Просмотр содержимого документа
««Игровые методы и приемы работы на уроках сольфеджио: работа над развитием чувства метроритма в младших классах.»»
«Игровые методы и приемы работы на уроках сольфеджио: работа над развитием чувства метроритма.»
Так как дети младшего школьного возраста не могут долго сосредотачивать своё внимание на конкретном задании, то на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Лучшим способом для достижения этой цели является игра как естественная форма существования ребёнка в привычной атмосфере. Важнейшим средством воспитания и обучения по предмету сольфеджио в младших классах является игра и элементы ее занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативность, дисциплинированность. У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью. Приведу пример-работа над развитием чувства метроритма.
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Работа над развитием чувства метроритма начинается с самых первых уроков. Восприятие музыки имеет активный слухо-моторный характер. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться. Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности. В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон: 1. Ощущение равномерности движения в разных темпах 2. Ощущение размера, т.е. сочетание чередования ударных и безударных долей 3. Осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, т.е. ритмического рисунка Природа чувства ритма требует его закрепления в тех или иных двигательных процессах. В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки, шлепки и др. Движение, как реакция на прослушанное особенно свойственно детям младшего возраста. Через включение элементов ритмики на уроках сольфеджио возможно значительно активизировать музыкальное восприятие. В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритмический рисунок, чередование сильных и слабых долей). После этого можно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты. Воспитание чувства ритма также необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков. На начальном этапе обучения развитию чувства метроритма придается особенно большое значение. Ритмические игры 1. Игра «Знакомство». Ребенок называет свое имя. Например, Оля, Саша. А дети повторяют это имя в ласковой форме: Оля-Оленька, Саша-Сашенька и т.д. Позже как вариант можно предложить игру «Спой свое имя». Детям предлагаются несколько ритмических формул, при помощи которых можно интересно ритмизовать имена, например, Ма-ша, Ма-шень-ка, Ма-шу-ня. Бог-дан, Бо-неч-ка, Бог-дан-чик. Варьируйте имя каждого ребенка. 2. Упражнение «Ритмическое эхо» - дети повторяют предложенный ритмический рисунок за педагогом . 3. Игра «Ритмический телефон». Дети цепочкой стоят друг за другом. Предлагается верно передать по цепочке заданный педагогом ритм легким постукиванием соседа по плечу. Ребенок стоящий в конце цепочки в ладоши прохлопывает переданный ему ритм. Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов, где за каждой длительностью закреплен определенный слог. Половинная – ТА-А Четверть - ТА Восьмые - ТИ-ТИ На каждую ритмическую формулу детям предлагается придумать слова, например: ТА-ТА – ли-са, вол-на…. ТА-ТИ-ТИ – сол-ныш-ко, ба-боч-ка ТИ-ТИ-ТА - ба-ра-бан, па-ро-ход ТИ-ТИ-ТИ-ТИ – зем-ля-ни-ка, ко-ло-коль-чик, бу-ра-ти-но Чтобы лучше усвоить ритмическую формулу детям предлагается сделать карточки с изображением ритмической формулы, придумать и записать к каждой формуле несколько слов. После того, как всеми детьми будут усвоены простейшие ритмические формулы, в качестве задания можно предложить упражнения Т.Боровик «Петя Дынин», «Муха на ватрушке» Хорошо развивает ритмическую память игра «Угадай песенку», где преподавателем воспроизводится ритм знакомой песенки, а дети ее отгадывают. Или можно предложить детям повторить ритм знакомой песенки по памяти. Как вариант - узнать знакомую песню по записанному на доске ритмическому рисунку, пропеть ее ритмослогами, затем исполнить песню, разделившись на две группы, одна из которых будет хлопать ритмический рисунок, а другая - отмечать метрические доли или только сильную. Очень любят дети игру «Ритмическое рондо». Разновидностей игры может быть очень много. Педагог предварительно обсуждает с детьми условия и тему игры. Далее дети сами предлагают слова по теме для рефрена. Например, «Зимнее рондо» - суг-роб, сне-го-вик, лы-жи, пу-хо-вик. Слова рефрена озвучиваются ритмическими жестами (хлопками, притопами, шлепками, щелчками). А между рефренами идут свободные импровизации любыми ритмическими жестами. Возможные темы: «Фруктовый салат», «Игрушки», «Любимые животные», «Весенняя капель» и т.д. Работа над развитием чувства метроритма проводится на каждом уроке.