Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Можем ли мы "услышать" живопись и "увидеть" музыку" (музыка + ИЗО) »
Интегрированный урок "Можем ли мы "услышать" живопись и "увидеть" музыку" (музыка + ИЗО)
Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнении.
Задачи урока:
Образовательные:
Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
Дать понять, что музыка и изо не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней «Вечерний звон».
Развивающие:
Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;
Использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы.
Воспитательные:
Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;
Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные:
Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций.
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека
Предметные:
Научатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка.
Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности
Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,
Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.
Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты.
Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.
Коммуникативные:
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах, задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.
Вернисаж. Экспозиция из детских рисунков, картинки с изображением природы.
Музыкальный момент. Звучит легкая музыка.
(музыкальная заставка)
Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь.
Мы желаем вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшних уроков с новыми впечатлениями и приобретёнными знаниями.
Вступительное слово учителя музыки.
Начнём наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:
Сайд 2
Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия, Она повсюду разлита… Она везде, где красота…
Учитель. Сегодня необычный урок. Он будет посвящен музыке и живописи. Почему мы их объединили вместе?
Ответ ребят: Это виды искусства
Учитель: На уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы: Можем ли мы «услышать» живопись и «увидеть» музыку.
А рассматривать эту тему мы будем на примере музыкальных произведений и произведениях изобразительного искусства.
Сайд 3
Учитель: Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком. Музыка – один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники и музыканты помогают нам в этом.
Сайд 4
Учитель: (Беседа-сравнение картин и стихотворений). Смотрим на экран
Перед вами репродукции картин Григорьевой Натальи «Зимушка-зима» и Сергеева Юрия «Февральская метель» Опишите настроение каждой картины.
У вас на парте лежат стихи, прочитайте их и скажите, какие из них по настроению подходит к каждой из картин? Почему?
Ученик:
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ученик:
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
- В какой картине слышится звук колокольчика? (Февральская метель)
Учитель музыки:
- Посмотрите на доску, перед вами картины. Прослушав музыку, скажите, с какой из картин она ассоциируется?
III. Учитель ИЗО.
- Как в живописи называется изображение природы?
Изображение природы, вида местности – называется ПЕЙЗАЖ – жанр изобразительного искусства.
Сайд 5
Виды пейзажа:
СЕЛЬСКИЙ – изображение деревенского быта.
ГОРОДСКОЙ – включает в себя здания, улицы, проспекты, площади и набережные.
МОРСКОЙ– изображение морской стихии.
ПАРКОВЫЙ – изображаются уголки природы, созданные для отдыха.
- Художник, который «пишет» природу называется — пейзажист.
- Кого из пейзажистов вы знаете? (Иван Иванович Шишкин, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Константинович Айвазовский, Исаак Ильич Левитан)
Сайд 6
Пожалуй, самым музыкальным русским художником, который постиг красоту русской природы, был знаменитый пейзажист Исаак Левитан.
Видео «Тайники русского музея»
Жизнь Левитана была недолгой (39 лет), после перенесенного тифа, болезнь дает о себе знать. И на рубеже 19–20 века Левитан умирает.
Сайд 7
IV. Левитан «Вечерний звон».
Внимательно всмотритесь в этот пейзаж.
– Какое время года здесь изображено?
– Какое время суток?
– Городской или сельский пейзаж?
Учитель музыки:
– А теперь попробуем вслушаться в эту картину.
– Что в ней может звучать? (колокола).
Ведь не случайно Левитан высвечивает купола этих двух монастырей.
– А что ещё может звучать в этой картине? (по реке плывёт лодка, люди, сидящие в ней, могут петь)
– Какую по жанру песню?
СЛУШАНИЕ. Р.Н.П. «Вечерний звон».
– А такая песня может звучать?
– Она народная или композиторская?
- Есть ли сходство между этой песней и картиной?
(Сходство есть, но они созданы независимо друг от друга).
Художник и русская песня отразили одно и то же состояние природы и души человека.
- Какие инструменты вы услышали?
- Это русские народные инструменты.
Сайд 8
Учитель:
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети».
Выступление Байбакова Алексея Максимовича.
Прослушивание песни «Течёт река Волга» (минус)
Учащие поют песню «Балалайка»
Сайд 9
Учитель:
В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь,
Ведь зовут её гармонь!
- Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.
Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского мастера Франтишека Киршника.
- Послушайте звучание этого инструмента.
Сайд 10
Учитель:
У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый наш баян.
У каждого народа есть свой, особо любимый им музыкальный инструмент. В России таким инструментом по праву считается баян.
Это название произошло от имени легендарного древнерусского певца - дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в "Слове о полку Игореве".
Сайд 11
- Прослушайте «Марш прощания славянки»
- Какие чувства вы испытываете при прослушивании этого марша?
- Посмотрите на слайд и дайте ответ, с какой картиной у вас ассоциируется марш?
- Можем мы теперь с уверенностью сказать, что мы с вами «увидели» музыку и «услышали» живопись?
- Каким образом мы это сделали?
«Балалайка» (Татьяна Морозова)
1. Я на балалаечку ленточку повешу
Русскую раздольную песню запою
Пусть она плывёт, плывёт
Над рекой и лесом
Пусть скорей услышат песенку мою.
ПРИПЕВ:
Балалайка, балалайка,
Задушевная, играй-ка,
Ты играй, играечка,
Ах, чудо-балалаечка.
2. Наша балалаечка ростом невеличка
У нее всего три тоненьких струны,
А как заиграет, замолкают птицы,
Сердце замирает от этой красоты.
ПРИПЕВ:
3. Эту балалайку я крепко полюбила,
За ее весёлый звонкий голосок,
Про нее родимую я песню сочинила,
Пусть теперь порадует этот городок!
ПРИПЕВ:
Частушки
Балалайка, заиграй - Всех на пляску приглашай! Балалайка, три струны - В пляс пустилось пол-страны!
У народа нет рояля, Белого на ножках, Но, зато, есть балалайка, с Тульскою гармошкой!
Балалайка, балалайка, Я в тебя влюбленная, Потому что ты родная, Русская, народная!
Балалайка заиграла, Ноги в пляс пускаются, А нахалы на вечорку К нам не допускаются! Балалайку полюбила И про милого забыла. Целый день по струнам бью, Больше всех её люблю!
Балалайка, балалайка, Три струны скрипучие, Я хочу чтоб мужики Были все могучие!!!
Ой подружка дорогая, надоела я тебе, балалаечка устала, выпить хочется уж мне!
До свиданья балалайка, Здравствуй, Тульская гармонь! Я частушки Вам пропела, Чтоб исчезла у всех хворь!!!