Просмотр содержимого документа
«Импровизация, аранжировка и сочинение музыки на уроках фортепиано.»
Самоанализ открытого урока преподавателя ГККП ДШИ им. Г. Жубановой по классу фортепиано и концертмейстера Тихонюк Ю. В.
Тема урока: «Импровизация, аранжировка и сочинение музыки на уроках фортепиано»
Отметим, что тема открытого урока звучит, как «Импровизация, аранжировка и сочинение музыки на уроках фортепиано», название урока для детей можно сформулировать проще, например, «Творческое музицирование». Замысел урока сводится к освоению учащихся свободным владением инструментом, импровизационному музицированию и аранжировки, подготовке к выступлению, акцентируя внимание учащихся на основные игровые приемы, раскрывающие художественный образ в различных произведениях.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный
Цель урока: Формирование и развитие творческой инициативы учащихся по средствам элементарного музицирования.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с основными приемами импровизации и аранжировки;
научить учащихся применять свои знания и умения в самостоятельной
деятельности;
приобщить детей к навыкам выразительного исполнения произведений различного характера;
формирование сольных и концертмейстерских навыков.
Развивающие:
способствовать развитию музыкальных способностей; регулярно оттачивать технику владения инструментом; ориентироваться в знаках альтерации и гармониях; заниматься подбором произведений на слух;
анализировать ноты различных произведений;
способствовать развитию творческого воображения.
Воспитательные:
приобщать подрастающее поколение к мировой культуре на примере
музыкальных произведений;
воспитание интереса к музыкальному искусству;
воспитание исполнительской культуры, эстетического вкуса, сознательного
отношения к музыкальному материалу;
воспитание слухового контроля;
воспитание умения быть равноценным партнёром;
привить любовь к музицированию.
Помимо общих целей и задач, мной были определены частные цели:
Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся)
Практическое усвоение учащимися основных приемов импровизации и сочинения музыки: гармонический, ритмический, мелодический, полифонический, импровизация и сочинение в каком-либо стиле или жанре.
Формирование умения применять учащимися свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
Развитие психологических характеристик личности учащихся: заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на музыку; развитие образной памяти, внимания, музыкального мышления; развитие чувства сольной, концертмейстерской и ансамблевой игры.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные умения:
углубление понимания социальной функции музыкального искусства; проявление учебно-познавательного интереса к выполнению заданий. Регулятивные умения:
выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы партнерства: умение отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные умения:
применение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества;
структурирование знаний в плане отличия того что выучено и того чего надо ещё добиться; обобщение знаний по отработанному репертуару; передача содержания и настроения музыкального материала с помощью сценической выдержки, слухового контроля.
Коммуникативные умения:
участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; планирование учебного сотрудничества;
освоение методов и принципов коллективной музыкально - творческой и игровой деятельности.
Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские):
Основная диагностическая цель: определение зоны ближайшего развития учащихся. В итоге урока диагностировать: удалось ли вызвать творческий интерес учащихся к элементарному музицированию, через приемы импровизации и аранжировки.
Основная познавательная цель: расширение музыкального кругозора путем приобщения к мировой , современной й национальной культуре. Основная исследовательская цель: провести анализ внутреннего роста и заинтересованности учащихся, в проявлении творческой инициативы, на протяжении всего музыкального обучения.
Суть урока имеет две составляющие: музыкальную и учебноимпровизационную .
Замысел урока: с музыкальной позиции, урок сводится к организации работы учащихся с художественным материалом. Исполнение произведений так, как покажется учащимся наиболее верным и приемлемым.
С позиции учебно-импровизационной, суть замысла урока состоит в применении основных понятий импровизации и аранжировки. При этом придерживаясь следующих образовательных технологий:
Диалогового общения.
Индивидуализации обучения.
На данном этапе, в построении занятий активно использовались методы, позволяющие включать обучающихся в процесс самостоятельного решения исполнительских задач. На уроке мы использовали метод сравнения, что позволило мне активизировать мышление учеников, развивать их исполнительскую фантазию.
Методы и приемы организации деятельности: наглядно-слуховой, словесно-индуктивный, аналитический, творческий, частично-поисковый, наблюдение, сопоставление.
Ключевые компоненты формирующиеся на уроке: коммуникативный.
Improvisus (иллпровизус) -в переводе с лат. внезапный, непредвиденный Сочинение музыки во время ее исполнения, без предварительной подготовки.
Во времена старинной музыки тему для импровизации давал исполнителю любой человек находящийся в зрительном зале на концерте. Бах, Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Паганини, Глинка, Балакирев, Рубинштейн были блестящими импровизаторами.
В наше время техникой импровизации владеет не каждый музыкант, но как этому можно научиться, мы покажем на сегодняшнем уроке.
Для начала ученику будет полезно :
Как можно больше играть не по нотам, а заниматься подбором на слух.
Анализировать ноты различных произведений.
Самое главное - развивать технику владения инструментом, как можно чаще играть гаммы, арпеджио, аккорды. Ориентироваться в знаках альтерации и гармониях.
Хорошо знать произведение на которое будет сделана импровизация.
На примере произведения Моцарта «Аллегретто» (старинная французская народная пастушья песня), мы продемонстрируем основные приемы импровизации:
ГАРМОНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, поменяли , тональность до мажор на одноименный минор, в котором появились знаки, доминанта в миноре всегда мажорная и еще мы использовали РИТМИЧЕСКИЙ ПРИЕМ в левой руке, изменили ритм, сначала были триоли, а затем шестнадцатые ноты, которые исполнялись ломаными арпеджио и арпеджио с возвратом в средний звук, поменяли штрихи на легато,
а в конце на стаккато и сократили мелодию, сыграв ее по одной ноте.
Чтобы перейти опять в основную тональность мы сочинили к мажору вступление
Перекрестный прием, поменяли местами руки.
Данная импровизация была исполнена приемом рук крест на крест. Мелодию мы перенесли в басовый ключ, а аккомпанемнет в скрипичный.
Мелодический прием, изменение мелодии .
Мелодия изложена в зеркальном обращении и
Гармонический прием, в некоторых местах поменяли гармонии, т.к.
данная мелодия подходила не под все гармонии оригинала.
Прием Канонической импровизации, где были использованы элементы полифонии. В каноне было 2-х голосие. Если я сыграю тоже самое на втором рояле, то у нас получится 4-х голосие.
Импровизация в стиле Баховской маленькой прелюдии до минор
Импровизация в жанре этюда.
Мелодия изложена репетициями, затем октавами, используется штрих стаккато
Импровизация в жанре вальса
Поменяли размер на 3-х дольный, поменяли фактуру в мелодии и аккомпанементе, изменили штрихи. Использовали ритмический прием - разнообразили ритмический рисунок и в мелодии мы использовали мелодический прием, включили опевание основных звуков мелодии, в середине гаммы в восходящем и нисходящем движении.
Импровизация в джазовом стиле
К этой импровизации мы сочинили вступление, использовали ритмический и мелодический приемы. Использовали характерные для джаза синкопы, акценты, пунктирный ритм, обогатили аккомпанемент септаккордами.
АРАНЖИРОВКА
Французское слово аранжи и немецкое аранжирен в буквальном переводе означает приводить в порядок. На музыкальном языке термин аранжировка, (он же инструментовка или оркестровка), трактуется как переложение музыкального произведения, написанного для одного состава инструментов или голосов, для исполнения другим составом инструментов или голосов.
Упрощение или усложнение музыкального материала тоже является аранжировкой. На примере песни «Филин гуд», британской рок группы «Мьюс», мы покажем элементы аранжировки и импровизацию. Мы немного изменили мелодию, т.к. в ней встречаются очень высокие ноты, которые сложно петь ученику и перенесли распевы на более удобные слоги.
Это была импровизация в испанском стиле, где применялся ритмический прием.
Это была импровизация в джазовом стиле, к которой мы сочинили вступление, заключение, включили синкопы, акценты, пунктирный
ритм, перкуссию, можно использовать щелчки пальцами, постарались как можно ближе приблизить музыку к джазу.
Аранжировка на всем вам известное произведение Вальтера Дональдсона - да сер-это мой ребенок. В оригинале это произведение называется Чарльстон.
Вариантов аранжировки существует великое множество, это как подскажет вам ваша фантазия, главное использовать сочетаемые инструменты.
В конце нашего урока мы исполним аранжировку антракта к 4 действию оперы Кармен Ж. Бизе.
Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответствует типу урока. Урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают внимание, воображение, творческую фантазию. Методика урока адекватна особенностям репертуара. В работе с учениками учитывались индивидуальные способности и стремления к выполнению поставленных задач.
Эффективность реализации цели и задач урока
Выполнению цели урока способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой, деловой атмосферы, в сочетании требовательности и уважения к личности учащихся. Считаю, что самое главное дать ученикам проявить свою индивидуальность. Для того чтобы раскрыть в ребёнке его индивидуальность, развить музыкальные способности, необходимо научить его самостоятельно мыслить и работать, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной игры и умел исправить собственные ошибки. Для успешного обучения я придерживаюсь важнейших принципов музыкальной педагогики - принципа систематического и последовательного обучения, принципа сознательного усвоения знаний, поощряя успехи обучающихся, пусть даже самые маленькие. Таким образом, урок представляет собой целостную систему в исполнении музыкальных произведений.
Подведя итоги урока, хотелось бы отметить следующее:
Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Урок прошел в доброжелательной обстановке, темп урока соответствовал возрасту обучающихся — умеренный. Атмосфера на уроке была творческой, учащиеся активно вступали в беседу, в разные виды деятельности, были доброжелательными, откликались на каждый взгляд, жест, задания выполняли с энтузиазмом. Само поведение детей говорило о том, что они относятся к предмету с интересом.
В процессе урока формировались основные навыки импровизации и аранжировки, что способствовало свободному полёту фантазии.
На все произведения, исполняемые на уроке, были сделаны мной и учениками импровизация, аранжировка, инструментовка и оркестровка. Это были плоды нашего творческого мышления и воображения.
В заключении урока был предоставлен видеоролик: импровизация на детскую песню «В лесу родилась елочка», в исполнении величайшего пианиста современности Дениса Мацуева.