Отец- хорошим домбристом. Его учителем был кюйши Бапыш Его стиль – шертпе, когда играют перебирая струны. Замечательно исполнял кюи « Бе жарга», « Телконыр», «Шалкыма» и др. Он участник ВОВ. В 1942 г. был ранен и вернулся на Родину. Его кюи очень мелодичны. Вошли в репертуар оркестра « Отырар сазы». Исполнение самого Мамбекова было записано на пластинки, которые до сих пор хранятся в коллекциях людей.
5. Слушание « Бес жорга» в исп. Момбекова Толеген
6. Ритмическая физминутка.
7.Подготовка голосового аппарата к пению.
Распевание. В 2-4 тональностях « Горошина»
8.Разучивание песни «Карлыгаш».
9. Дом. задание
Читать по учебнику стр. 18-19, выучить текст песни. Определение Тембр – на стр 17. Выучить. Скороговорку повторить Ответить на вопросы на стр 20-21.