kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Можем ли мы "услышать" живопись и "увидеть" музыку" (музыка + ИЗО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнении.

Задачи урока:

Образовательные:

Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;

Дать понять, что музыка и изо не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;

Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней «Вечерний звон».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Можем ли мы "услышать" живопись и "увидеть" музыку" (музыка + ИЗО) »

Интегрированный урок "Можем ли мы "услышать" живопись и "увидеть" музыку" (музыка + ИЗО)

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнении.


Задачи урока:

Образовательные:

Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;

Дать понять, что музыка и изо не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;

Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней «Вечерний звон».


Развивающие:

Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;

Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;

Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;

Использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы.


Воспитательные:

Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;

Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;

Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.


Планируемые результаты для ученика:

Личностные:

Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций.

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека


Предметные:

Научатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка.

Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности


Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.

Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты.

Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


Регулятивные:

Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок.

Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.


Коммуникативные:

Формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах, задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация, баян.

Музыкальный ряд: «Вечерний звон», «Течёт река Волга» (минус), «Балалайка» (минус).

Зрительный ряд: картины, портреты художников, слайды – компьютерная презентация.








Ход урока

I. Организационный момент и введение в урок.

Вернисаж. Экспозиция из детских рисунков, картинки с изображением природы.

Музыкальный момент. Звучит легкая музыка.

(музыкальная заставка)

Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

Мы желаем вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшних уроков с новыми впечатлениями и приобретёнными знаниями.


Вступительное слово учителя музыки.

Начнём наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:


Сайд 2

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота…

Учитель. Сегодня необычный урок. Он будет посвящен музыке и живописи. Почему мы их объединили вместе?


Ответ ребят: Это виды искусства


Учитель: На уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы: Можем ли мы «услышать» живопись и «увидеть» музыку.

А рассматривать эту тему мы будем на примере музыкальных произведений и произведениях изобразительного искусства.


Сайд 3

Учитель: Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком. Музыка – один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники и музыканты помогают нам в этом.


Сайд 4

Учитель: (Беседа-сравнение картин и стихотворений). Смотрим на экран

Перед вами репродукции картин Григорьевой Натальи «Зимушка-зима» и Сергеева Юрия «Февральская метель» Опишите настроение каждой картины.

(«Зимушка-зима» — яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).

- Какое время года на картине?

- Какое время суток?

- Какая погода?


(«Февральская метель» — тоскливая зимняя дорога, ночь, метель, возможно, одинокий звон колокольчика).

- Какое время года на картине?

- Какое время суток?

- Какая погода?


У вас на парте лежат стихи, прочитайте их и скажите, какие из них по настроению подходит к каждой из картин? Почему?


Ученик:

ЗИМНЕЕ УТРО

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.                                         


Ученик:

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…


- В какой картине слышится звук колокольчика? (Февральская метель)


Учитель музыки:

- Посмотрите на доску, перед вами картины. Прослушав музыку, скажите, с какой из картин она ассоциируется?


III. Учитель ИЗО.

- Как в живописи называется изображение природы?

Изображение природы, вида местности – называется ПЕЙЗАЖ – жанр изобразительного искусства.

Сайд 5

Виды пейзажа:

СЕЛЬСКИЙ – изображение деревенского быта.

ГОРОДСКОЙ – включает в себя здания, улицы, проспекты, площади и набережные.

МОРСКОЙ– изображение морской стихии.

ПАРКОВЫЙ – изображаются уголки природы, созданные для отдыха.


- Художник, который «пишет» природу называется — пейзажист.


- Кого из пейзажистов вы знаете? (Иван Иванович Шишкин, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Константинович Айвазовский, Исаак Ильич Левитан)


Сайд 6

Пожалуй, самым музыкальным русским художником, который постиг красоту русской природы, был знаменитый пейзажист Исаак Левитан.


Видео «Тайники русского музея»

Жизнь Левитана была недолгой (39 лет), после перенесенного тифа, болезнь дает о себе знать. И на рубеже 19–20 века Левитан умирает.


Сайд 7

IV. Левитан «Вечерний звон».

Внимательно всмотритесь в этот пейзаж.

– Какое время года здесь изображено?

– Какое время суток?

– Городской или сельский пейзаж?


Учитель музыки:

– А теперь попробуем вслушаться в эту картину.

– Что в ней может звучать? (колокола).

Ведь не случайно Левитан высвечивает купола этих двух монастырей.


– А что ещё может звучать в этой картине? (по реке плывёт лодка, люди, сидящие в ней, могут петь)

– Какую по жанру песню?

СЛУШАНИЕ. Р.Н.П.   «Вечерний звон».

– А такая песня может звучать?

– Она народная или композиторская?

- Есть ли сходство между этой песней и картиной?


(Сходство есть, но они созданы независимо друг от друга).

Художник и русская песня отразили одно и то же состояние природы и души человека.


- Какие инструменты вы услышали?

- Это русские народные инструменты.


Сайд 8

Учитель: 

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети».


  • Выступление Байбакова Алексея Максимовича.

  • Прослушивание песни «Течёт река Волга» (минус)

  • Учащие поют песню «Балалайка»


Сайд 9

Учитель: 

В руки ты ее возьмешь, 
То растянешь, то сожмешь! 
Звонкая, нарядная, 
Русская, двухрядная. 
Заиграет, только тронь, 

Ведь зовут её гармонь!


- Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского мастера Франтишека Киршника.


- Послушайте звучание этого инструмента.


Сайд 10

Учитель: 

У него рубашка в складку, 
Любит он плясать вприсядку, 
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет. 
Сорок пуговиц на нем 
С перламутровым огнем. 
Весельчак, а не буян 
Голосистый наш баян.


У каждого народа есть свой, особо любимый им музыкальный инструмент. В России таким инструментом по праву считается баян.

Это название произошло от имени легендарного древнерусского певца - дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в "Слове о полку Игореве".


Сайд 11

- Прослушайте «Марш прощания славянки»

- Какие чувства вы испытываете при прослушивании этого марша?


- Посмотрите на слайд и дайте ответ, с какой картиной у вас ассоциируется марш?


- Можем мы теперь с уверенностью сказать, что мы с вами «увидели» музыку и «услышали» живопись?


- Каким образом мы это сделали?





























«Балалайка» (Татьяна Морозова)

1. Я на балалаечку ленточку повешу

Русскую раздольную песню запою

Пусть она плывёт, плывёт

Над рекой и лесом

Пусть скорей услышат песенку мою.


ПРИПЕВ:

Балалайка, балалайка,

Задушевная, играй-ка,

Ты играй, играечка,

Ах, чудо-балалаечка.


2. Наша балалаечка ростом невеличка

У нее всего три тоненьких струны,

А как заиграет, замолкают птицы,

Сердце замирает от этой красоты.


ПРИПЕВ:

3. Эту балалайку я крепко полюбила,

За ее весёлый звонкий голосок,

Про нее родимую я песню сочинила,

Пусть теперь порадует этот городок!


ПРИПЕВ:


Частушки

Балалайка, заиграй -
Всех на пляску приглашай!
Балалайка, три струны -
В пляс пустилось пол-страны!


У народа нет рояля,
Белого на ножках,
Но, зато, есть балалайка,
с Тульскою гармошкой!

Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!

Балалайка заиграла, 
Ноги в пляс пускаются,
А нахалы на вечорку
К нам не допускаются!
Балалайку полюбила 
И про милого забыла.
Целый день по струнам бью,
Больше всех её люблю!

Балалайка, балалайка,
Три струны скрипучие,
Я хочу чтоб мужики 
Были все могучие!!!

Ой подружка дорогая,
надоела я тебе,
балалаечка устала,
выпить хочется уж мне!

До свиданья балалайка,
Здравствуй, Тульская гармонь!
Я частушки Вам пропела,
Чтоб исчезла у всех хворь!!!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок "Можем ли мы "услышать" живопись и "увидеть" музыку" (музыка + ИЗО)

Автор: Кобликова Светлана Анатольевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства