Данный урок используется в курсе музыка 6 класс при изучении раздела "В чем сила музыки", тема: "Молитва". Урок позволяет рассмотреть молитву как жанр произведений искусства музыки на примере творчества русских и советских композиторов. охарактерезовать особенности жанра молитвы в музыкальных призведениях разного плана. Помогает развивать художественно-эстетическое отношение учащихся к музыкальной культуре своего народа. Расширяет познавательный интерес ученика, а так же развивает чуство сопереживания, сострадания и эмпатии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки. »
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.
Пахомова И.В. учитель музыки МБОУ СОШ № 38
15.01.2014.
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность и те преобразования, перемены, которые происходят в современном мире, заставляют нас задуматься о будущем России, о ее подрастающем поколении. Социальные преобразования породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное напряжение подростков и школьников. Наблюдается отсутствие четких нравственных ориентиров, безверие, агрессивность. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания и образования как никогда остро стоит в нашем обществе.
Современный школьник находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Он получает беспредельный поток информации, благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Важной задачей учителя становится формирование сложного и хрупкого мира личности ребенка. И кто как ни учитель - музыкант способен средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать. Развивать не только интеллект, но и душу ученика.
Работая в школе учителем музыки, я пришла к выводу, что именно музыка может и должна помочь привить школьникам вкус и приобщить их к высоким духовным ценностям, выработать активную жизненную позицию детей, сознательное отношение к долгу, нетерпимость к отклонениям от норм нравственности. Музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие окружающего мира и других видов искусства, развивает образное мышление и воображение. Чем раньше ученик познакомиться с высокими образцами классической, народной, духовной современной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно- нравственное развитие и воспитание.
С первых уроков я стараюсь развивать в детях чувство прекрасного, создавать атмосферу духовности, эмоционально отзываться на произведения искусства. Это помогает воспитывать такие качества личности как доброту, сочувствие. Воспитание способности к сочувствию – важнейшее условие для формирования нравственной и духовной личности. И один из наиболее быстрых путей – насыщение уроков музыки в школе новыми пластами духовной и современной музыки. Музыка, которая вступает в особую форму духовного общения и эстетически преображает внутренний мир ученика, его чувства, активизирует эмоциональную сферу, обогащает внутренний мир и стимулирует положительные человеческие качества.
Поэтому одним из приоритетных направлений в своей педагогической деятельности я считаю духовно-нравственное воспитание и развитие личности каждого своего воспитанника. Хотелось бы, чтобы каждый урок дал главный результат – усвоение учениками вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, доброта, любовь к Родине и близким.
Урок музыки в 6 классе
подготовила Пахомова Ирина Васильевна
МБОУ СОШ № 38
ТЕМА:«Да исправится молитва моя…»
Псалом 140
ЦЕЛЬ:
рассмотреть молитву как жанр произведений искусства музыки на примере творчества русских и советских композиторов;
развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;
охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
проследить развитие жанра, выяснить черты музыкальной речи;
установить взаимосвязь времен прошлого и настоящего.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
формировать эмоционально образное мышление;
расширять познавательный интерес и развивать художественно-эстетическое отношение к музыке своего народа.
развивать уровень коммуникативной культуры школьников, толерантности.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
П.И.Чайковский. «Детский альбом» - «Утренняя молитва», «В церкви»;
Г.В. Свиридов музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» - хоровая фреска «Любовь святая»;
А.Рыбников. Рок-опера «Юнона и Авось» - сцена «Молитва об удачи»;
Р.Паулс, Е.Евтушенко. «Дай Бог!».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
портреты композиторов;
видеоряд – соборы, иконы;
презентация;
аудиозаписи, видеофрагменты.
На доске эпиграф (художественно-педагогическая идея урока):
«Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв…»
А.С.Пушкин
«Да исправится молитва моя…»
Псалом 140
ХОД УРОКА.
Вход в класс под музыку П.Чайковского «Утренняя молитва».
Учитель: Здравствуйте Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем сразу с двух эпохах - прошлом и настоящем. И поможет нам в этом путешествии во времени, конечно, музыка. Музыка уже известных вам композиторов прошлого и современности.
Вопрос: Кто из вас узнал творческий подчерк композитора, под музыку которого мы входили?
Ученики: Да. Это П.И. Чайковский.
Учитель: Верно. Это произведение Чайковского «Утренняя молитва» из фортепианного цикла «Детский альбом». С музыкой из этого фортепианного цикла мы уже встречались раньше, а сегодня мы послушаем еще одно произведение из него и побеседуем о нем.
Звучит пьеса «В церкви».
Вопросы: Где бы могла звучать эта музыка? Какая она по характеру?
Ученики: В церкви; в театре, когда показывают что-то древнее. Музыка мирная, душевная и т.д.
Вопросы:Что вы себе представили, слушая эту музыку? Как она звучит?
Ученики: Представили, будто поет мужской хор в церкви, звучат колокола. Музыка звучит торжественно и степенно, благоговейно и строго.
Учитель: А вы знаете ребята, что Петр Ильич назвал эту пьесу «В церкви». Композитор своей музыкой словно говорит нам: «Будьте добры и милосердны. Не обманывай и возлюби ближнего своего».
На самом деле речь сегодня пойдет о музыке, которую не услышите в повседневной жизни о молитве.
(Развитие музыкального искусства всегда определялось тем, как воспринимал человек окружающий мир, людей, самого себя. Какие нравственные принципы руководили его поступками и какие идеалы, чувства, мысли вдохновляли его творчество. В истории русской культуры есть особая область музыки, неподвластная размышлениям о вкусовых пристрастиях или жизненных ориентирах автора).
Музыка такого рода родилась в православном храме и получила название богослужебного пения. Вдохновленные христианским мироощущением, храмовые песнопения являются самым древним видом русского профессионального музыкального искусства. Впрочем, в древности эту музыку искусством не считали, но видели в ней способ обращения с Богом – молитву, то явную, звучащую в храме при стечении народа, то тайную, сокровенную, хранимую в душе каждого верующего человека.
У каждого человека свое представление о том, что такое молитва.
Вопрос:Как вы думаете, как вы понимаете, что такое молитва?
Выслушать ответы учащихся и подвести рассуждения к следующим выводам:
для одних – это столь нужное обращение с Богом;
для других – пустая трата времени;
третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.
Учитель: Давайте, хотя бы приблизительно проследим историю молитвы как жанра искусства. В давние времена люди, столкнувшиеся с грозными явлениями природы обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию. Они придумали то, что сегодня мы называем мифологией. Они дали имена своим Богам и стали их «заклинать» - появились «заклички», а это жанр народного творчества, который можно назвать – молитвой. В «закличках» люди просили Бога: не гневись, смилостивись, пошли хороший урожай и т.д.
В Х веке произошло событие, которое мы называем – крещение Руси. Для нового христианского Бога не нужно было придумывать молитвы – они вместе с православной верой пришли к нам из Византии и Болгарии. Главное отличие «заклички» от «молитвы новой» заключается в следующем: закличка это экспромт, сиюминутная просьба, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному Богу, и сочинять ее может только святой человек, который причастен к Божией благодати.
Мы уже рассмотрели образец молитвы в жанре фортепианной музыки, а теперь послушаем одну из хоровых фресок Г.В.Свиридова, написанных для спектакля Малого театра «Царь Федор Иоаннович». Спектакль был поставлен в 1973 году. Основы музыкального решения составляют 3 хора: «Молитва», «Любовь Святая», «Покаянный стих». Музыка написана на народный текст.
Сегодня мы послушаем № 2 - «Любовь Святая».
Обсуждение музыки: хоровое звучание похоже на звучание оркестра, очень мало текста и он слабо разборчив из-за большого количества распевов на отдельные слоги. Троекратно повторяется слово «любовь». Чистый, благородный женский голос вначале звучит сдержанно, тревожно, затем интонации становятся все более страстными. Композитор использует высокие ноты, и создается впечатление, что голос плывет над всеми и движется вверх с молитвой и любовью к Богу (интонации плача, распевы, переменный лад).
Вопросы:Кого вы представили, слушая эту музыку? (Девушку)
Что она делает? (Молится)
Учитель: У русских людей день начинался с молитвы и заканчивался ею. Как вы думаете это повседневная молитва?
Ученики: Нет, она очень грустная.
Учитель: А где, по-вашему, молится девушка – у себя дома?
Ученики: Нет, в церкви.
Учитель: Как звучит ее молитва?
Ученики: Серьезно. Ее голос сначала тихий, а потом все более тревожный, страстный. Звук как будто летит вверх к Богу.
Учитель: Какие слова звучат в ее молитве?
Ученики: Они еле слышны, но и без них понятно зачем девушка обращается к Богу.
Учитель: А девушка в церкви одна?
Ученики: Нет. Там слышны голоса и мужские и женские. Там звучит еще хор.
Учитель: Верно. Человек может обращаться к Богу словами, мыслями или пением. Важно только чтобы это обращение было искренним. А на ваш взгляд искренне ли молилась девушка?
Ученики: Да, искренне.
Учитель: Значит, кто же в данном случае может быть единственным защитником девушки?
Ученики: Бог.
Учитель: А сейчас у меня для вас есть задание - «Логические цепочки». Мы - на уроке музыки, разговор у нас о жанре молитвы, поэтому нам необходимо выстроить связь между словами «молитва» и « музыка». Лучше если слов будет больше. ( Задание дается письменно на 3-4 минуты, затем ученики зачитывают).
Например:
«молитва – Бог – душа – мелодия – музыка»;
«молитва – речь – звук – мелодия – музыка»;
«молитва – добро – чувства – душа – Бог – песнопения – музыка»;
«молитва – вера – Бог – искренность – любовь – красота – музыка».
Учитель: Ребята сегодня на уроке мы послушаем еще одно произведение. Это фрагмент из рок – оперы «Юнона и Авось», композитора Алексея Рыбникова. Музыка была написана к спектаклю Театра Ленинского комсомола и пользуется огромной популярностью. По меткому выражению Р.Щедрина, Рыбникову удалось «уразуметь прошлое и соизмерить его с настоящим…».
Композитор органично сочетает в музыке рок - оперы интонации подлинных духовных песнопений с современными средствами музыкальной выразительности: острыми ритмами, свежими музыкальными оборотами, использованием электромузыкальных инструментов.
В центре рок - оперы судьба графа Николая Петровича Рязанова и Кончитты, верной его возлюбленной, которая ждала его 30 лет.
Сцена, которую мы послушаем, называется «Молитва об удаче». Она написана на традиционные православные напевы и тексты подлинных молитв.
Вопросы: Как вы думаете, музыка передает настроение одного человека или всех людей находящихся в храме? Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для достижения своей цели? (Подвести разговор к тому, что звучание хора это общая молитва, как бы «молитва всем миром», а солист это как будто внутренний мир одного человека).
Учитель: Итак, ребята, мы пришли к выводу, что душевный настрой отдельного человека не всегда совпадает с молитвенным настроем, пришедших на службу. Человек, который приходит в храм, он приходит туда со своими мыслями, чувствами, переживаниями, но в какой, то момент личная молитва совпадает с молитвой общей: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя, Господи!».
Это и тайна, и вершина одновременно – единение всех. Именно это и происходит в сцене «Молитвы об удаче».
Мы сегодня послушали музыку разных композиторов, написанную в разное время, разных жанров, но что, же объединяет эти произведения?
Вывод: Да, нужна. В трудные минуты жизни человек обращается не только к помощи своих близких, но и верит в то, что есть высшие силы, которые помогают человеку не терять надежды на лучшее. Воспитывать человеколюбие, сердечность и другие положительные стороны человека. И в разные времена обращение к Богу остается очень близким по духу многим людям.
Учитель: Мы сегодня рассмотрели, безусловно, далеко не все произведения, написанные в жанре молитвы. А сейчас, мне хотелось бы, чтобы вы попробовали обратиться к Богу.
(Раздаются учащимся карточки-заготовки со словами фразы, которых нужно закончить просьбой или пожеланием).
«Господи, помоги………………………..»
«Господи, научи …………………………..»
«Господи, направь меня ……………..»
«Господи, вразуми ……………………….»
«Дай Бог ………………………………………..»
«Благодарю тебя Господи, за ………..»
Через несколько минут учитель зачитывает наиболее удачные варианты.
Учитель: Молодцы! У вас очень хорошо получилось, а главное искренне.
Вопрос: Подумайте, какое из прочитанных обращений к Богу самое светлое, самое чистое?
«Благодарю тебя Господи, за ………..»
«Дай Бог всем людям мира, здоровья и т.д…………»
Учитель: В заключении хотелось бы сказать, что молитвы помогают людям понять, что нельзя жить без идеала, что общество не может развиваться без стремления к справедливости, к сочувствию, сопереживанию. Нельзя жить без чувства любви, без гармонии и добра.
В конце урока звучит песня Р.Паулса на слова Е.Евтушенко «Дай Бог!»
Глоссарий:
Храм- здание для богослужения, церковь.
Церковь – объединение последователей той или иной религии (православная, католическая, лютеранская, протестантская).
Молитва – в религии установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.