Просмотр содержимого документа
«Инновационная работа с хором в дши»
Инновационные технологии в работе с детским хором
Цель всей деятельности ДШИ – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и принципов работы в коллективе. А совместное хоровое творчество – одно из лучших средств для достижения этой высокой цели.
Хоровое пение – один из самых доступных для детей всех видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них развиваются художественные способности – музыкальный слух, музыкальная память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству.
Хор как учебная дисциплина имеет определенные задачи:
Формирование вокально-хоровых навыков;
Формирование чувства стиля;
Обучение коллективному творчеству.
Хоровой коллектив ДШИ – это многообразие участников, в котором каждый ценен своим духовным миром.
Цель преподавателя хорового класса – создать коллектив единомышленников.
Руководитель хора использует в своей работе два подхода: коллективный и индивидуальный.
Основу структуры хорового класса составляют 3 ступени – три возрастных хора: младший - дети 7-9 лет, средний - дети 9-12 лет и старший - дети 12-17 лет.
Многоступенчатость – принципиальная основа всей педагогической работы в ДШИ – позволяет выстроить логику образовательного процесса и прогнозировать результат.
В младшем хоредети учатся реагировать на дирижерский жест и слово преподавателя, спокойно и правильно сидеть и стоять на хоровых занятиях, одновременно начинать и заканчивать пение, слышать друг друга.
В среднем хоре певческое развитие детей происходит на более сложном музыкальном материале. На этой хоровой ступени появляются произведения, в которых фортепианное сопровождение не поддерживает вокальную партию, дети начинаю петь a cappella.
Новшеством является использование хоровых партитур.
Усиленное внимание уделяется работе над певческим дыханием (понятие и навык «пения на опоре», «цепное» дыхание), работе над двухголосием. Появляются партии сопрано и альтов.
В старшим хоре тембры сопрано и альтов ярко выражены. Увеличивается количество классических произведений, в том числе сочинений a cappella. Появляется в репертуаре русская духовная музыка.
Методы вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением детей.
Основными методическими принципами постановки голоса являются:
выработка певческого тона в среднем регистре, начиная от примарных тонов звучания (для большинства детей «фа – ля»). На примарных звуках легче всего настраивать голос на звукообразование и дальнейшее развитие;
постановка дыхания с опорой на диафрагму, в основе «опоры» лежит экономное расходование выходящего дыхания;
мягкая атака звука, с фиксированием красивого тембра и посылом звука вперёд (вверх);
формирование внутреннего слуха, чистой интонации и высокой певческой позиции (купола).
Неусидчивость и подвижность детей заставляют искать разные формы в работе над вокально-техническими навыками. Метод восприятия через игру, через знакомые образы помогает поддерживать у детей интерес к упражнениям, желание добиться хорошего результата.
Используя игровые приемы на хоровых занятиях, преподаватель добивается очень важного момента в коллективном музицировании – атмосферы эмоциональной отзывчивости.
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного преподавателя ДШИ знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике.
Обновленные методики хорового воспитания, опыт своих коллег - любой материал может быть проанализирован, использован хормейстером в собственной практике, введен в процесс развития вокально-хоровых навыков в хоровом коллективе.
Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, мы совмещаем традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.
И вот здесь важную роль в учебном процессе играет хоровой репертуар. Именно в классической музыке мы видим великую силу, помогающую в воспитании музыкальной и певческой культуры ребенка, в расширении его эстетического кругозора.
Второе обязательное направление хорового репертуара – это народная музыка. С русских народных песен начинается приобщение детей к хоровому пению. При исполнении русских народных песен используются бубен, ложки, трещотки, колокольчики.
Третий раздел хорового репертуара – это современная музыка композиторов М. Парцхаладзе, М. Ройтерштейна, С. Соснина и др.
При выборе репертуара хормейстер должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать новые комплексы музыкального материала, а так же гибко реагировать на новые веяния в современной музыкальной жизни.
Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.
1.Игровые технологии обучения.
В современной общеобразовательной практике они получили большое распространение (Н.В. Борисова, А. А. Вербицкий и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.
Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Дети очень любят и всем своим существом участвуют в исполнении песен с игривым, задорным, комическим, лирическим содержанием. Они также любят музыку звукоподражательную, в которой слышатся голоса животных, птиц, звуки музыкальных инструментов и другие эффекты.
2. Личностно ориентированные технологии.
Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, преподаватель обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.
3. Проблемно-развивающая технология обучения(М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.).
Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у учащихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на уроках хора, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.
4. Нетрадиционные формы урока.
Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности обучающихся на уроках и повышение эффективности преподавания.
Нетрадиционные формы обучения предполагают:
использование коллективных форм работы;
повышение мотивации к учебной деятельности;
развитие умений и навыков самостоятельной работы;
активизацию деятельности обучающихся.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность.
Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные, эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ на хоровых занятиях.
5. Взаимоконтроль.
Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому ребенку сообщить о своих успехах, развитие певческих навыков обучающихся.
Группа разбивается на "учителей" и "учеников". "Ученики" отвечают своим "учителям".Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на уроке, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в ДШИ, но при этом не забывать о важности воспитания школы академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.
Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.
Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и постигать тайны вокально-хорового искусства.
Литература:
1. Библиотека детского хормейстера. Авторы-составители Л.П.Дуганова, Л.В.Алдакова. – Москва, Владос, 2002
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.
3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
4. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
5. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644.