Просмотр содержимого документа
«ghjkjhghjkjhghjk »
Конспект урока по музыке для 5 класса
Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки». Тип урока:урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.
Цель урока: установление связей музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Задачи урока: познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке; показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке; раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона,Ф.Шуберта; разучить «Баркаролу»Ф.Шуберта.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано.
Материалы к уроку: «Вокализ» С.В.Рахманинова, «Романс» Г.Свиридова, «Песня венецианского гондольера»G-mollФ.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта, «Побережье в Амальфи» И.Айвазовского, «Песня без слов» Дж.Баррабл,А.Боголюбов «Вид Венеции».
Этапы урока:
- Музыкальное приветствие;
- Проверка домашнего задания;
- Раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса;
- Общность жанров песен без слов и баркаролы;
- Вокально-хоровая работа над песней;
- Итог урока;
- Домашнее задание.
Ход урока.
Учитель (поёт): - Здравствуйте, ребята!
Дети (поют): - Здравствуйте!
Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки.
Как вы помните, на предыдущих уроках мы с вами беседовали о фольклоре как литературной основе многих музыкальных произведений. Вспомните, о какой музыке шла речь?
Дети вспоминают народное сказание «Кикимора» и одноименную симфоническую миниатюру А.К.Лядова, сказки «Тысяча и одна ночь» и сюиту «Шехеразаду»Н.А.Римского-Корсакова.
Учитель: - Хорошо, молодцы. Мы с вами выяснили, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. И у вас было задание: с помощью некоторых выразительных средств музыки описать образ любимого героя сказки. Покажите, как у вас это получилось.
Дети рассказывают о своих героях и объясняют свой выбор выразительных средств.
Учитель: - Молодцы! Как вы уже заметили, одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?
Дети: - Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает.
Учитель: - Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.
В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне.
А теперь подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?
Дети: - Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.
Учитель: - Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов.
Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.
Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.
Учитель: - Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?
Дети определяют, что это жанр вокализа и угадывают произведение С.В.Рахманинова.
Учитель: - Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке.(обычно «а»).
Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ»С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение.
А какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова?
Дети: - Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.
Учитель: - Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».
И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Напомните, что это за понятие и как вы его понимаете.
Дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова. Рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной.
Учитель: - Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.
Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.
Дети слушают «Романс» Г.Свиридова и думают над вопросом.
Учитель: - И так, почему «Романс», какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку?
Дети отмечают выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары.
Учитель: - Всё правильно. И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.
Немецкий композиторXIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.
Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка.(Слайд с картиной А.Боголюбова «Вид Венеции» и записью музыки). Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении. А почувствовать атмосферу итальянской Венеции вам поможет картина художника А.Боголюбова.
Дети слушают «Песню венецианского гондольера»из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.
Учитель: - Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?
Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию.
Учитель: - Верно. Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIXвека Франца Шуберта, который называется «Баркарола». Созвучной с ним будет картина русского художника И.Айвазовского «Побережье в Амальфи». Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?
Дети слушают «Баркаролу» Ф.Шуберта.
Учитель: - Так почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?
Дети вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы.
Вокально-хоровая работа над песней. (На данном уроке целесообразно разучить 1 раздел песни).
Итог урока.
Учитель: - О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? (О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле). Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? (Мелодия) Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».