kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационная работа с хором в дши

Нажмите, чтобы узнать подробности

11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная работа с хором в дши»

Инновационные технологии в работе с детским хором



Цель всей деятельности ДШИ – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и принципов работы в коллективе. А совместное хоровое творчество – одно из лучших средств для достижения этой высокой цели.

Хоровое пение – один из самых доступных для детей всех видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них развиваются художественные способности – музыкальный слух, музыкальная память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству.

Хор как учебная дисциплина имеет определенные задачи:

  • Формирование вокально-хоровых навыков;

  • Формирование чувства стиля;

  • Обучение коллективному творчеству.

Хоровой коллектив ДШИ – это многообразие участников, в котором каждый ценен своим духовным миром.

Цель преподавателя хорового класса – создать коллектив единомышленников.

Руководитель хора использует в своей работе два подхода: коллективный и индивидуальный.

Основу структуры хорового класса составляют 3 ступени – три возрастных хора: младший - дети 7-9 лет, средний - дети 9-12 лет и старший - дети 12-17 лет.

Многоступенчатость – принципиальная основа всей педагогической работы в ДШИ – позволяет выстроить логику образовательного процесса и прогнозировать результат.

В младшем хоре дети учатся реагировать на дирижерский жест и слово преподавателя, спокойно и правильно сидеть и стоять на хоровых занятиях, одновременно начинать и заканчивать пение, слышать друг друга.

В среднем хоре певческое развитие детей происходит на более сложном музыкальном материале. На этой хоровой ступени появляются произведения, в которых фортепианное сопровождение не поддерживает вокальную партию, дети начинаю петь a cappella.

Новшеством является использование хоровых партитур.

Усиленное внимание уделяется работе над певческим дыханием (понятие и навык «пения на опоре», «цепное» дыхание), работе над двухголосием. Появляются партии сопрано и альтов.

В старшим хоре тембры сопрано и альтов ярко выражены. Увеличивается количество классических произведений, в том числе сочинений a cappella. Появляется в репертуаре русская духовная музыка.

Методы вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением детей.

Основными методическими принципами постановки голоса являются:

  • выработка певческого тона в среднем регистре, начиная от примарных тонов звучания (для большинства детей «фа – ля»). На примарных звуках легче всего настраивать голос на звукообразование и дальнейшее развитие;

  • постановка дыхания с опорой на диафрагму, в основе «опоры» лежит экономное расходование выходящего дыхания;

  • мягкая атака звука, с фиксированием красивого тембра и посылом звука вперёд (вверх);

  • формирование внутреннего слуха, чистой интонации и высокой певческой позиции (купола).

Неусидчивость и подвижность детей заставляют искать разные формы в работе над вокально-техническими навыками. Метод восприятия через игру, через знакомые образы помогает поддерживать у детей интерес к упражнениям, желание добиться хорошего результата.

Используя игровые приемы на хоровых занятиях, преподаватель добивается очень важного момента в коллективном музицировании – атмосферы эмоциональной отзывчивости.

Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного преподавателя ДШИ знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике.

Обновленные методики хорового воспитания, опыт своих коллег - любой материал может быть проанализирован, использован хормейстером в собственной практике, введен в процесс развития вокально-хоровых навыков в хоровом коллективе.

Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, мы совмещаем традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.

И вот здесь важную роль в учебном процессе играет хоровой репертуар. Именно в классической музыке мы видим великую силу, помогающую в воспитании музыкальной и певческой культуры ребенка, в расширении его эстетического кругозора.

Второе обязательное направление хорового репертуара – это народная музыка. С русских народных песен начинается приобщение детей к хоровому пению. При исполнении русских народных песен используются бубен, ложки, трещотки, колокольчики.

Третий раздел хорового репертуара – это современная музыка композиторов М. Парцхаладзе, М. Ройтерштейна, С. Соснина и др.

При выборе репертуара хормейстер должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать новые комплексы музыкального материала, а так же гибко реагировать на новые веяния в современной музыкальной жизни.

Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.

1.Игровые технологии обучения.

В современной общеобразовательной практике они получили большое распространение (Н.В. Борисова, А. А. Вербицкий и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.

Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Дети очень любят и всем своим существом участвуют в исполнении песен с игривым, задорным, комическим, лирическим содержанием. Они также любят музыку звукоподражательную, в которой слышатся голоса животных, птиц, звуки музыкальных инструментов и другие эффекты.

2. Личностно ориентированные технологии. 

Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, преподаватель обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.

3. Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.).

Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у учащихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на уроках хора, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.

4. Нетрадиционные формы урока.

Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности обучающихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • использование коллективных форм работы;

  • повышение мотивации к учебной деятельности;

  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;

  • активизацию деятельности обучающихся.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные, эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;

- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ на хоровых занятиях.

5. Взаимоконтроль.

Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому ребенку сообщить о своих успехах, развитие певческих навыков обучающихся.

Группа разбивается на "учителей" и "учеников". "Ученики" отвечают своим "учителям". Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.

Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на уроке, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в ДШИ, но при этом не забывать о важности воспитания школы академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.

Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и постигать тайны вокально-хорового искусства.







Литература:

1. Библиотека детского хормейстера. Авторы-составители Л.П.Дуганова, Л.В.Алдакова. – Москва, Владос, 2002

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.

3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

4. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

5. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационная работа с хором в дши

Автор: Артюхина Елизавета Павловна

Дата: 20.12.2023

Номер свидетельства: 642840


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства