Просмотр содержимого документа
«Джаз-музыка ХХ века»
У: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель» (по гамме в пределах квинты).
У: Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он!? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал вам, определить его имя.
Звучит: «Джаз»
У: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца!?
/ответы детей/
У: Джаз!
Что натолкнуло вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности вы определили, что этот господин – джаз?
/ответы детей/
У: Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю тему урока « Джаз-музыка ХХ века».
Итак, ребята, какие цели мы ставим на этот урок? Чему мы должны научиться? Называю цели.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, хочу познакомить вас критериями оценивания.
- Отвечать на заданные вопросы;
-Анализировать музыкальные произведения;
-Активно работать на уроке;
-Исполнение песни, соблюдая правила пения
Но чтобы лучше представить образ джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесемся в 20-е годы XX столетия. Тогда новый и старый свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде! Кто он!? – возмущались одни. Кто он!? – восхищались другие. Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые. Вы слышали какой шум от него. И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет! Он парень что надо! – больше первых горячились другие.
Друзья и враги джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
А было джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США.
Здесь, как и по всему югу Америки жило, много негров, бывших рабов с плантаций. Поэтому принято говорить , что джаз пришел к нам с улицы. Именно джазовой музыкой развлекали публику в клубах и увеселительных заведениях.
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Когда джаз стал совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать: «Откуда он свои таланты унаследовал?». И убедились – от серьезного дядюшки спиричуэла, грустного дядюшки блюза, веселого дядюшки регтайма.
Учитель обращает внимание детей на доску и просит переписать в тетради следующие определения:
- спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания;
- блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком;
- регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада.
У: А теперь мы с вами превратимся в слушателей и послушаем музыкальное произведение композитора Бенни Гудмена под названием «Sing».
Слушание музыки: Бенни Гудмен «Sing» (дети записывают название в тетради)
У: - ребята, какого характера эта музыка? Как она звучала?
- что можно делать под эту музыку?
- а кто может под эту музыку танцевать? Взрослые или дети? А в какие костюмы вы бы их одели?
- какие вы заметили средства выразительности? (динамика, темп и тд.)
/ответы детей/
У: Музыка звучала ритмичная, веселая, танцевальная, озорная. Под нее могут танцевать как взрослые так и дети в ярких, красочных костюмах.
У: Ребята, давайте все превратимся в танцовщиц, танцоров и попытаемся показать как можно танцевать под джазовую музыку.
Дети импровизируют танцевальные движения под музыку Бенни Гудмена «Sing».
У: Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьезно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав. Теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дерганым, нервным. Но джаз оставался джазом, и любили его в любом виде.
Слушание музыки: Дж. Гершвин «Летняя пора»
Слушание музыки: Дж. Гершвин «Летняя пора» (дети записывают название в тетради)
У: - что можно делать под эту музыку?
- какие образы у вас возникали при прослушивании музыки?
- а если сравнить с погодой – это жаркое, знойное лето или холодное?
- ребята, отличается ли эта музыка от предыдущей?
/ответы детей/
У: Музыка отличается. Более спокойная, уравновешенная, серьезная.
Джаз ровесник XX века. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик, а по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»
Физминутка.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Сейчас я бы хотела познакомить вас с известными джаз-музыкантами, певцами,композиторами, которые считаются легендами джаза. Одна из таких джаз-певица Элла Фитцжеральд
Просмотр видеофрагмента «Элла Фитцжеральд»
Слайд 9
А в нашей стране есть тоже известные певцы, которые исполняют джазовую музыку. Это Жанна Саттарова, группа «Royal Jazz» и мн.другие
Слайд 10
ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист.
Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.
СЛАЙД 12
Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.
Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)
-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?
-Ну и конечно яркий представитель джаза известный трубач, певец и композитор Луи Армстронг.
Ребята мы с вами послушали сегодня несколько джазовых композиций, может кто-нибудь понял на каких инструментах играют джаз?
/ответы детей/
У: В джазе преобладают такие инструменты, как саксофон, труба, фортепиано, кларнет. Духовые, ударные!
Учитель обращает внимание детей на изображения музыкальных инструментов.
У: Ребята, а как вы думаете, джаз можно только играть на музыкальных инструментах, или его можно еще и петь?
/ответы детей/
У: Джаз можно еще и петь! Давайте превратимся в слушателей и убедимся в этом.
Слушание музыки: Дж. Гершвин колыбельная из оперы «Порги и бесс»
(дети записывают название в тетради)
У: Ребята, это была колыбельная. А какие колыбельные знаете вы?
/ответы детей/
У: Похожа ли обычная колыбельная на колыбельную в стиле джаз? В чем их различие?
/ответы детей/
У: Не похожа. Отличается ритмом, акцентами не на сильную, а на слабую доли.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
У.: А сейчас перед пением разогреем наши голосовые связки с помощью распевки.
(Распевание)
Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.(Слушание песни)
Разучивание песни “Мистер Жук”
Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди
1) Исполнение учителем
Анализ:
У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?
Д.: Джазовом.
У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.
- разучивание по фразам;
- первый куплет со словами;
4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.
После исполнения – похвала:
У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит.
– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.
“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.
Рефлексия:
Игра «Помоги нотам» (Закрепление и повтор нотного стана)
На доске висит нотный стан, на который нужно развесить ноты. Под каждой нотой есть вопросы. Задача учащегося- ответить на эти вопросы.(Объяснить учащимся, что нужно вернуть ноты на свое место)
Вопросы:
Жанр музыки, имеющий синкопированный, неровный ритм? (Джаз)
Религиозные песни афроамериканцев(Спиричуэл)
Где зародился джаз?(Диксиленд, Южная США, Новый Орлеан)
Из каких групп инструментов состоит джаз-бэнд?(Медно-духовые, деревянно-духовые и ударные, а также рояль, контрабас)
Известные джазовые музыканты
Кто написал оперу «Порги и Бесс»?(Джордж Гершвин)
С какой песней мы сегодня познакомились? (Мистер Жук)
Домашнее задание: нарисовать любой музыкальный инструмент, преобладающий в джазовой музыке.