kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ghjkjhghjkjhghjk

Нажмите, чтобы узнать подробности

fhjklkjhjaa fhjklkjhjklas jnkl;lkjkl;lkjkl;lkjkl;lk  jkl;lkjkl;lkjklauuiopoiueiopwoqiuiowpeoiurion hjklkjhjklkjhjklkjJKHJKLKJHJKLKJH HJKL

JKL;LKJKL;LKJKLjkl;lkjkl;lkjkl;cuyioepoiuejkxl/ mdkls;alskjedufioepwoqiuwieopowiowqpowieur93209281378490r98437w89ueioasposisudiospaiuiopoiuiopiuiopoiuopoiuiopwqiuiopoqiuuiopoieruwjkdl;lskjal;lskdjcklfs;alksjdkls;lkjl

hjklkjhjklkjhaksm,./,zMNm,z.,mnm,.kljhjklkjhjklkjhjioiuyuioiuyuioieuywuiqoiwueyuiewoqiwueyuriwoqiwueyruiwoqiwueyreuwiqowieuyrwiq

whwjeklqkwjehjrkwlqkjwehrjkewlkqjwehjekwlqkwejhrjkwlqkwejhrjwklqkwejhrwkqlwkerewqwerehwjklkjhjklwkjhjklkjdhjkluiopoiqam,./.k

bnj,kjhjklkjhjklkjhajkljhjklkjhwouiopoiuiopoiuiopoiuiopoiuiopoiu

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ghjkjhghjkjhghjk »

Конспект урока по музыке для 5 класса

Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки».
Тип урока:урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: установление связей музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи урока: познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке; показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке; раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона,Ф.Шуберта; разучить «Баркаролу»Ф.Шуберта.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано.

Материалы к уроку: «Вокализ» С.В.Рахманинова, «Романс» Г.Свиридова, «Песня венецианского гондольера»G-mollФ.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта, «Побережье в Амальфи» И.Айвазовского, «Песня без слов» Дж.Баррабл,А.Боголюбов «Вид Венеции».

Этапы урока:

- Музыкальное приветствие;

- Проверка домашнего задания;

- Раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса;

- Общность жанров песен без слов и баркаролы;

- Вокально-хоровая работа над песней;

- Итог урока;

- Домашнее задание.

Ход урока.

Учитель (поёт): - Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): - Здравствуйте!

Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки.

Как вы помните, на предыдущих уроках мы с вами беседовали о фольклоре как литературной основе многих музыкальных произведений. Вспомните, о какой музыке шла речь?

Дети вспоминают народное сказание «Кикимора» и одноименную симфоническую миниатюру А.К.Лядова, сказки «Тысяча и одна ночь» и сюиту «Шехеразаду»Н.А.Римского-Корсакова.

Учитель: - Хорошо, молодцы. Мы с вами выяснили, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. И у вас было задание: с помощью некоторых выразительных средств музыки описать образ любимого героя сказки. Покажите, как у вас это получилось.

Дети рассказывают о своих героях и объясняют свой выбор выразительных средств.

Учитель: - Молодцы! Как вы уже заметили, одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?

Дети: - Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает.

Учитель: - Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне.

А теперь подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?

Дети: - Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.

Учитель: - Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов.

Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.

Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

Учитель: - Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?

Дети определяют, что это жанр вокализа и угадывают произведение С.В.Рахманинова.

Учитель: - Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке.(обычно «а»).

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ»С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение.

А какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова?

Дети: - Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.

Учитель: - Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Напомните, что это за понятие и как вы его понимаете.

Дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова. Рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной.

Учитель: - Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

Дети слушают «Романс» Г.Свиридова и думают над вопросом.

Учитель: - И так, почему «Романс», какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку?

Дети отмечают выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары.

Учитель: - Всё правильно. И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

Немецкий композиторXIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка.(Слайд с картиной А.Боголюбова «Вид Венеции» и записью музыки).
Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении. А почувствовать атмосферу итальянской Венеции вам поможет картина художника А.Боголюбова.

Дети слушают «Песню венецианского гондольера»из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.

Учитель: - Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию.

Учитель: - Верно. Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIXвека Франца Шуберта, который называется «Баркарола». Созвучной с ним будет картина русского художника И.Айвазовского «Побережье в Амальфи». Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

Дети слушают «Баркаролу» Ф.Шуберта.

Учитель: - Так почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

Дети вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы.

Вокально-хоровая работа над песней. (На данном уроке целесообразно разучить 1 раздел песни).

Итог урока.

Учитель: - О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? (О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле). Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? (Мелодия)
Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ghjkjhghjkjhghjk

Автор: Чеканин Анатолий Кузьмич

Дата: 21.09.2014

Номер свидетельства: 114165


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства