kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Джаз-музыка ХХ века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока. Детям понравилось-было увлекательно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Джаз-музыка ХХ века»

У: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель» (по гамме в пределах квинты).

У: Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он!? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал вам, определить его имя.

Звучит: «Джаз»

У: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца!?

/ответы детей/

У: Джаз!

Что натолкнуло вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности вы определили, что этот господин – джаз?

/ответы детей/

У: Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю тему урока « Джаз-музыка ХХ века».

Итак, ребята, какие цели мы ставим на этот урок? Чему мы должны научиться? Называю цели.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, хочу познакомить вас критериями оценивания.

- Отвечать на  заданные вопросы;

-Анализировать музыкальные произведения;

-Активно  работать  на уроке;

-Исполнение песни, соблюдая правила пения

Но чтобы лучше представить образ джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесемся в 20-е годы XX столетия. Тогда новый и старый свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде! Кто он!? – возмущались одни. Кто он!? – восхищались другие. Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые. Вы слышали какой шум от него. И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет! Он парень что надо! – больше первых горячились другие.

Друзья и враги джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США.

Здесь, как и по всему югу Америки жило, много негров, бывших рабов с плантаций. Поэтому принято говорить , что джаз пришел к нам с улицы. Именно джазовой музыкой развлекали публику в клубах и увеселительных заведениях.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда джаз стал совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать: «Откуда он свои таланты унаследовал?». И убедились – от серьезного дядюшки спиричуэла, грустного дядюшки блюза, веселого дядюшки регтайма.

Учитель обращает внимание детей на доску и просит переписать в тетради следующие определения:

- спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания;

- блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком;

- регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада.

У: А теперь мы с вами превратимся в слушателей и послушаем музыкальное произведение композитора Бенни Гудмена под названием «Sing».

Слушание музыки: Бенни Гудмен «Sing» (дети записывают название в тетради)

У: - ребята, какого характера эта музыка? Как она звучала?

- что можно делать под эту музыку?

- а кто может под эту музыку танцевать? Взрослые или дети? А в какие костюмы вы бы их одели?

- какие вы заметили средства выразительности? (динамика, темп и тд.)

/ответы детей/

У: Музыка звучала ритмичная, веселая, танцевальная, озорная. Под нее могут танцевать как взрослые так и дети в ярких, красочных костюмах.

У: Ребята, давайте все превратимся в танцовщиц, танцоров и попытаемся показать как можно танцевать под джазовую музыку.

Дети импровизируют танцевальные движения под музыку Бенни Гудмена «Sing».

У: Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьезно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав. Теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дерганым, нервным. Но джаз оставался джазом, и любили его в любом виде.

Слушание музыки: Дж. Гершвин «Летняя пора»

Слушание музыки: Дж. Гершвин «Летняя пора» (дети записывают название в тетради)

У: - что можно делать под эту музыку?

- какие образы у вас возникали при прослушивании музыки?

- а если сравнить с погодой – это жаркое, знойное лето или холодное?

- ребята, отличается ли эта музыка от предыдущей?

/ответы детей/

У: Музыка отличается. Более спокойная, уравновешенная, серьезная.

Джаз ровесник XX века. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик, а по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»

Физминутка.

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Сейчас я бы  хотела познакомить вас с известными джаз-музыкантами, певцами,композиторами, которые считаются  легендами  джаза. Одна из таких джаз-певица Элла Фитцжеральд

Просмотр видеофрагмента «Элла Фитцжеральд»

Слайд 9

А в нашей стране есть тоже известные певцы, которые  исполняют джазовую музыку. Это Жанна Саттарова, группа  «Royal Jazz» и мн.другие

Слайд 10

ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист.

Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.

СЛАЙД 12

Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.

Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)

-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?

-Ну и конечно  яркий представитель джаза известный трубач, певец и композитор Луи Армстронг.

Ребята мы с вами послушали сегодня несколько джазовых композиций, может 
кто-нибудь понял на каких инструментах играют джаз?

/ответы детей/

У: В джазе преобладают такие инструменты, как саксофон, труба, фортепиано, кларнет. Духовые, ударные!

Учитель обращает внимание детей на изображения музыкальных инструментов.

У: Ребята, а как вы думаете, джаз можно только играть на музыкальных инструментах, или его можно еще и петь?

/ответы детей/

У: Джаз можно еще и петь! Давайте превратимся в слушателей и убедимся в этом.

Слушание музыки: Дж. Гершвин колыбельная из оперы «Порги и бесс»

(дети записывают название в тетради)

У: Ребята, это была колыбельная. А какие колыбельные знаете вы?

/ответы детей/

У: Похожа ли обычная колыбельная на колыбельную в стиле джаз? В чем их различие?

/ответы детей/

У: Не похожа. Отличается ритмом, акцентами не на сильную, а на слабую доли.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

У.:  А  сейчас  перед пением разогреем наши голосовые  связки с помощью распевки.

(Распевание)

Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.(Слушание песни)

Разучивание песни “Мистер Жук” 

Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди

1) Исполнение учителем

Анализ:

У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

Д.: Джазовом.

У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.

- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.

После исполнения – похвала:

У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит.

– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.

“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Рефлексия:

Игра «Помоги нотам»   (Закрепление и повтор нотного стана)

На доске висит нотный стан, на который нужно развесить ноты. Под каждой нотой есть вопросы. Задача учащегося- ответить на эти вопросы.(Объяснить учащимся, что нужно вернуть ноты на свое место)

Вопросы:

  1. Жанр музыки, имеющий синкопированный, неровный ритм? (Джаз)

  2. Религиозные песни афроамериканцев(Спиричуэл)

  3. Где зародился джаз?(Диксиленд, Южная США, Новый Орлеан)

  4. Из каких  групп  инструментов  состоит джаз-бэнд?(Медно-духовые, деревянно-духовые и ударные, а также рояль, контрабас)

  5. Известные джазовые музыканты

  6. Кто написал оперу «Порги и Бесс»?(Джордж Гершвин)

  7. С какой песней мы сегодня познакомились? (Мистер Жук)

Домашнее задание: нарисовать любой музыкальный инструмент, преобладающий в джазовой музыке.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Джаз-музыка ХХ века

Автор: Григорьева Елена Ивановна

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства