Исследовательская работа по теме "Домбра - душа казахского народа"
Исследовательская работа по теме "Домбра - душа казахского народа"
Этот проект можно использовать на уроках музыки в общеобразовательной школе, на уроках музыкальная литература в детской музыкальной школе, а так же при проведении внеклассной работы в детских учреждениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Домбра - душа казахского народа"»
Государственное учреждение
«Средняя школа им. В.Комарова п.Шантобе»
отдела образования г.Степногорск
исследовательская работа
«Домбра – душа казахского народа»
Секция музыка
Направление общественно-гуманитарное
Авторы Мишина Полина 6 класс «А»
Попов Алексей 6 класс «А»
Руководитель Смирнов Василий Борисович -
учитель музыки первой категории
г. Степногорск
2015 г.
Оглавление
Оглавление ………………………………………………………………2 стр.
Абстракт ……………………………………………………….…….…..3 стр.
Введение ……………………………………………………….………...5 стр.
Исследовательская часть работы ………………………………………6 стр.
Заключение……………………………………………………….……..13 стр.
Использованная литература……………………………………………14 стр.
Абстракт
Цели исследования: показать и рассказать о сущности и значении казахского музыкального инструмента, о музыкальной культуре казахского народа.
Гипотеза. Мы предположили, что ребята не совсем хорошо знают о казахском народном инструменте. Что он занимает важное место в истории казахского музыкального искусства. Учащиеся не знают о тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества с древности до наших дней. Настоящий проект является основной формой организации музыкального обучения школьников.
Этапы, процедуры исследования
1 этап – проведение анкетирования
2 этап – диагностика (результативно-сравнительный анализ).
3 этап – знакомство учащихся с казахским народным инструментом и музыкальной культурой Казахстана.
Методика эксперимента:
а) анкетирование;
б) исследование;
в) работа с источниками информации;
г) анализ;
д) эксперимент.
Новизна исследования и степень самостоятельности:
В своем проекте мы применяли методический подход к организации поисково - исследовательской деятельности, использовали творческий метод познания ценностей и культуры казахского народа.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте мы вместе с учащимися выполняем общее дело: изучаем культуру казахского народа.
Знания, которые получили ребята из нашего проекта, всегда им помогут в жизни.
Результаты работы и выводы
Мы считаем, что наша работа над проектом не была бессмысленной, так как донесли до учащихся все, что выяснили в ходе своего исследования о культуре Казахстана и о значении такого великого казахского народного инструмента – домбра.
Области практического использования результатов
Этот проект можно использовать на уроках музыки в общеобразовательной школе, на уроках музыкальная литература в детской музыкальной школе, а так же при проведении внеклассной работы в детских учреждениях.
Введение
Казахстан – государство с прекрасной национальной культурой.
Традиционная инструментальная культура продолжает развиваться и в наши дни. На современном этапе развития традиционного искусства в нем происходят большие перемены, связанные с изменениями социальных функций, форм бытования и исполнения. Но по-прежнему, как и сотни лет назад, содержанием домбровой музыки остаются чистые чувства народа, его переживания за судьбу и счастье будущих поколений, его мечты и вера в процветание. (рис.1), (рис.2).
Для рассмотрения смысла казахской музыки начнем с определения места музыки в жизни тех людей, которые проживали много веков назад на территории современного Казахстана. При этом мы опираемся на известные работы доктора философских наук Сабины Шариповной Аязбековой (рис.3), в одной из которых она пишет, что важное место в жизни казахов принадлежит музыке, что объясняется особенностью той цивилизации, к которой относится эта древняя народность.
Сейчас, к сожалению даже на праздниках и свадьбах зачастую домбра не поет, поэтому мы решили популяризировать народный инструмент с помощью нашего проекта. Мы хотим, чтобы молодежь стала патриотом живого исполнения народного инструмента – домбра (рис.4).
Исследовательская часть работы
Люди в тесный кружок в юрте сошлись большой,
В беседах речь повели о жизни своей былой.
А я бренчал на домбре, проходя по её ладам,
И песню одну за другой играл пришедшим гостям.
То радовалась домбра, то испускала стон,
То был с рыданием схож струн её громких звон.
То было весело ей и звонко смеялась она,
То гневалась, то опять печалью была полна (рис.5).
То в ней бушевала страсть, то никла она от мук,
То вспыхивала, а то, томясь, обрывала звук.
А вместе с этой домброй рыдала душа моя,
Терзала мне сердце грусть, и горестно плакал я.
А танец кружился в ней все тише, пока не смолк,
И таял он, словно мёд, и нежным он был, как шёлк.
А слушатели мои-то радовались со мной,
То становились грустны, следя за моей игрой.
Домбра моя! Крик души! Ты – лучшее, чем я жил,
Ты – грусть, ты – радость моя, источник надежд и сил.
В тебе вся моя душа, порыв молодых страстей,
Ты – исповедь нежных чувств, ты – буря в груди моей! (рис.6).
Мы живем в мире современных технологий, и напоминание людям об их корнях очень часто рассматривается как некое чудачество (рис.7). Возможности сегодняшнего досуга огромны, и большинство выбирает для себя компьютерные игры, игры на мобильном телефоне или на планшете (рис.8), (рис.9). Некоторые игры скачиваются, некоторые доступны онлайн, некоторые игры бесплатные, некоторые платные, но суть не в этом. Современные дети не все знают, о музыкальном инструменте домбра. И мало кто идет в музыкальные школы обучаться игре на этом великом казахском инструменте (рис.10), (рис.11). Игра на домбре отлично тренирует слух и ловкость, концентрирует внимание.
Мы провели анкетирование среди учащихся среднего звена школы, где задали вопросы о том, какие казахские народные инструменты знают дети, знают ли великих композиторов Казахстана, как называются люди, сочиняющие и исполняющие песни, играя на домбре (рис.12), (рис.13), (рис.14).
В анкетировании приняло участие 64 учащихся.
В результате анкетирования выявили следующее. На первый вопрос правильно ответили 31 человек, что составляет 48,5%. На второй вопрос-29 человек, что составляет 45%.На третий вопрос-24 человека, что составляет 37,5% (рис.15).
Нашим решением было пройти по классам и рассказать о национальном инструменте, о его значении для казахского народа.
Сначала мы занялись исследовательской работой. Искали материал в библиотеке школы (рис16), (рис.17), (рис.18), обращались в интернет ресурсы (рис.19), (рис.20), нашли много информации о великом казахском инструменте и культуре народов Казахстана. Показали учащимся инструмент, рассказали из чего он состоит, легенду о домбре, послушали звучание домбры в исполнении учителя и многое другое, что связанно с искусством нашего народа. Так же мы подготовили эскизы буклета о домбре, нам помогли учителя его составить и распечатать (рис21), (рис.22). Познакомили учащихся с буклетом и вручили им, чтоб они могли рассказать родным и близким о домбре, тем самым популяризовать этот инструмент (рис.23), (рис.24), (рис.25), (рис.26).
Нашим слушателям очень понравилось выступление. С большим удовольствием и глубоким пониманием отнеслись к культуре Казахстана (рис.27), (рис.28), (рис.29).
Прозвучало много интересных вопросов, от желающих подержать в руках домбру не было отбоя (рис.30), (рис.31). Ребята пробовали играть, чтобы еще раз услышать это волшебное звучание инструмента (рис.32), (рис.33), (рис.34).
Домбра — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент, применяющийся в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке (рис.35), (рис.36).
Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в интервалы кварту или квинту.
Ребята узнали, что одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы (рис.37), оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и музыки на домбре. Бессмертна музыкальная композиция «Адай», популярна в Казахстане и за рубежом.
Из нашего рассказа ребята сильно удивились, что домбра есть не только у казахов. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.
Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра (рис.38), в таджикской культуре - думрак, в узбекской культуре - думбыра, думбрак, похожий по форме дутар (рис.39), в киргизской культуре – комуз (рис.40), в туркменской культуре - дутар, баш, думбыра, в башкирской культуре – думбыра (рис.41), (рис.42), в ногайской культуре приазовья - домбыра, в турецкой культуре – саз (рис.43).
Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).
Мы рассказали историю создания домбры. В 1989 году в Казахстане, в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау) «Майтобе» (рис.44), профессором Сериком Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы (рис.45), был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырех танцующих человек (рис.46). По исследованиям известного археолога Кемеля Акишева (рис.47), данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы (рис.48). Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сделать выводы, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — родитель современных музыкальных инструментов подобного вида.
Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма (рис.49) были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах (рис.50). Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.
Существуют много видов казахских домбр (рис.51): - кос iшектi (двухструнная); - yш iшектi (трехструнная); - кен шанакты (ширококорпусная); - аша, екi жакты (двухсторонняя); - iшi iшектi (подгрифная); - кyыс мойын (с полым грифом); - шiнлкiлдек;
О домбре и её происхождении существуют легенды:
В нашем проекте есть очень интересная легенда о домбре (рис.52), (рис.53).
Легенда гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
Так день прошёл, другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы, ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть долго и красиво. Он исполнил песню о хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Ребята заслушались рассказами.
Домбыра туралы баллада
ә. Кеңес Дүйсекеевтікі с. Шөмішбай Сариевтікі Күй ойнайды қазағымның қанында, Күй ойнайды қазағымның жанында. Жүрегінің, жүрегінің, жүрегінің дүрсілі – Күмбірлеген домбырасы барында.
Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала ХХ столетия в бесписьменной форме и передавалось «из уст в уста» от отца к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее. Кочевой и полукочевой тип хозяйствования предопределил своеобразие народного инструментария и музыкальных традиций, их «встроенность» в жизнь и быт казахского общества и неотделимость от иных форм художественного творчества - словесных и поэтических.
Из нашего проекта ребята узнали, что только к 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской.
На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций (рис.54), (рис.55), (рис.56).
А в 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского, «Абай» Ахмета Жубанова, Латиф Хамиди, «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева.
Мы выяснили, что самым распространенным произведением для домбры всегда считался кюй, а исполнителей называли кюиши. Кюй - это инструментальная пьеса, глубокая по содержанию и отточенной форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального звучания. В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек и многие другие.
С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана.
Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. И мы надеемся, что наш проект будет очень полезен среди школьной аудитории и за ее пределами.
Заключение
Наша гипотеза подтвердилась. Теперь ребята нашей школы знают, что домбра - это неотъемлемая часть казахского народа. Музыка-это язык, не требующий объяснения и перевода, его понимают все люди, потому что он затрагивает струны их души. Дети, умеющие играть на домбре, становятся раскрепощенными, учатся по-новому мыслить, умеют ценить духовный мир.
Музыка это важная часть эстетического воспитания. Она расширяет кругозор ребенка, развивает речь, внимание, творческие способности, формирует нравственные принципы. Конечно, все это можно развить и с помощью таких музыкальных инструментов, как баян и фортепиано, но для будущего казахского народа, домбра имеет особое место и значение.
Использованная литература
Кенжеахметулы Сейіт. Быт и культура казахского народа - издательство Алматыкітап, 2006 год.
Узбекали Джанибеков. Эхо - издательство Алма-Ата «Өнер», 1991 год.
Нусипжанов Нургали Нусипжанович. Бүлдіршіндерге арналған әндер - издательство Алматы, 2012 год.
Кенжеахметулы Сейіт. Традиции и обряды казахского народа - издательство Алматыкітап, 2006 год.