kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к выступлению. Коллективное ансамблевое творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к  культуре и творчеству. Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи. Наименование занятия: Готовимся к выступлению. Коллективное ансамблевое творчество.

Направленность: Вокальное искусство. Данная методическая разработка рекомендована для проведения урока вокала с детьми 10-12 лет. И может использоваться как универсальный план урока по вокалу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к выступлению. Коллективное ансамблевое творчество.»

Структурное подразделение «Дом детского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей.



ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПЕДАГОГОВ «ОТКРЫТЫЙ УРОК» НАПРАВЛЕНИЕ: Вокальное искусство НОМИНАЦИЯ: План-конспект занятия с УМК.
Наименование работы: «Готовимся к выступлению на конкурсе вокальных коллективов».
Исполнитель: Речиц Татьяна Анатольевна педагог дополнительного образования, тел.: 8 (846) 479 23 75 Email: [email protected]

Самара 2016г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Ведомственная принадлежность: Юго - Западное управление министерства образования и науки самарской области.

Полное наименование учебного заведения: Структурное подразделение «Дом детского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей.

Адрес: 445560 Самарская область, Приволжский район, с. Приволжье, ул. Мира д. 011, тел.: 8 (846) 479 23 75, Email: [email protected]


Директор ГБОУ СОШ №2 с.Приволжье: Л.Ю. Сергачева







СВЕДЕНИЯ О КОНКУРСАНТЕ


Фамилия имя отчество участника: Речиц Татьяна Анатольевна

Контактный телефон участника: 8 917 117 11 67

Стаж работы: 6 лет


























ВВЕДЕНИЕ

Наименование занятия: Готовимся к выступлению. Коллективное ансамблевое творчество.

Направленность: Вокальное искусство.

Возраст: 10-12 лет.

Цель: Подготовка ансамбля к вокальному конкурсу эстрадных коллективов.

Задачи:

  • пробудить творческую активность, стимулировать воображение ребенка, расширить кругозор;

  • сформировать образные представления;

  • сформировать умение и навыки самостоятельного приобретения новых знаний;

  • пополнить словарный запас в сфере вокального искусства;

  • овладеть техникой пения в речевой позиции.

  • сформировать навык работы в коллективе.

  • создать условия для развития художественно-творческих способностей учащихся.

  • развить вокально-интонационные навыки, чувство метроритма, унисона в ансамблевом пении.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, носитель с фонограммой и плюсом разучиваемого произведения, зал для занятий и репетиций.

Время занятий: 2 урока по 40 минут.

Актуальность: Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству. Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи.


Содержание

Название

Цель

Время

Первый учебный час

Организационный момент

Приветствие. Пояснение хода урока. Снятие зажимов.

3 мин

Артикуляционный блок

Подготовить речевой аппарат к работе над текстом

4 мин.

Упражнения по дыханию

Тренировка дыхания, дыхательных путей, диафрагмы

3 мин.

Практическая часть «Распевка»

Разогреть голосовой аппарат

10 мин.

Работа над текстом

Развитие дикции, соблюдение интонационных ударений

5 мин.

Работа над мелодией и ритмическим рисунком

Развитие чистой мелодической интонации, ритмического рисунка

5 мин.

Исполнение произведения целиком

Исполнение произведений в унисон

10 мин.

Всего

40 мин


Второй учебный час

Работа над движениями с использованием микрофона

Развить умение подбора танцевальных движений. Развитие эмоционально-хореографического навыка

25 мин.

Работа над эмоциональным исполнением

Наработка навыка работы мимики лица и жестов

10 мин.

Анализ работы над номером и вокальным произведением

Наработка навыка видения себя со стороны

5 мин.

Всего

40 мин


1 учебный час.

Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте. Сегодня мы с вами будем готовиться к выступлению на конкурсе вокальных коллективов, где будем исполнять песню «…». Для начала нам необходимо снять зажимы, которые будут мешать свободно и легко пользоваться своим голосовым аппаратом.

  • Наклоны головы влево вправо (на счет 8, медленно)

  • Наклоны головы вперед назад

  • Повороты головы влево вправо

  • Круговые движение головы в одну и в другую сторону

  • Поднятие поочередно левого и правого плеча

  • Круговые движения плечами

Артикуляционный блок.

- Упражнения для мышц губ

  • Передвижение губ вправо влево

  • Чешим губы зубами поочередно: верхнюю, нижнюю

  • Губы «уточка»

  • На гласную «у» вытягиваем губы и делаем круговые движения

  • Губы «машинка», комар «бз», муха «бв», жук «бж», паровоз «ууу»

- Упражнения для языка.

  • Тянем язык к бороде, к носу

  • Жуем язык как жвачку

  • Язык «болтушка»

  • Колем щеки языком меняя темп и позиции

  • Считаем языком зубы «гладим» по часовой, а затем против часовой стрелке

- Упражнения для мышц лица.

  • Двигаем нижней челюстью

  • Произносим гласные а-у-э-ы, меняя ударение (сначала на «а», затем на «у» и т.д.)

  • Делаем зевок на «а» закрываем рот на «м»

  • Лицо – дразнилка (гримасы)

  • Широкая улыбка, узкая улыбка

- Транскрипции. К каждому сочетанию согласных поочередно подставляем гласные звуки: И, Э, А, О, У, Ы (например: бди, бдэ, бда, бдо, бду, бды)

  • БД

  • ДБ

  • ГБД

  • ДБГ

  • БДГ

  • КПТ

  • КТП

  • ПТК

  • МН

  • НМ

  • РЛ

  • ЛР

  • КХ

  • ХК

  • ДЗ

  • ЗД

  • БВ

  • ВБ


- Скороговорки (например: от топота копыт пыль по полю летит, у быка бела губа была тупа)

  • Очень четко проговариваем скороговорку в среднем темпе

  • Подворачиваем губы

  • Язык между зубами

  • «Горячий чай» (ощущение, что во рту что-то горячее)

  • «Злюки» (не разжимая челюсти)

  • Не размыкая губ

Преподаватель: Наш артикуляционный аппарат разогрет и теперь нам будет легко осваивать все вокальные упражнения.

Упражнения по дыханию.

Преподаватель: Главный этап обучения эстрадному вокалу - овладение вокальным дыханием и развитием голоса, а это специальные упражнения, на основе которых выстраивается голос. Дыхание - это основа любой вокальной техники. От дыхания зависит тембровая наполненность, подвижность голоса, интонация и др.

Перед тем как начать петь необходимо, сделать несколько подготовительных разогревающих упражнений.

  • Положить руки на диафрагму, сделать глубокий вздох через нос так, чтобы почувствовать движение мышц диафрагмы, её небольшое выпячивание. Вдох на 4 счёта (следить чтобы не поднимались плечи и грудь, не было зажима корпуса) Выдох - ровный, свободный .Сделать это 4-8р.

  • Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс... Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.

  • Вдох глубокий, выдох с усилием, короткими толчками на звук «с».

  • Сделать умеренный вдох и на одном звуке проговорить скороговорку на одном выдохе. (Как на горке на пригорке было 33 Егорки. 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка и т.д.)

Главная задача в этом упражнении - естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа резонаторов, и как результат - ровное звучание голоса.

  • Упражнение «Нюхаем цветы» (вдыхаем носом, выдыхаем ртом)

  • Упражнение «Щенок бежит» (быстро вдыхаем и выдыхаем ртом, при этом язык тянется к бороде)

  • Упражнение «Насос» (на вдох наклоняем голову к грудной клетке, на выдох кладем голову на плечо)

Преподаватель: Мы с вами разогрели дыхательные пути и резонаторы (носовой и головной). Это поможет нам создать хорошую опору для звукообразования.

«Распевка»

Преподаватель: Сет Риггс является одним из самых выдающихся учителей пения в мире. Секрет его школы пения заключается в приеме, который называется "пение в речевой позиции" (когда гортань находится в таком положении, как и во время речи). Что позволяет при пении пользоваться голосом так же легко и комфортно, как это делается во время разговора. Пение в речевой позиции – это естественный прием, при котором голос работает без усилий. Эту задачу можно решить при помощи специальных упражнений.

Упражнение № 1. Расположи кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. Используя звук "М" позволь свои губам вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания (отрабатывается упражнение).

Упражнение № 2. Трель языком. При извлечении звука позволь своему языку слегка колебаться. Ноты те же, что и в упражнении №1. Помни, при переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связным (отрабатывается упражнение).

Упражнение № 3. Споем звук "нэй". Следим за тем, чтобы он не пелся носом. Постарайся не утрировать звук "эн" иначе он будет гнусавым. Также следи за тем, чтобы не петь грудным голосом (отрабатывается упражнение).

Упражнение № 4. Споем те же ноты, но только на слог "мам". Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного "плаксивым" для того чтобы опустилась твоя гортань. Эта позиция является временной. При пении следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Поем звук "мам" внятно, не следует переходить на "мем" – это будет сигналом того, что гортань начала подниматься (отрабатывается упражнение).

Преподаватель: Мы с вами исполнили основные распевки, что бы настроить свой голосовой и слуховой аппарат на исполнение вокального произведения.

Работа над вокальным произведением.

Преподаватель: Как вы думаете, что является основными составляющими песни? Правильно. Это мелодия и текст.

Если хоть одна составляющая будет звучать не качественно, то и песня будет слушаться плохо. Значит, нам надо с вами постараться добиться качественного разучивания. И начнем мы с текста. Очень важно следить за согласными в конце слов, расставить правильно интонационные ударения и главные слова в тексте. (Идет работа).

Преподаватель: Итак, мы переходим к еще одной составляющей- мелодии. Благодаря ей текст становится более красивым, слушаемым зрителем. Мелодия состоит из звуков, интервалов и ритмического рисунка. И так начнем с ритма. Четко проговариваем текст и хлопаем в ладоши. (идет работа)

Преподаватель: А теперь исполняем мелодию на звуки «м», «а», «у» - это позволит нам точно петь звуки мелодии, выставляя на нужную высоту. (Идет работа).

Исполнение вокального произведения целиком.

Преподаватель: Мы с вами разучили текст и мелодию и теперь давайте соединим их вместе. Мы это делаем еще и для того, чтобы во время исполнения произведения в ансамбле у нас был чистым унисон, звучал как одно целое. Ведь что такое пение в ансамбле? Это когда один поет как все, а все поют как один. Итак, начнем работать над целостностью произведения. (Идет работа).

2 учебный час.

Работа над движениями во время исполнения произведения.

Преподаватель: Ребята, скажите, достаточно ли того, что мы с вами разучили мелодию и текст? Конечно, нет! Для того что бы выступление было полным ярким и красочным нужно украсить исполнение движениями, которые будут соответствовать тексту. Как вы думаете, какими они могут быть? (дети предлагают свои варианты и вместе с педагогом идет работа над танцевальными движениями)

Преподаватель: Когда вы двигались, не усложнило ли это исполнение произведения? Важно двигаться так, что бы при этом не сбить певческое дыхание. Давайте попробуем еще раз. (Идет работа над закреплением движений).

Работа над эмоциональным исполнением.

Преподаватель: А сейчас очень важен следующий этап. Произведение мы выучили, движение подобрали. Но что мы с вами не сделали, чего не учли? Конечно эмоционального исполнения! А что подразумевается под этим – мимика, жесты, улыбка. Без этого момента произведение не может быть полным. Ведь мимика лица донесет до зрителя полностью содержание нашего вокального произведения. Давайте попробуем с каждым индивидуально пропеть несколько строк из песни, учитывая этот нюанс. (Дети работают над мимикой).

Анализ работы.

Преподаватель: Мы сегодня работали над вокальным произведением, которое представим на конкурсе. Как вы думаете, что у нас получилось? Что вызвало сложности? Что понравилось? Что нового вы для себя нашли? Вы довольны своей работой? (Идет обсуждение с учетом мнения каждого участника ансамбля).

Домашнее задание:

- Познакомить своих родителей с новым произведением. Расскажите, как вы работали над ним, спросите их мнение.

- Закрепите дома все этапы разучивания произведения самостоятельно и определите, что у вас получается, а что требует доработок.

- Закрепите танцевальные движения.

- Занимайтесь у зеркала над мимикой лица, жестами, которые соответствуют тексту.

Преподаватель: Я с вами прощаюсь, до следующего занятия. Всего доброго! Берегите свое горло – это ваш инструмент. До свидания.


Рекомендация: Данная методическая разработка рекомендована для проведения урока вокала с детьми 10-12 лет. И может использоваться как универсальный план урока по вокалу.


Список использованной литературы.

  1. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка»

  2. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука»

  3. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г

  4. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.– Ростов Н/Д: Изд-во “Учитель”, 2007

  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей педагогических учебных заведений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.– Ростов Н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005.

  6. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.

  7. Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва, 2004.  

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Готовимся к выступлению. Коллективное ансамблевое творчество.

Автор: Речиц Татьяна Анатольевна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290196


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства