kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок используется в курсе музыка 6 класс при изучении раздела "В чем сила музыки", тема: "Молитва". Урок позволяет рассмотреть молитву как жанр произведений искусства музыки на примере творчества русских и советских композиторов. охарактерезовать особенности жанра молитвы в музыкальных призведениях разного плана. Помогает развивать художественно-эстетическое отношение учащихся к музыкальной культуре своего народа. Расширяет познавательный интерес ученика, а так же развивает чуство сопереживания, сострадания и эмпатии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки. »

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.

Пахомова И.В. учитель музыки МБОУ СОШ № 38

15.01.2014.

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность и те преобразования, перемены, которые происходят в современном мире, заставляют нас задуматься о будущем России, о ее подрастающем поколении. Социальные преобразования породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное напряжение подростков и школьников. Наблюдается отсутствие четких нравственных ориентиров, безверие, агрессивность. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания и образования как никогда остро стоит в нашем обществе.

Современный школьник находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Он получает беспредельный поток информации, благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Важной задачей учителя становится формирование сложного и хрупкого мира личности ребенка. И кто как ни учитель - музыкант способен средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать. Развивать не только интеллект, но и душу ученика.

Работая в школе учителем музыки, я пришла к выводу, что именно музыка может и должна помочь привить школьникам вкус и приобщить их к высоким духовным ценностям, выработать активную жизненную позицию детей, сознательное отношение к долгу, нетерпимость к отклонениям от норм нравственности. Музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие окружающего мира и других видов искусства, развивает образное мышление и воображение. Чем раньше ученик познакомиться с высокими образцами классической, народной, духовной современной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно- нравственное развитие и воспитание.

С первых уроков я стараюсь развивать в детях чувство прекрасного, создавать атмосферу духовности, эмоционально отзываться на произведения искусства. Это помогает воспитывать такие качества личности как доброту, сочувствие. Воспитание способности к сочувствию – важнейшее условие для формирования нравственной и духовной личности. И один из наиболее быстрых путей – насыщение уроков музыки в школе новыми пластами духовной и современной музыки. Музыка, которая вступает в особую форму духовного общения и эстетически преображает внутренний мир ученика, его чувства, активизирует эмоциональную сферу, обогащает внутренний мир и стимулирует положительные человеческие качества.

Поэтому одним из приоритетных направлений в своей педагогической деятельности я считаю духовно-нравственное воспитание и развитие личности каждого своего воспитанника. Хотелось бы, чтобы каждый урок дал главный результат – усвоение учениками вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, доброта, любовь к Родине и близким.





Урок музыки в 6 классе

подготовила Пахомова Ирина Васильевна

МБОУ СОШ № 38

ТЕМА: «Да исправится молитва моя…»

Псалом 140

ЦЕЛЬ:

  • рассмотреть молитву как жанр произведений искусства музыки на примере творчества русских и советских композиторов;

  • развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;

  • охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • проследить развитие жанра, выяснить черты музыкальной речи;

  • установить взаимосвязь времен прошлого и настоящего.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • формировать эмоционально образное мышление;

  • расширять познавательный интерес и развивать художественно-эстетическое отношение к музыке своего народа.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • развивать чувства сопереживания, сострадания, эмпатии;

  • развивать уровень коммуникативной культуры школьников, толерантности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • П.И.Чайковский. «Детский альбом» - «Утренняя молитва», «В церкви»;

  • Г.В. Свиридов музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» - хоровая фреска «Любовь святая»;

  • А.Рыбников. Рок-опера «Юнона и Авось» - сцена «Молитва об удачи»;

  • Р.Паулс, Е.Евтушенко. «Дай Бог!».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • портреты композиторов;

  • видеоряд – соборы, иконы;

  • презентация;

  • аудиозаписи, видеофрагменты.

На доске эпиграф (художественно-педагогическая идея урока):

«Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв…»

А.С.Пушкин

«Да исправится молитва моя…»

Псалом 140

ХОД УРОКА.

Вход в класс под музыку П.Чайковского «Утренняя молитва».

Учитель: Здравствуйте Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем сразу с двух эпохах - прошлом и настоящем. И поможет нам в этом путешествии во времени, конечно, музыка. Музыка уже известных вам композиторов прошлого и современности.

Вопрос: Кто из вас узнал творческий подчерк композитора, под музыку которого мы входили?

Ученики: Да. Это П.И. Чайковский.

Учитель: Верно. Это произведение Чайковского «Утренняя молитва» из фортепианного цикла «Детский альбом». С музыкой из этого фортепианного цикла мы уже встречались раньше, а сегодня мы послушаем еще одно произведение из него и побеседуем о нем.

Звучит пьеса «В церкви».

Вопросы: Где бы могла звучать эта музыка? Какая она по характеру?

Ученики: В церкви; в театре, когда показывают что-то древнее. Музыка мирная, душевная и т.д.

Вопросы: Что вы себе представили, слушая эту музыку? Как она звучит?

Ученики: Представили, будто поет мужской хор в церкви, звучат колокола. Музыка звучит торжественно и степенно, благоговейно и строго.

Учитель: А вы знаете ребята, что Петр Ильич назвал эту пьесу «В церкви». Композитор своей музыкой словно говорит нам: «Будьте добры и милосердны. Не обманывай и возлюби ближнего своего».

На самом деле речь сегодня пойдет о музыке, которую не услышите в повседневной жизни о молитве.

(Развитие музыкального искусства всегда определялось тем, как воспринимал человек окружающий мир, людей, самого себя. Какие нравственные принципы руководили его поступками и какие идеалы, чувства, мысли вдохновляли его творчество. В истории русской культуры есть особая область музыки, неподвластная размышлениям о вкусовых пристрастиях или жизненных ориентирах автора).

Музыка такого рода родилась в православном храме и получила название богослужебного пения. Вдохновленные христианским мироощущением, храмовые песнопения являются самым древним видом русского профессионального музыкального искусства. Впрочем, в древности эту музыку искусством не считали, но видели в ней способ обращения с Богом – молитву, то явную, звучащую в храме при стечении народа, то тайную, сокровенную, хранимую в душе каждого верующего человека.

У каждого человека свое представление о том, что такое молитва.

Вопрос: Как вы думаете, как вы понимаете, что такое молитва?

Выслушать ответы учащихся и подвести рассуждения к следующим выводам:

  • для одних – это столь нужное обращение с Богом;

  • для других – пустая трата времени;

  • третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Учитель: Давайте, хотя бы приблизительно проследим историю молитвы как жанра искусства. В давние времена люди, столкнувшиеся с грозными явлениями природы обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию. Они придумали то, что сегодня мы называем мифологией. Они дали имена своим Богам и стали их «заклинать» - появились «заклички», а это жанр народного творчества, который можно назвать – молитвой. В «закличках» люди просили Бога: не гневись, смилостивись, пошли хороший урожай и т.д.

В Х веке произошло событие, которое мы называем – крещение Руси. Для нового христианского Бога не нужно было придумывать молитвы – они вместе с православной верой пришли к нам из Византии и Болгарии. Главное отличие «заклички» от «молитвы новой» заключается в следующем: закличка это экспромт, сиюминутная просьба, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному Богу, и сочинять ее может только святой человек, который причастен к Божией благодати.

Мы уже рассмотрели образец молитвы в жанре фортепианной музыки, а теперь послушаем одну из хоровых фресок Г.В.Свиридова, написанных для спектакля Малого театра «Царь Федор Иоаннович». Спектакль был поставлен в 1973 году. Основы музыкального решения составляют 3 хора: «Молитва», «Любовь Святая», «Покаянный стих». Музыка написана на народный текст. 

Сегодня мы послушаем № 2 - «Любовь Святая».

Обсуждение музыки: хоровое звучание похоже на звучание оркестра, очень мало текста и он слабо разборчив из-за большого количества распевов на отдельные слоги. Троекратно повторяется слово «любовь». Чистый, благородный женский голос вначале звучит сдержанно, тревожно, затем интонации становятся все более страстными. Композитор использует высокие ноты, и создается впечатление, что голос плывет над всеми и движется вверх с молитвой и любовью к Богу (интонации плача, распевы, переменный лад).

Вопросы: Кого вы представили, слушая эту музыку? (Девушку)

Что она делает? (Молится)

Учитель: У русских людей день начинался с молитвы и заканчивался ею. Как вы думаете это повседневная молитва?

Ученики: Нет, она очень грустная.

Учитель: А где, по-вашему, молится девушка – у себя дома?

Ученики: Нет, в церкви.

Учитель: Как звучит ее молитва?

Ученики: Серьезно. Ее голос сначала тихий, а потом все более тревожный, страстный. Звук как будто летит вверх к Богу.

Учитель: Какие слова звучат в ее молитве?

Ученики: Они еле слышны, но и без них понятно зачем девушка обращается к Богу.

Учитель: А девушка в церкви одна?

Ученики: Нет. Там слышны голоса и мужские и женские. Там звучит еще хор.

Учитель: Ребята, какие инструменты помогают звучанию хора?

Ученики: Они поют без музыки –a capella.

Учитель: Верно. Человек может обращаться к Богу словами, мыслями или пением. Важно только чтобы это обращение было искренним. А на ваш взгляд искренне ли молилась девушка?

Ученики: Да, искренне.

Учитель: Значит, кто же в данном случае может быть единственным защитником девушки?

Ученики: Бог.

Учитель: А сейчас у меня для вас есть задание - «Логические цепочки». Мы - на уроке музыки, разговор у нас о жанре молитвы, поэтому нам необходимо выстроить связь между словами «молитва» и « музыка». Лучше если слов будет больше. ( Задание дается письменно на 3-4 минуты, затем ученики зачитывают).

Например:

  • «молитва – Бог – душа – мелодия – музыка»;

  • «молитва – речь – звук – мелодия – музыка»;

  • «молитва – добро – чувства – душа – Бог – песнопения – музыка»;

  • «молитва – вера – Бог – искренность – любовь – красота – музыка».

Учитель: Ребята сегодня на уроке мы послушаем еще одно произведение. Это фрагмент из рок – оперы «Юнона и Авось», композитора Алексея Рыбникова. Музыка была написана к спектаклю Театра Ленинского комсомола и пользуется огромной популярностью. По меткому выражению Р.Щедрина, Рыбникову удалось «уразуметь прошлое и соизмерить его с настоящим…».

Композитор органично сочетает в музыке рок - оперы интонации подлинных духовных песнопений с современными средствами музыкальной выразительности: острыми ритмами, свежими музыкальными оборотами, использованием электромузыкальных инструментов.

В центре рок - оперы судьба графа Николая Петровича Рязанова и Кончитты, верной его возлюбленной, которая ждала его 30 лет.

Сцена, которую мы послушаем, называется «Молитва об удаче». Она написана на традиционные православные напевы и тексты подлинных молитв.

Вопросы: Как вы думаете, музыка передает настроение одного человека или всех людей находящихся в храме? Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для достижения своей цели? (Подвести разговор к тому, что звучание хора это общая молитва, как бы «молитва всем миром», а солист это как будто внутренний мир одного человека).

Учитель: Итак, ребята, мы пришли к выводу, что душевный настрой отдельного человека не всегда совпадает с молитвенным настроем, пришедших на службу. Человек, который приходит в храм, он приходит туда со своими мыслями, чувствами, переживаниями, но в какой, то момент личная молитва совпадает с молитвой общей: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя, Господи!».

Это и тайна, и вершина одновременно – единение всех. Именно это и происходит в сцене «Молитвы об удаче».

Мы сегодня послушали музыку разных композиторов, написанную в разное время, разных жанров, но что, же объединяет эти произведения?

Ученики: Душевность, доброта, интонации, духовность.

Учитель: Нужна ли такая музыка человеку?

Вывод: Да, нужна. В трудные минуты жизни человек обращается не только к помощи своих близких, но и верит в то, что есть высшие силы, которые помогают человеку не терять надежды на лучшее. Воспитывать человеколюбие, сердечность и другие положительные стороны человека. И в разные времена обращение к Богу остается очень близким по духу многим людям.

Учитель: Мы сегодня рассмотрели, безусловно, далеко не все произведения, написанные в жанре молитвы. А сейчас, мне хотелось бы, чтобы вы попробовали обратиться к Богу.

(Раздаются учащимся карточки-заготовки со словами фразы, которых нужно закончить просьбой или пожеланием).

  • «Господи, помоги………………………..»

  • «Господи, научи …………………………..»

  • «Господи, направь меня ……………..»

  • «Господи, вразуми ……………………….»

  • «Дай Бог ………………………………………..»

  • «Благодарю тебя Господи, за ………..»

Через несколько минут учитель зачитывает наиболее удачные варианты.

Учитель: Молодцы! У вас очень хорошо получилось, а главное искренне.

Вопрос: Подумайте, какое из прочитанных обращений к Богу самое светлое, самое чистое?

«Благодарю тебя Господи, за ………..»

«Дай Бог всем людям мира, здоровья и т.д…………»

Учитель: В заключении хотелось бы сказать, что молитвы помогают людям понять, что нельзя жить без идеала, что общество не может развиваться без стремления к справедливости, к сочувствию, сопереживанию. Нельзя жить без чувства любви, без гармонии и добра.

В конце урока звучит песня Р.Паулса на слова Е.Евтушенко «Дай Бог!»

Глоссарий:

Храм - здание для богослужения, церковь.

Церковь – объединение последователей той или иной религии (православная, католическая, лютеранская, протестантская).

Молитва – в религии установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.

Автор: Пахомова Ирина Васильевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства