Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство о красоте земли»
ИСКУССТВО РАССКАЗЫВАЕТ О КРАСОТЕ ЗЕМЛИ
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.
Благодаря произведениям искусства природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной.
Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.
У вечности прекрасный календарь, Оформленный и в злато, и в янтарь. На нём снега и сонные долины, И тихий вечер с песней соловьиной, Цветущих вишен радостный полон И пары, позабывшие про сон.
Колосьев спелых гордые поклоны, И горсть зерна в мозолистых ладонях. Краса лугов и леса изобилье Иль ветки плеть, опущенной в бессильи. С надеждою, что вновь всё повторится… Листает время вечные страницы… (Ю. Касилов)
Стихи о природе в творчестве русских поэтов тонко передают крестьянский быт и натуру русского человека.
Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения не мало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма.
Я не ищу гармонии в природе
Николай Заболоцкий
Я не ищу гармонии в природе. Разумной соразмерности начал Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий! В ожесточенном пении ветров Не слышит сердце правильных созвучий, Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката, Когда умолкнет ветер вдалеке. Когда, сияньем немощным объята, Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья, От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможенья Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой,— Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа Лежит вокруг, вздыхая тяжело, И не мила ей дикая свобода, Где от добра неотделимо зло……
Стихи об осени: М. Ю. Лермонтов "Родина" (отрывок)
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям....
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира. В творчестве художников образы природы также нашли свое отражение, кроме того стали благодатной темой.
жанр, посвященный изображению природы – ПЕЙЗАЖ.
В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов (марина) и т. п. Часто пейзаж служит фоном в произведениях других жанров.
различные виды пейзажного жанра: сельский , городской, парковый, морской, архитектурный, индустриальный пейзаж.
Сельский пейзаж К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
Городской пейзаж Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Парковый пейзаж В парковом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, гармонично сочетаются природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой.
Морской пейзаж Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря. Н.Айвазовский. Девятый вал. Морской берег.
Архитектурный пейзаж Близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
Индустриальный пейзаж В этом пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.
Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Героический пейзаж Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья.
Пейзаж настроения Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
Исторический пейзаж В пейзажном жанре находят свое воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этим событием, Он оживляет в памяти давно минувшее время.
Эпический пейзаж Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.
Романтический пейзаж Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра –мотивы для романтического пейзажа. Н. К. Рерих. Небесный бой И. К. Айвазовский. Девятый вал.
Пейзаж изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому постепенно открывает ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно, глубоко.
ДЗ Найти стихотворение об осени. Выразительное чтение.
В музыке пейзаж нашел свое воплощение. Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики — «Времена года» — цикл концертов итальянского композитора XVIII в. Антонио Вивальди (1678—1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840—1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками — сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.
Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля Сен-Санс. "Лебедь"
Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора. Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:
Гайдн. Симфония № 103, финал.
Морской пейзаж Айвазовский
Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.
Русский композитор Римский-Корсаков знал о море не понаслышке. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях. Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.
Римский - Корсаков. Вступление к опере "Садко".
Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой.
А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей.
• Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
• Запишите в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.