kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Мастер-класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы любите сказки? Мы с вами совершим путешествие в сказку, но не простую, а симфоническую. Почему сказка называется «симфоническая»? (ответы)

Сообщаю название сказки и композитора. На экране портрет С.С. Прокофьева.

(технология развития ассоциативно-образного мышления, ИКТ).

Что вы знаете о композиторе, какие произведения С. Прокофьева звучали у нас в классе? (ответы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Мастер-класс.»

Методическая разработка урока музыки

МБОУ «Старо – Матакская СОШ»

Леонтьевой Лилии Михайловны.

Урок музыки 2 класс, 3триместр.

по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

Раздел: «В концертном зале».

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Мастер-класс.

Тип урока: урок-путешествие, изучение нового материала.

Цель урока: Углубить представление о симфоническом оркестре, о его группах (внешний вид инструментов, тембровая окраска). Познакомить с музыкальными темами персонажей сказки. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости учащихся, формирование умения мыслить, размышлять.

Знать понятия: тема, сюжет, тембр, концертный зал, партитура.

Задачи:

Обучающие. Расширить полученные представления о симфоническом оркестре, закрепить знания о средствах музыкальной выразительности и изобразительности в музыке.

Развивающие. Развивать музыкальный слух: тембровый, звуковысотный, творческие способности, уметь анализировать музыкальные образы сказки.

Развивать навыки жанрово-интонационного анализа музыкального произведения.

Развивать умение следить по партитуре за развитием музыки, появлением каждого музыкального персонажа (музыкальная тема).

Развивать эмоциональное восприятие музыкального произведения.

Продолжать развивать вокально-хоровые навыки. Развивать игровые навыки, выразительность игры на музыкальных инструментах, пластическое изображение героев сказки.

Развивать внимание, память, творческое воображение.

Воспитательные. Воспитание культуры слушания симфонической музыки, любовь, духовность, сознательное отношение к инструментальной музыке. Воспитывать инициативу и самостоятельность детей.

Предметный результат: научатся различать на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следить по партитуре за развитием музыки, выделять выразительность и изобразительность.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с изображением музыкальных инструментов, презентация урока, игра «Узнай музыкальный инструмент», текст и фонограмма песни «Сказка по лесу идет» В. Пшеничникова.

УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник, творческая тетрадь.

Художественный материал: плакаты с изображением инструментов симфонического оркестра с героями сказки, мультимедийная презентация, партитура и музыкальные темы персонажей в учебнике.

Музыкальный материал: Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С. Прокофьева, «Песня-спор» Г. Гладкова.

Технологии, используемые на уроке:

1.Личностно-ориентированная, гуманно-личностная (педагогика сотрудничества).

2.Технология ИКТ.

3.Технология ассоциативно-образного мышления.

4.Технология детского музицирования.

5.Технология формирования певческой культуры.

6.Технологияразвития процессов восприятия.

7.Технология использования УМК.

8.Здоровьесберегающая технология.



Ход урока

Метапредметные результаты

Вход под музыку песни «Песня-спор» Г.Гладкова. Приветствие.

Знакома вам музыка? Предложить детям составить план исполнения песни (выбрать солистов, подобрать музыкальные инструменты, которые будут сопровождать исполнение песни).

(технология формирования певческой культуры).


Вы любите сказки? Мы с вами совершим путешествие в сказку, но не простую, а симфоническую. Почему сказка называется «симфоническая»? (ответы)

Сообщаю название сказки и композитора. На экране портрет С.С. Прокофьева.

(технология развития ассоциативно-образного мышления, ИКТ).

Что вы знаете о композиторе, какие произведения С. Прокофьева звучали у нас в классе? (ответы).


Вернемся к названию сказки, как вы думаете, какие персонажи могут присутствовать в сказке? (ответы)

Сказка музыкальная и поэтому у каждого героя сказки своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске записано определение тембра).

Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научимся?


Петя – главный герой сказки, он ваш ровесник.

Мелодию какого характера вы сочинили бы, если были композиторами?

Давайте послушаем тему Пети. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? (ответы)

В каком жанре прозвучала тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (ответы)

(технология развития процессов восприятия музыки).


Какие инструменты исполняют эту тему? Изобразите, как на них играют? (дети имитируют игру на скрипках).

Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет струнно-смычковая группа инструментов (показываю плакат). Какие это инструменты? (ответы)

(технология детского музицирования)

На плакат «Симфонический оркестр» дети прикрепляют карточки с названиями инструментов: Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас.


Петя приехал отдыхать в гости к Дедушке (показать дедушку на экране). Мелодию какого характера вы бы сочинили для Дедушки? (ответы)

Послушайте тему Дедушки и определите характер (звучит тема Дедушки) (ответы)

(технология развития процессов восприятия музыки).


Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Какой голос у фагота – высокий или низкий? (на плакат прикрепляется карточка с названием фагот).


На экране - Кошка, Утка, Птичка.

Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (ответы)

Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент (дети имитируют игру на флейте).

(технология детского музицирования)


Какое настроение у Птички? К какой группе относится флейта? (ответы)

На плакат «Симфонический оркестр» крепится карточка с названием инструмента Флейта.


На экране – Петя, Кошка, Дедушка и Волк. Кому из этих персонажей принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого персонажа сказки (под музыку изображают Кошку).

(технология детского музицирования)


Почему вы думаете, что это Кошка? (ответы)

Тему Кошки исполняет кларнет. Какой у него тембр? К какой группе инструментов он относится? Звучит тема Кошки (ответы)

(технология развития процессов восприятия музыки).


На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

Кого из героев сказки изображает эта тема? Звучит тема Утки (ответы)

Инструмент, который изображает Утку – гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов он относится? (ответы)

(технология развития процессов восприятия музыки).


На экране Волк и Охотники. Кого изобразила музыка? Как вы узнали Волка? (ответы)

Тему Волка изображают валторны. Какой голос у валторны? К какой группе инструментов он относится? (ответы)

Это валторны. Они относятся к медно-духовой группе, А почему звучат 3 валторны, а не одна? (ответы)

(технология развития процессов восприятия музыки).


На плакат прикрепляем Валторну.


Звучит последняя тема Охотников. Кто исполнял эту тему? Почему это охотники? (ответы)

(технология развития процессов восприятия музыки).


Все темы героев записаны нотами в партитуре (показать в учебнике партитуру).

(технология УМК)


Итог урока:

Какое произведение прозвучало на уроке? Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научились?

Объяснить значение слова «партитура». Мы послушали с вами главные темы героев сказки.

А с какой целью была написана С. Прокофьевым эта сказка? Какие бы вопросы вы хотели задать С. Прокофьеву?

Объяснить значение слова «партитура».

Игра:

Разделить класс на две команды. Перемешать карточки с названиями инструментов. Дети должны собрать инструменты по группам и разместить их так, как они расположены в оркестре.

(игровая технология)


Дома придумайте содержание сказки с этими героями, что могло произойти. Нарисуйте героев сказки «Петя и Волк», подпишите инструменты, исполняющие их темы.


Регулятивные УУД (направлены на организацию учащихся по выполнению учебной деятельности, составление реализация исполнительского плана, после исполнения сравнить свое пение с оригиналом, найти недостатки, спланировать действия по их устранению.)







Информационные УУД (показать портрет С. Прокофьева, презентация





















Познавательные УУД (вокальная импровизация)













Информационные УУД (плакат «Симфонический оркестр»)


Познавательные УУД (пластическая импровизация - игра на скрипке)




Познавательные УУД (если б я был композитором…)

























Познавательные УУД (пластическая импровизация - игра на флейте)













Познавательные УУД (драматизация персонажа Кошка)
































Информационные УУД (в учебнике 2 класса рассмотреть партитуру)































Коммуникативные УУД (диалоговый метод между учениками и композитором; разделить класс на 2-3 группы и задать С. Прокофьеву вопросы)








Познавательные УУД: (изобразительная пластика)



























)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Леонтьева Лилия Михайловна

Дата: 06.04.2017

Номер свидетельства: 407102


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства