МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
МОУ «ШКОЛА № 119 Г. ДОНЕЦКА»
КОНСПЕКТ УРОКА
по музыке в 5 классе
на тему
«Что роднит музыку с изобразительным искусством»
Подготовила
учитель музыки
Харлановская В. Л.
Донецк 2019
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством»
Цель урока: определение взаимосвязи музыки и живописи. Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”. Формировать знания об импрессионизме, учить определять средства выразительности музыки и ИЗО. Развивать музыкальный и ритмический слух, вокально-хоровые навыки и умения. Развивать коммуникативные компетенции через работу в группах, ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; позитивное отношение к искусству.
Музыкальный материал: Г.Гладков “Песня о картинах”, К.Дебюсси “В лодке” ,
Наглядные пособия: К. Моне “Впечатление. Восход солнца”, “Стога. Конец лета”; О.Ренуар “Две девушки у фортепиано”; Э. Мане «В лодке»
Тип урока: комбинированный
Форма: работа в группах
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
*Дыхательная гимнастика и распевка.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
*Прослушивание “Песни о картинах” ( Стихи Александра Кушнера.
Музыка Григория Гладкова)
*Мозговой штурм
-О чем эта песня?
- Назовите жанры живописи, изображённые на слайдах
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется …(пейзаж) Слайд 2
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую воду, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, Знай, что это…(натюрморт). Слайд 3
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется…(портрет). Слайд 4
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА Слайд 5
- Ребята, о каких понятиях мы вспомнили благодаря загадкам? К какому виду искусства они относятся?
*Проблемный вопрос
Можно ли видеть музыку и слышать живопись?
4. УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА
*Слово учителя
Для того, чтобы появилась музыка или живопись нужно творчество мастеров, они перед вами. (Композитор и художник.) Слайд 6 Композитор и художник в своих работах передают разнообразную палитру чувств человека, выбирая каждый свои средства выразительности.
*Работа с таблицей . Слайд 7
Выберите, какие средства использует композитор, а какие художник, соединить стрелками
форма | МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ | композиция |
мелодия | линия |
ритмический рисунок | ритм |
звуковая палитра | цветовая гамма |
аккорд | пятно |
тембр | колорит |
фактура | мазок |
темп | статика - динамика |
*Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с направлением в искусстве, возникшем во Франции в 70-х годах 19 века, которое называется импрессионизм. Откуда же появилось это название? Слайд 8
В 1874 г. в Париже прошла первая выставка картин. Критик в насмешку, воспользовавшись названием пейзажа Клода Моне “Впечатление. Восход солнца” назвал их импрессионистами.
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme от impression — впечатление) - одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру
Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания.
Известные французские художники – импрессионисты Клод Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
Клода Дебюсси, французского композитора, называют основоположником импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени. Он использует в своей музыке прием приглушенности или яркого звучания.
*Метод моделирования художественно-творческого процесса
1) Прослушивание
Послушайте произведение Клода Дебюсси и в группах определите средства выразительности, которыми пользовался композитор, скажите, как звучала музыка… (Ответы групп.)
2) Визуализация
Посовещайтесь в группах и выберите то изображение, которое раскрывает музыку, придумайте название произведению. Слайд 9
3) Проблемный вопрос
Сделать в группе вывод – Можем ли мы услышать живопись?
*Физкультминутка
* Прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства"
Прослушайте музыку и изобразите её с помощью рисунка
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Слайд 11
Попробуйте дома подобрать пример соответствия живописи и музыки
6. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слайд 12
Перед вами нотный стан, на который каждый из вас должен прикрепить нотку в том месте, которое соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока. Чем больше урок вам понравился, тем выше должна расположиться нотка и наоборот.
7. ИТОГ