kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование возможностей синтезатора для развития детского музыкального творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтезатор - инструмент относительно молодой, и пока ещё только пробива­ет себе дорогу в системе художественного дополнительного образования всех уровней. В данной методической работе речь пойдёт о возможных формах работы с этим инстру­ментом в системе дополнительного образования детей (в детских музыкальных школах, школах искусств и т.д.). Остановимся подробнее на формах работы с данным инструментом на занятиях по фортепиано, а также на предметах, формирующих творческие навыки ребёнка (компози­ция, гармонизация, импровизация и др.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование возможностей синтезатора для развития детского музыкального творчества»»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени А.И. Баева» Северного района Новосибирской области








Методическая работа на тему:

«Использование возможностей синтезатора для развития детского музыкального творчества»






выполнила: преподаватель фортепиано

Симбирцева Марина Николаевна











Северное, 2018

Содержание:

Вступление……………………………………………………………………..3

Использование возможностей синтезатора на уроках по фортепиано…….4

Использование возможностей синтезатора на уроках по компози­ции, гармонизации или импровизации ……………………………………………8

Список литературы……………………………………………………………10

























Вступление

Синтезатор - инструмент относительно молодой, и пока ещё только пробива­ет себе дорогу в системе художественного дополнительного образования всех уровней. В данной методической работе речь пойдёт о возможных формах работы с этим инстру­ментом в системе дополнительного образования детей (в детских музыкальных школах, школах искусств и т.д.). Остановимся подробнее на формах работы с данным инструментом на занятиях по фортепиано, а также на предметах, формирующих творческие навыки ребёнка (компози­ция, гармонизация, импровизация и др.).






















Использование возможностей синтезатора на уроках по фортепиано. Начнём с того, что, в процессе работы над музыкальным произведением в классе фортепиано педагог часто обращает внимание на особую «тембральность» музыкальных голосов, подголосков и других видов фактуры. Где-то слышится ви­олончельная насыщенность звучания; голос скрипки - певучий или ярко-концерт­ный, блестяще-виртуозный; свистящие тембры флейт в высоком регистре; или бубнящий, хриплый голос фагота. А ведь ученик часто не представляет, как звучат в действительности эти инструменты. Как правило, дети редко ходят на концерты в филармонию, мало слушают музыку, и уж точно не владеют искусством «вслуши­вания» в неё. Тут очень кстати придётся синтезатор, который даст возможность прикос­нуться ко всему тембровому богатству звуков, кончиками пальцев прочувствовать их неповторимый колорит. Конечно же, для этого необходимы хорошие, професси­ональные синтезаторы типа Yamaha или Roland. Детские, игрушечные синтезаторы здесь не помогут, а могут даже навредить. Ребёнку необходимо иметь представление о своеобразной атаке звука, ­ продолжительности звучания и другим параметрам инструментов. Чем более будет при­ближен тембр синтезатора к реальному звучанию инструмента, тем лучше для нас. Любой синтезатор имеет встроенный метроном, к которому всегда можно прибавить жанровую основу, стиль. Особенно это необходимо в работе с совре­менной эстрадной или джазовой музыкой, музыкой в стилях Disco, Latino и др. Интересны опыты с опорой на жанр произведений, взятых из сборника Смир­новой «Интенсивный курс». Также возможна работа в стилях вальс, марш, полька и т.п., как правило, названных традиционными. Например, в произведении Роули «Солдат» опора на марш и имитация дроби барабана, несомненно, вносит в пьесу своеобразие и яркость. А как украсит пьесу Р. Петерсена «Старый автомобиль» авто­ мобильный гудок, которым можно продублировать вступительные ноты! Конечно же, подобные удачные опыты могут украсить и любой классный, школьный концерт, однако нужно подчеркнуть, что необходимое требование для синтезатора - включённая активная клавиатура, которая на современных инстру­ментах ничем не уступает фортепианной. На начальном этапе разучивания произведения ученику как можно раньше необходимо почувствовать целостность произведения, знать, к чему стре­миться в процессе разучивания, уметь «услышать» окончательный вариант испол­нения произведения. Тут возможны различные варианты работы в парах - учитель-ученик или ученик-ученик, и др. Интересной формой работы может быть привлечение старшеклассников для работы с младшими школьниками. Только что разобранная партия правой руки ребёнка может быть сыграна им на инструменте, наиболее подходящем по характеру, а партию левой руки прочитает с листа более старший ученик, соответственно используя какой-либо тембр. Это могут быть не­ значительные отступления от фортепиано: клавесин или орган хороши в старинной музыке; различные варианты электронного фортепиано украсят композиции джазо­вой или эстрадной музыки; челесту возможно использовать для музыки тихого, прозрачного, «небесного» звучания и т.д. В оркестровке старинной музыки боль­шое значение всегда имели тембры струнных. Например, для того, чтобы найти нужное туше для левой руки в менуэтах и других старинных танцах (имеется в виду характерный штрих «non legato», который нужно держать строго определён­ное количество времени), можно воспользоваться приближенными к старинной музыке тембрами виолончелей (с меньшим эффектом вибрато). На фортепиано же невозможно услышать окончание звука, его звук гаснущий. Интересные результаты даёт использование синтезатора на начальном этапе занятий в классе фортепиано. Как правило, детям 5-7 лет этот инструмент чрезвычай­но интересен своими богатыми возможностями. Этот момент может явиться дополни­тельным стимулом для регулярных занятий на фортепиано. Ребёнку при первых знакомствах с инструментом бывает просто интересно послушать, поискать интерес­ные тембры. Особенный восторг вызывают звуки, имитирующие различные явления природы или технические объекты (например: гроза, дождь или самолёт, поезд). Очень часто у ребёнка возникает желание сочинить собственную музыку с использованием этих звуков. Будет хорошо, если учитель найдёт связующее зве­но между увлечёнными поисками на синтезаторе и фортепианной программой. Например, какую-то пьесу ученик может исполнить на синтезаторе на родительс­ком собрании, школьном концерте. Особенно хорошо это при работе с «трудны­ми», неуспевающими ребятами, кто годами чувствуют себя в чём-то ущербными из-за того, что не успевают за программой или программа для них выбирается на класс, а то и на два ниже, чем для их сверстников. В данном случае для них появляется возможность выделиться, показать свою востребованность, незамени­мость в школьном коллективе. А когда самооценка ребёнка увеличится, возрастёт стимул, появятся силы для дальнейшего творческого роста. Перечислю и другие возможности синтезатора, которые необходимо использовать также на начальном этапе обучения. Об удобстве применения метронома уже говорилось. Далее - это функция деления клавиатуры, транспозиция, октав­ ное удвоение голосов, реверберация, хорус и другие эффекты. Вкратце охарактеризую наиболее часто употребляемые эффекты звучания и обработки звука. Обработки воспроизводят отражение звука от стен в залах и комнатах раз­ных размеров, создают эхо. Размеры и характер помещения очень сильно влияют на звук. Чем лучше стены отражают звук, тем более размыто и нечётко звучание. Характерный пример - пустая комната без мебели или собор с каменными стена­ ми. Кроме того, в большом помещении звук обычно оказывается более смазан­ным, ведь эхо сильнее запаздывает по отношению к основному звуку. Возьмем, например, пьесу Майкапара «В горах». Реверберация здесь довольно сильная, чтобы передать открытое пространство, да ещё в горах, необходима большая за­держка, эффект эхо. Интересен эффект звучания дисторшн. Эта команда имитирует действие из­ любленного для рокеров и металлистов гитарного эффекта - дисторшна. Она со­здаёт перегрузки-хрипы, скрежет, рёв и тому подобные звуки. При игре музыки в стиле рок этот эффект пригодится наверняка. Довольно часто применяемый эффект - хорус. Он предназначен для реше­ния совершенно особой задачи: создать эффект множественного звучания. Чаще всего хорусом пользуются для обработки гитарных партий, реже - для создания голосовых спецэффектов. На уроках фортепиано также необходимо развивать творческие навыки ре­бёнка. Например, импровизация - довольно сложный вид деятельности и подвла­стен он далеко не всем ученикам, но заложить основы импровизации возможно и на уроках фортепиано при помощи синтезатора. Заранее выбираем определённый стиль, ритмическую основу, и ребёнку проще будет ориентироваться в музыке. В заключении этого раздела хочется отметить, что использование синтеза­тора на занятиях по фортепиано - незаменимая помощь педагогу в его стремлении сделать урок наиболее запоминающимся, ярким и увлекательным.



















Использование возможностей синтезатора на уроках по компози­ции, гармонизации или импровизации

Говоря об использовании возможностей синтезатора на уроках по компози­ции или других вышеназванных, необходимо отметить, что, как правило, развитие творческих навыков ученика целиком опирается на стандартный для всех нас ин­струмент - фортепиано. Конечно, трудно себе представить замену этому инстру­менту в плане доступности, огромного диапазона, простоты (относительной) и удобства игры на нём. С одной стороны - это хорошо. Дети владеют им, и сочи­нять для этого инструмента им проще всего. И чаще всего ученикам, занимаю­щимся в классе специального фортепиано, даже не придёт в голову написать произведение для, скажем, кларнета или арфы. С другой стороны, насколько мы обедняем кругозор ребёнка, не знакомя его с возможностями других инструмен­тов. Пианисты совершенно «отрезаны» от мышления вокального, одноголосно-ин­струментального, ансамблевого, симфонического. Уроков по музыкальной литературе или слушанию музыки крайне недостаточно. Как часто ученики-пиани­сты не могут написать простую вокальную мелодию! Как правило, их мелодии име­ют гаммообразный или арпеджированный характер, либо в них преобладают скачки на большие интервалы (квинты, октавы), мелодия совершенно «не пропета». То же самое относится и к струнным инструментам. Умение написать кантиленную мело­дию должно начинаться с вокальной природы голоса, а также инструментов с оп­ределённой спецификой звучания. Для нас важна ценность звука, как такового, звука, который может долго тянуться, жить своей неповторимой жизнью, то увели­чивая громкость, то угасая. «Ударная» природа фортепианной игры не даёт нам представления об этих возможностях. На первых порах синтезатор вполне спосо­бен дать детям представление о звучании многих музыкальных инструментов. Изучить природу инструмента (технику, устройство и др.), конечно же, на синтеза­торе невозможно, но почувствовать тембровый колорит необходимо. Занятия композицией чаще всего доставляют удовольствие лишь немно­гим, наиболее одарённым и способным ребятам. Занятия же по гармонизации до­вольно часто включаются в учебную программу многих учеников музыкальных школ. И, в данном случае, без синтезатора сложно обойтись. В синтезаторе зало­жено огромное количество стилей, и какой-то из них наверняка окажется созвуч­ным той музыке, которую ученику предстоит сыграть. Можно использовать и вспомогательные шаблоны автоаккомпанемента (вступление, окончание, вариации, ритмические заполнения), что, конечно же, упростит поставленную задачу. Извес­тны три режима взятия аккордов автоаккомпанемента. Чаще используются обыч­ный, то есть звучание возникает в результате взятия 3-4 клавиш, соответствующих тонам нужного аккорда; и режим упрощённого взятия аккордов, при котором воз­ можно исполнение 4-х видов аккордов. Иногда бывает необходимо гармонизовать сольную мелодию (например, мелодию народной песни.) Самый незатейливый мотив можно раскрасить яркими гармоническими красками. На первых порах здесь может помочь функция автогармонизации - режима игры, при котором мелодичес­кая линия автоматически поддерживается сопутствующими голосами. В заключении статьи хочется сказать, что синтезатор - инструмент с универ­сальными возможностями. Практически при любых видах музыкальной деятель­ности учащихся он окажет необходимую помощь. Без него не обойтись ни на начальном этапе обучения, ни в средней школе, ни при работе со старшеклассни­ками. Синтезатор может заменить целый оркестр. Не случайно ансамбли и оркест­ры синтезаторов стали появляться в учебной практике и считаются теперь самым прогрессивным видом музыкальной деятельности. Недалёк тот день, когда синте­затор будет являться необходимым инструментом любого учителя музыки.





Список литературы:


Ю. Е. Щекалева «Использование возможностей синтезатора для развития детского музыкального творчества»

И.М. Красильников «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе», 2007

Красильников И.М., Глаголева H.A. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). Учебно-методическое пособие. М.: Ижица, 2004. - 96 с.

Красильников И.М. Клавишный синтезатор // Программы дополнительного художественного образования детей / Редакторы-составители Н.И. Кучер, Е.П. Кабкова. - М.: «Просвещение», 2005. - 240 е., с. 55-77.

Красильников И.М., Клип И.Л. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Младшие классы. М.: Классика - XXI, 2006. - 68 с.

Красильников И.М., Кузьмичева Т.А. Волшебные клавиши. Произведения для клавишного синтезатора: Учебное пособие для учащихся младших исредних классов детских музыкальных школ и школ искусств. М.: ВЛА-ДОС, 2004. - 61 с.

Красильников И.М., Кузьмичева Т.А. Народные песни и танцы. В переложении для синтезатора и музыкального компьютера. М.: Музыка и электроника, 2003.-28 с.

Красильников И.М., Кузьмичева Т.А. Произведения для ансамбля синтезаторов. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов. М.: Музыка и электроника, 2006. - 56 с.

Красильников И.М., Лискина Е.Е. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Средние классы. М.: Классика - XXI, 2005. - 68 с.

Красильников И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах). Автореферат дис. .кандидата педагогических наук. Москва, 1997. - 22 с.

Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. М.



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Симбирцева Марина Николаевна

Дата: 25.09.2018

Номер свидетельства: 478752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства