Вход под музыку песни «Песня-спор» Г.Гладкова. Приветствие. Знакома вам музыка? Предложить детям составить план исполнения песни (выбрать солистов, подобрать музыкальные инструменты, которые будут сопровождать исполнение песни). (технология формирования певческой культуры). Вы любите сказки? Мы с вами совершим путешествие в сказку, но не простую, а симфоническую. Почему сказка называется «симфоническая»? (ответы) Сообщаю название сказки и композитора. На экране портрет С.С. Прокофьева. (технология развития ассоциативно-образного мышления, ИКТ). Что вы знаете о композиторе, какие произведения С. Прокофьева звучали у нас в классе? (ответы). Вернемся к названию сказки, как вы думаете, какие персонажи могут присутствовать в сказке? (ответы) Сказка музыкальная и поэтому у каждого героя сказки своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске записано определение тембра). Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научимся? Петя – главный герой сказки, он ваш ровесник. Мелодию какого характера вы сочинили бы, если были композиторами? Давайте послушаем тему Пети. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? (ответы) В каком жанре прозвучала тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (ответы) (технология развития процессов восприятия музыки). Какие инструменты исполняют эту тему? Изобразите, как на них играют? (дети имитируют игру на скрипках). Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет струнно-смычковая группа инструментов (показываю плакат). Какие это инструменты? (ответы) (технология детского музицирования) На плакат «Симфонический оркестр» дети прикрепляют карточки с названиями инструментов: Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас. Петя приехал отдыхать в гости к Дедушке (показать дедушку на экране). Мелодию какого характера вы бы сочинили для Дедушки? (ответы) Послушайте тему Дедушки и определите характер (звучит тема Дедушки) (ответы) (технология развития процессов восприятия музыки). Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Какой голос у фагота – высокий или низкий? (на плакат прикрепляется карточка с названием фагот). На экране - Кошка, Утка, Птичка. Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (ответы) Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент (дети имитируют игру на флейте). (технология детского музицирования) Какое настроение у Птички? К какой группе относится флейта? (ответы) На плакат «Симфонический оркестр» крепится карточка с названием инструмента Флейта. На экране – Петя, Кошка, Дедушка и Волк. Кому из этих персонажей принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого персонажа сказки (под музыку изображают Кошку). (технология детского музицирования) Почему вы думаете, что это Кошка? (ответы) Тему Кошки исполняет кларнет. Какой у него тембр? К какой группе инструментов он относится? Звучит тема Кошки (ответы) (технология развития процессов восприятия музыки). На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка. Кого из героев сказки изображает эта тема? Звучит тема Утки (ответы) Инструмент, который изображает Утку – гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов он относится? (ответы) (технология развития процессов восприятия музыки). На экране Волк и Охотники. Кого изобразила музыка? Как вы узнали Волка? (ответы) Тему Волка изображают валторны. Какой голос у валторны? К какой группе инструментов он относится? (ответы) Это валторны. Они относятся к медно-духовой группе, А почему звучат 3 валторны, а не одна? (ответы) (технология развития процессов восприятия музыки). На плакат прикрепляем Валторну. Звучит последняя тема Охотников. Кто исполнял эту тему? Почему это охотники? (ответы) (технология развития процессов восприятия музыки). Все темы героев записаны нотами в партитуре (показать в учебнике партитуру). (технология УМК) Итог урока: Какое произведение прозвучало на уроке? Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научились? Объяснить значение слова «партитура». Мы послушали с вами главные темы героев сказки. А с какой целью была написана С. Прокофьевым эта сказка? Какие бы вопросы вы хотели задать С. Прокофьеву? Объяснить значение слова «партитура». Игра: Разделить класс на две команды. Перемешать карточки с названиями инструментов. Дети должны собрать инструменты по группам и разместить их так, как они расположены в оркестре. (игровая технология) Дома придумайте содержание сказки с этими героями, что могло произойти. Нарисуйте героев сказки «Петя и Волк», подпишите инструменты, исполняющие их темы. | Регулятивные УУД (направлены на организацию учащихся по выполнению учебной деятельности, составление реализация исполнительского плана, после исполнения сравнить свое пение с оригиналом, найти недостатки, спланировать действия по их устранению.) Информационные УУД (показать портрет С. Прокофьева, презентация Познавательные УУД (вокальная импровизация) Информационные УУД (плакат «Симфонический оркестр») Познавательные УУД (пластическая импровизация - игра на скрипке) Познавательные УУД (если б я был композитором…) Познавательные УУД (пластическая импровизация - игра на флейте) Познавательные УУД (драматизация персонажа Кошка) Информационные УУД (в учебнике 2 класса рассмотреть партитуру) Коммуникативные УУД (диалоговый метод между учениками и композитором; разделить класс на 2-3 группы и задать С. Прокофьеву вопросы) Познавательные УУД: (изобразительная пластика) ) |