Урок №11 5 класс 19.11.2015г
Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Название урока: «Гармонии задумчивый поэт»
Цели урока: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.
Задачи:
Обучающие – углубление знаний о творчестве польского композитора Ф. Шопена, о жанрах фортепианной музыки. Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;
Развивающие - развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, интонационно-образного мышления, воображения, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки, вокально-хоровых навыков;
Воспитательные – воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.
Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):
Личностные - проживание художественного образа, освоение художественного наследия, становление гуманных ценностных ориентиров. Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.
Предметные - воспринимать произведения искусства, участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства. Узнавать характерные черты ярких культур мира.
Тип урока – углубление знаний.
Форма урока - литературно-музыкальная гостиная.
Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, баян.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Мотивация. Дети, прочитайте фрагмент стихотворения Игоря Таяновского – эпиграф нашего урока:
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле,
Всё из нее происходило…
О чём это стихотворение?
Давайте теперь попробуем сказать, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня мы поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому.
Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить».
"Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.
Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?
А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
3. Изучение нового материала. Сегодня мы побываем в литературно-музыкальной гостиной, где мы услышим стихи и музыку одного великого композитора. Послушай, и подумайте о каком композиторе пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен
ВЛАДИМИР ШОСТАК
Не грусти – иная перемена
Отзовётся омутом в мозгах.
Золотая музыка Шопена
Тайною звучит на небесах.
Золотая музыка Шопена
Много лучше всяких перемен.
В жизни часто побеждает пена,
Надо чтобы побеждал Шопен.
АЛЕКСАНДР БАЛТИН
Сегодня мы окунёмся в музыку этого польского композитора Фредерика Шопена.
«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Та и будет называться наш сегодняшний урок.
Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано».
Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.
Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849).
Родился в местечке Желязова - Воля близ столицы Польши Варшавы в семье школьного учителя. Рано проявились его музыкальные способности. Детство, которое он провёл со своими и тремя сёстрами и родителями, было счастливое. Уже в 5 лет он играл на фортепиано, а в 7 лет сочинил своё первое музыкальное произведение – Полонез.
Его сравнивали с гением маленького Моцарта. Учитель Шопена педагог и композитор Юзеф Эльнер, сказал о том, что у его ученика необыкновенные способности и музыкальный гений.
Судьба его сложилась так, что в возрасте 20 лет в 1830 году он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции.
Прощание и тоску о Родине очень точно описал поэт Ашот Граши в своем стихотворении «Горсть земли»:
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.
А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле.
Слушать Вальс №7
Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны.
Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена, а затем и посмотрите самый известный вальс.
Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного Седьмого вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?
ЛЕВ ОЗЕРОВ «ВАЛЬС»
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
Ещё один жанр инструментальной музыки к которой обращался композитор -
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.
Валерий Стангрит
Все прелюдии Шопена -
Это небо, солнце, ветер,
В чашах скал морская пена,
Росы в травах на рассвете,
Ароматная истома
От жасмина и сирени,
Сердца стук и крыша дома,
В очаге - огня горенье,
Свист меча в кромешной битве,
От души, не в искупленье -
В благодарственной молитве
Преклонённые колени,
Возвращение из плена
Горней грёзы к новой выси...
Все прелюдии Шопена -
Светочувства, цветомысл
Слушать Прелюдия №7
Настроение –
Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.
Слушать Этюд №12 «Революционный» - фрагмент.
Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру.
Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.
Лев Озеров
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.
И где б я ни был, как ни волновался,
Какой бы жребий не избрал земной, -
Царит ли полонез, скользит ли вальс,
Ликует ли мазурка - ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.
Вот одна из таких песен, которую исполняет 14-летний мальчик с Украины Влад Каращук. Слушаем.
Вокально-хоровая работа: 1) распевка;
2) разбор песни «Родная земля» Я. Дубравина.
4. Рефлексия – повтор: Ф. Шопен, жанры фортепианной музыки – прелюдия, этюд.
5. Домашнее задание. Выучи одно из стихотворений о Шопене.
3