kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исползование педагогической технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроке музыке в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по музыке в 5 классе "Что роднит музыку с искусством", пояснительная записка о технологии, использованной на уроке, презентация к уроку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология»

Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников

Данная технология базируется на связи музыки с разными видами искусства – кино, изобразительном искусством, литературой, театром. На уроке музыки интеграция искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств.

Педагогическую композицию урока составляют, взаимодействующие между собой по определенным правилам, элементы:

Задачи - это те условия, совместно с которыми достигаются цели урока;
Цель - единая точка зрения, к которой должны совместно прийти учитель и учащиеся;
Метод - применение способа взаимосвязанной и целенаправленной деятельности учащихся и учителя;
Прием - входит в состав метода, представляет собой шаг, одностороннее действие;
Тип урока - один из элементов педагогической композиции урока, и определяет место урока в системе уроков;
Вид урока - элемент урока, в которой осуществляется организация деятельности учащихся и учителя на уроке;
Структура урока - элемент композиции урока, где во внутренней взаимосвязи отдельных этапов урока определяется последовательность.

Структура построения и закономерности урока.

Для успешной реализации технологии необходимо на каждом этапе уроке внедрять инновационные методы и приёмы.

На этапе постановки целей и задач перед детьми ставится проблемный вопрос, ответ на который дети дадут в конце урока

Этап усвоения знаний включает в себя как использование накопленных знаний в различных сферах искусства, так и получение нового материала. Для усвоения знаний используются такие методы: слово учителя, беседа, пояснение, работа в таблицах, активное слушание.

Для решения проблемного вопроса, поставленного в начале урока используется метод моделирования художественно-творческого процесса, который состоит из трёх этапов:

1 этап – традиционный для урока музыки. Дети прослушивают композицию, анализируют, делятся впечатлениями

2 этап – визуализация. Этот метод помогает ученикам выразить чувства и эмоции, сделать вывод об услышанном.

3 этап – ответ на проблемный вопрос. Пройдя все этапы, ученик может самостоятельно сделать вывод.

На этапе закрепления используется прием «Перевод музыки на язык другого вида искусства", когда ученик не только делает выводы о поставленной проблеме и находит решение, но и сам доказывает правильность своих заключений на практике.

Таким образом, использование технологии развития ассоциативно-образного мышления на уроке музыки заключается в поэтапном достижении целей с помощью инновационных и традиционных методов и приёмов. Учитель занимает роль тьютора и лишь направляет детей к решению поставленной задачи. Данная технология позволяет ученикам на протяжении урока находиться в постоянном поиске и за счёт самостоятельно сделанных выводов сформировать положительное отношение к уроку

Просмотр содержимого документа
«Урок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

МОУ «ШКОЛА № 119 Г. ДОНЕЦКА»









КОНСПЕКТ УРОКА

по музыке в 5 классе

на тему

«Что роднит музыку с изобразительным искусством»





Подготовила

учитель музыки

Харлановская В. Л.

















Донецк 2019



Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством»

Цель урока: определение взаимосвязи музыки и живописи. Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”. Формировать знания об импрессионизме, учить определять средства выразительности музыки и ИЗО. Развивать музыкальный и ритмический слух, вокально-хоровые навыки и умения. Развивать коммуникативные компетенции через работу в группах, ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; позитивное отношение к искусству.

Музыкальный материал: Г.Гладков “Песня о картинах”, К.Дебюсси “В лодке” ,

Наглядные пособия: К. Моне “Впечатление. Восход солнца”, “Стога. Конец лета”; О.Ренуар “Две девушки у фортепиано”; Э. Мане «В лодке»

Тип урока: комбинированный

Форма: работа в группах

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

*Дыхательная гимнастика и распевка.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

*Прослушивание “Песни о картинах” ( Стихи Александра Кушнера.
Музыка Григория Гладкова)

*Мозговой штурм

-О чем эта песня?

- Назовите жанры живописи, изображённые на слайдах

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш

Обязательно картина называется …(пейзаж) Слайд 2

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую воду, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, Знай, что это…(натюрморт). Слайд 3

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется…(портрет). Слайд 4

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА Слайд 5

- Ребята, о каких понятиях мы вспомнили благодаря загадкам? К какому виду искусства они относятся?

*Проблемный вопрос

Можно ли видеть музыку и слышать живопись?

4. УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА

*Слово учителя

Для того, чтобы появилась музыка или живопись нужно творчество мастеров, они перед вами. (Композитор и художник.) Слайд 6 Композитор и художник в своих работах передают разнообразную палитру чувств человека, выбирая каждый свои средства выразительности.

*Работа с таблицей . Слайд 7

Выберите, какие средства использует композитор, а какие художник, соединить стрелками

форма




МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

композиция

мелодия

линия

ритмический рисунок

ритм

звуковая палитра

цветовая гамма

аккорд

пятно

тембр

колорит

фактура

мазок

темп

статика - динамика

*Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с направлением в искусстве, возникшем во Франции в 70-х годах 19 века, которое называется импрессионизм. Откуда же появилось это название? Слайд 8

В 1874 г. в Париже прошла первая выставка картин. Критик в насмешку, воспользовавшись названием пейзажа Клода Моне “Впечатление. Восход солнца” назвал их импрессионистами. 

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme от impression — впечатление) - одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру

Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания.

Известные французские художники – импрессионисты Клод Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.

Клода Дебюсси, французского композитора, называют основоположником импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени. Он использует в своей музыке прием приглушенности или яркого звучания.

*Метод моделирования художественно-творческого процесса

1) Прослушивание

Послушайте произведение Клода Дебюсси  и в группах определите средства выразительности, которыми пользовался композитор, скажите, как звучала музыка… (Ответы групп.)

2) Визуализация

Посовещайтесь в группах и выберите то изображение, которое раскрывает музыку, придумайте название произведению. Слайд 9

3) Проблемный вопрос

Сделать в группе вывод – Можем ли мы услышать живопись?

*Физкультминутка

* Прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства" 

Прослушайте музыку и изобразите её с помощью рисунка

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Слайд 11

Попробуйте дома подобрать пример соответствия живописи и музыки

6. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слайд 12

Перед вами нотный стан, на который каждый из вас должен прикрепить нотку в том месте, которое соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока. Чем больше урок вам понравился, тем выше должна расположиться нотка и наоборот.

7. ИТОГ

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

5 класс

5 класс

Если видишь: на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная лавина, или поле и шалаш Обязательно картина называется …

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш

Обязательно картина называется …

Если видишь на картине чашку кофе на столе,  Или морс в большом графине, или розу в хрустале,  Или бронзовую воду, или грушу, или торт,  Или все предметы сразу, Знай, что это

Если видишь на картине чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, или розу в хрустале, Или бронзовую воду, или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это

Если видишь, что с картины  Смотрит кто-нибудь на нас,  Или принц в плаще старинном,  Или Колька, твой сосед,  Обязательно картина называется

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется

Что роднит музыку с изобразительным искусством   Цель урока:  определение взаимосвязи музыки и живописи. Познакомиться с направлением в искусстве “Импрессионизм”. Учиться выражать возможности своего воображения. Развивать чувство прекрасного

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Цель урока:  определение взаимосвязи музыки и живописи. Познакомиться с направлением в искусстве “Импрессионизм”. Учиться выражать возможности своего воображения. Развивать чувство прекрасного

Выберите, какие средства использует композитор, а какие художник, соединить стрелками   форма   мелодия  композиция ритмический рисунок  звуковая палитра линия МУЗЫКА аккорд ритм ЖИВОПИСЬ цветовая гамма тембр пятно фактура колорит темп мазок статика - динамика

Выберите, какие средства использует композитор, а какие художник, соединить стрелками

форма

 

мелодия

композиция

ритмический рисунок

звуковая палитра

линия

МУЗЫКА

аккорд

ритм

ЖИВОПИСЬ

цветовая гамма

тембр

пятно

фактура

колорит

темп

мазок

статика - динамика

Импрессиони́зм  (фр. impressionnisme от impression — впечатление) - одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания.

Импрессиони́зм  (фр. impressionnisme от impression — впечатление) - одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру

Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания.

. Ренуар “Две девушки у фортепиано ” К. Моне “Впечатление. Восход солнца” Э. Мане «В лодке» К. Моне «Стога. Конец лета»

. Ренуар “Две девушки у фортепиано ”

К. Моне “Впечатление. Восход солнца”

Э. Мане «В лодке»

К. Моне «Стога. Конец лета»

Домашнее задание Подобрать пример соответствия живописи и музыки  Картина Исаака Левитана

Домашнее задание

Подобрать пример соответствия живописи и музыки

Картина Исаака Левитана "Вечерний звон» и романс «Вечерний звон»

Рефлексия

Рефлексия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Харлановская Вероника Леонидовна

Дата: 11.02.2019

Номер свидетельства: 499345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства