- Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося.
- Развитие музыкальных способностей: памяти, внимания, гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
- развивать навыки свободного и правильного владения кистью руки при игре на фортепиано
Личностные:
- Воспитывать интерес к предмету и инструменту
- Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия.
Методические приёмы:
- словесный (рассказ, объяснение, диалог)
- наглядный (слуховой и зрительный);
- практический;
- самоконтроль (оценка своего исполнения).
Оборудование:
- музыкальный инструмент (фортепиано), ноты, методическое пособие, фломастеры, бумага.
Использование педагогических технологий:
1.Технология развивающего обучения. Основой данной технологии является принцип последовательности в освоении учебного материала.
2.Здоровьесберегающие. Правильная организация игрового аппарата.
Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения. Восстановление внимания.
3.Игровые. В игре ребенок накапливает знания, развивает музыкальные способности, формирует познавательные интересы.
4.Развивающие. Активизация логического мышления, практическое освоение музыкальной информации, развитие творческих способностей.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Приветствие: «Колокольчик».
Давайте, поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. ( Дети называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.
- Здравствуй, Сонечка! Дин – дон - дон! Пока колокольчик не обойдет всех присутствующих).
«Слово «играть» - очень хорошее,
так как игра на инструменте должна быть тем же,
что и игра с ним.
Кто не играет с инструментом, не играет на нём».
(Роберт Шуман)
Наша тема занятия: «Играя – учимся играть».
Объявление цели занятия: выполнение заданий в игровой форме.
Проверка готовности к занятию.
2.Основная часть.
Педагог: сегодня у нас необычное занятие, присутствуют на занятии несколько учащихся, и все вы занимаетесь по разным уровням программ.
Кто-то только в этом году начал заниматься, а кто-то уже научился играть и играет сложные произведения, но на всех этапах занятий у нас присутствует - игра.
Перед тем как начать работать над основной темой занятия, нам необходимо разогреть свои пальчики и руки. Как спортсмены, сначала делают зарядку, а уже потом начинают бегать, прыгать, тренироваться. Сегодня все вы будете играть на инструменте, и мы с вами сделаем гимнастику для раскрепощения мышц.
1.Упражнение «Шалтай – болтай» (руки свисают вниз, а затем начинают ходить друг другу навстречу)
2.Упражнение «Мельница» - упражнение делаем сначала одной рукой, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку, пока она не начнет раскручиваться вокруг плеча, как ветреная мельница.
3.Упражнение «Новая и сломанная кукла» - если вы сидите за инструментом, покажите новую куклу (спина ровная), сломанная кукла (спина «горбатая», осанка падает). Упражнение повторить 4-5 раз.
С Сонечкой мы покажем начальный этап обучения – это посадка, постановка рук, знакомство с положением нот на нотном стане.
«Колобок» – беру руку ребенка за запястье и начинаю раскручивать как «колобок из теста», необходимо, чтобы рука ребенка в это время была свободной. Если добиться свободы не получается, я не акцентирую на этом внимание: «Освободи руку», как правило, это дает обратный эффект, а, наоборот, задаю отвлеченные вопросы: «Сколько было уроков в школе?», «Что ты ела на завтрак?», «С кем ты пришла?» и т.д., отвлекая ребенка, получается, добиться естественного свободного состояния руки. Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику: Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный. Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный. Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки. Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца. Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.
Упражнения ты начнешь играть с 3 пальчика. Какой у нас 3 пальчик ?
Ответ Сони: он находится в серединке и самый длинный, поэтому им легче играть.
Педагог: упражнение «Капельки».
Играем подряд по белым клавишам вверх и вниз, мягкие кистевые движения, каждая «капелька» словно просачивается в клавишу. Кисть «дышит» в воздухе.
Капельки капают, осень пришла.
Ходит в сапожках вся детвора.
Упражнение «Зайчики»
Прыжки через клавишу по белым, короткие, экономные кистевые движения.
Вы скачите пальчики,
Как лесные зайчики.
Упражнение «По брёвнышкам»
Играем по чёрным клавишам вверх и вниз. «Какие клавиши больше напоминают брёвнышки? – Конечно, чёрные.
Представляем что кругом лужи (белые клавиши) и задача ученика - перепрыгнуть с брёвнышка на брёвнышко и не попасть в воду.
Я по брёвнышкам скачу,
Падать в лужу не хочу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Прыг на брёвнышко опять!
Упражнение «Шаги муравья»
Перебираем по порядку белые и чёрные клавиши, учимся держаться ближе к чёрным. Опять образ – муравей маленький, ножки у него тоненькие, поэтому шажочки будут маленькие, рядышком. Можно придумать, что вверх муравей бежит налегке, а обратно идёт медленно – тащит груз, он же трудяга.
Муравейка, муравей,
побежал домой скорей,
Дома дождик переждал –
И опять работать стал.
Педагог: Сказка о нотках (Приложение №1)
И для закрепления, мы с тобой поиграем в «Музыкальное лото» .
Педагог: для развития технических навыков, что мы с вами играем?
Ответ учащихся: гаммы, аккорды, арпеджио.
Педагог: а какой лад вы знаете?
Ответ учащихся: мажорный и минорный. Минорные гаммы бывают 3 видов. Натуральный, гармонический, мелодический.
Педагог: Анжела, каким цветом ты окрасишь мажор, а каким минор?
Ответ учащейся: мажор – красный, минор – синий.
Педагог: большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши углом "подушечки" и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как "опорная свая" всего кистевого "купола", как "ножка циркуля". При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз. Сейчас ты попробуй играть все клавиши подряд 1 и 2 пальчиком поочередно правой и левой рукой.
Следующее упражнение: одновременно нажимать 3 звука и 4 звука.
Игра гамм отдельно каждой рукой, а затем соединить. Игра гамм на legato, non legato, staccato.
А теперь исполни гаммы с динамическими оттенками.
Что значит крещендо и диминуэндо?
Ответ учащейся: крещендо это постепенно усиливая звук, а диминуэндо – постепенно затихая.
Педагог: а что такое аккорд?
Ответ учащейся: это сочетаниетрех и более звуков , взятых одновременно.
Педагог: а обращение аккорда – это перенос нижнего звука вверх, или верхнего звука в низ. (Игра учащейся аккордов)
Итальянское слово «арпеджио» означает «как на арфе». То есть, арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде. (Приложение №3)
Учащаяся играет арпеджио в гамме.
Педагог: играя пьесы, мы всегда представляем какой-то образ. Ну, вот например название пьесы «Смелый наездник», нарисуйте словесно картину.
Ответ учащихся: (учащиеся рассказывают, кто что представляет.)
Педагог: мы сейчас с вами поиграем в игру «Слышащий фламастер»
Слушая музыку, дети выбирают подходящий по цвету фломастер, соответствующий настроению музыки. Например: спокойную и медленную музыку – плавной, волнообразной линией. Строгую и решительную – изогнутыми линиями с острыми углами. Легкую и отрывистую – прерывистыми штрихами.
Учащаяся исполняет пьесы: «Как под яблонькой», «Тарантелла», «Колыбельная», Ригодон» (а дети фломастерами рисуют линии).
Педагог: скоро вы все будете изучать полифонию. А что значит слово «полифония»
Ответ Ани: полифония – это многоголосие, где каждый голос звучит самостоятельно.
Педагог: правильно. Все голоса поют в полифонии разные слова. Например, так, как в каноне. Кстати, канон это особый вид имитации, в переводе с греческого «правило». Есть такое выражение: «соблюдать каноны», что значит поступать по правилам. Сейчас мы с ребятами все наглядно покажем:
Одна маленькая девочка объясняла своей маме: « Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди их едят» - давайте проверим!
- Сначала я пробую мандарин.
Потом я приступаю к конфете, а ученик №1 в это время пробует мандарин.
Я ем яблоко, ученик№1 приступает к конфете, а ученик№2 пробует мандарин.
Когда ученик №1 ест яблоко, ученик №2 ест конфету.
И, наконец, ученик №2 доедает свое яблоко!
Канон, все голоса повторяют одну мелодию, но в разное время, как эхо. Называется этот прием имитационная полифония.
С Аней познакомим с другим видом полифонии, когда все голоса разные.
Педагог: прежде, чем ты познакомишь с полифонией, мы с тобой повторим упражнение полифонического склада. (Карточка с упражнением)
Анечка, давай мы с тобой разберем по голосам произведение. Сколько голосов видишь в сочинении?
Ответ Ани: 3 голоса.
Педагог: выдели каждый голос своим цветом. (Учащаяся выделяет)
А теперь проиграй каждый голос, как он должен прозвучать.
Педагог с учащейся соединяет по голосам.
- А сейчас сама исполни, слушая и выделяя каждый голос.
3.Заключительная часть.
Педагог: Сегодня на занятии мы с вами показали наше обучение с того момента, как вы только пришли и что в дальнейшей работе достигли или ещё достигнете.
У меня в руках лента, каждый из вас вспомнит приятное событие на занятии и завяжет узелок.
- Вам понравилось занятие? (ответ учащихся)
- Я рада, что вы можете уже оценивать себя. Домашнее задание у каждового из вас есть. На этом наше занятие заканчиваем.Всего хорошего! До встречи!