kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древний храм златой вершиной блещет ярко…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Древний храм златой вершиной блещет" представлен по гуманитарному направлению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Титульный лист5»


ХII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

(региональный этап в хмао - югре)



Современный урок по музыке

по теме « Древний храм златой вершиной блещет ярко…»

(5 класс)





Автор: Юдичева Елена Михайловна,

учитель музыки и изобразительного искусства

МБОУ «Лянторская СОШ №4»










2015


















































Краткая аннотация инновацио

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка


Урок по теме: «Древний храм златой вершиной блещет…» представлен по гуманитарному направлению. В изучении раздела «Музыка и изобразительное искусство» по счёту: урок 5 (23)

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по учебнику

для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: «Просвещение» 2014г. http://www.prosv.ru

Количество часов в год – 35, в неделю – 1.

В классе 25 учеников. По ведущему каналу восприятия обучающихся класс можно разделить на 3 группы:

- визуалы –8 обучающихся, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;

- аудиалы – 10 обучающихся, кто в основном получает информацию через слуховой канал,

-кинестетики – 4 обучающихся, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций).

- смешанный тип- 3 обучающихся.

Доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению) характерно для 22 учащихся. Правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение) – 3 учащимся. Результаты психолого-педагогического мониторинга выявили следующие особенности учащихся в классе:

- с высоким уровнем внимания -6 обучающихся;

- с неустойчивым, рассеянным вниманием -4 обучающихся;

- высоким уровнем памяти обладает 15 учащихся;

- средний уровень запоминания и сохранения информации имеют 5 человек.

Познавательные универсальные учебные действия класса имеют следующую характеристику: способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы 12 учеников; обладают замедленным темпом мыслительной деятельности - 5 учеников.

У большинства учащихся сформированы регулятивные универсальные учебные действия, а это значит, что учащиеся способны управлять познавательной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий. У 3 учащихся затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности (ученики уточняющих вопросов не задают, хотя и нуждаются в пояснениях; действуют импульсивно, хаотично). У 3 учащихся недостаточно сформированы информационные навыки, для данных учащихся характерен замедленный темп работы со схемами и таблицами.

Изучив уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, я пришла к выводу, что 5 учащихся испытывают затруднения при изложении собственных мыслей в связи с ограниченным словарным запасом, волнением, а также при работе в группе.

На основании анализа параметров учебного успеха обучающихся класс делится на две типологические группы:

  • продуктивная - 15 учеников (позволяет активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации)

  • творческая - 10 учащихся (позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений)

При проектировании урока учитывались результаты параметров учебного успеха обучающихся, которые легли в основу создания программы развития УУД обучающихся.




Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Музыка

Класс: 5

Программа основного общего образования по учебному предмету «Музыка», 5 класс Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагина.

Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Музыка. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: «Просвещение» 2014г. http://www.prosv.ru

Учитель: Юдичева Елена Михайловна, учитель музыки и изобразительного искусства МБОУ «Лянторская СОШ №4»


I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА РАЗДЕЛА: «Музыка и изобразительное искусство»


Тема урока

« Древний храм златой вершиной блещет ярко…»

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока

духовно-нравственное воспитание учащихся на примере знакомства с концертной симфонией для арфы с оркестром В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»

Целеполагание для ученика


Целеполагание для учителя

(в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)

Личностные результаты:

-познавательный интерес к музыкальным занятиям

-эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки

-развитие патриотических чувств

-понимать душевное состояние героя и сопереживать ему.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности;

-ставить исполнительскую задачу и добиваться её решения;

-сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность;

-увеличивать шаг ориентировки в многочастном произведении в разных видах музыкальной деятельности.

Познавательные УУД:

-переводить художественный образ из одного вида искусства в другой

- устанавливать причинно-следственные связи

- выявлять повторяющиеся мотивы и сравнивать варианты звучания

-анализировать разные точки зрения на одно явление

выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

-составлять целое из частей

Коммуникативные УУД:

-аргументировать собственную точку зрения в процессе обсуждения музыкального произведения;

-овладевать средствами вербального и невербального общения;

-обсуждать с одноклассниками смысл переданных в музыке событий;

-участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения.

3. Предметные результаты:

Знать:

- историю создания концертной симфонии «Фрески Софии Киевской», форму и образный строй произведения с новыми терминами и понятиями;

- о классической музыке и духовной культуре России на примере собора Святой Софии в Киеве и произведения В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской».


Уметь:

- охарактеризовать музыкальные образы данного произведения;

- анализировать музыкальное произведение;

-сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;

- исполнять вокально-хоровые произведения, используя знания о вокально-хоровых навыках;

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.


Понимать:

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности.


Задачи


Образовательные:

- активировать получение новых знаний о классической музыке и духовной культуре России на примере собора Святой Софии в Киеве и произведения В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»;

- познакомить с историей создания концертной симфонии «Фрески Софии Киевской», формой и образным строем произведения с новыми терминами и понятиями;

- охарактеризовать музыкальные образы.


Развивающие:

Развивать: 1) музыкальный и эстетический слух;

2) навыки работы в группе и образное мышление;

3) навыки анализа музыкального произведения;

4) вокально-хоровые навыки.


Воспитательные:

Воспитывать: 1) чувство патриотизма, уважения к музыкальной и духовной культуре прошлого и настоящего;

2) моральные качества, такие как дисциплиниро-ванность, активность, сотрудничество, умение слу-шать, уважать точку зрения товарищей по группе, самоконтроль.

3) формировать навыки самостоятельной учебной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;

4) развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.



















Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные


- формирование основ музыкальной культуры, развитие образного мышления и творческого воображения, эмоционально-ценност-ного отношения к жизни и искусству на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- музыкально-творческая деятельность (слушание музыки, пение),

- воспитание эстетического отношения к миру;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к классической музыке и духовной культуре России;

- овладение основами музыкальной грамотности: эмоциональное восприятие музыки, владение терминологией.



- умение самостоятельно определять цель обучения, формулировать задачи,

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей,  выбирать  способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самооценки, - умение  определять понятия, строить  логическое рассуждение, и делать выводы;

- смысловое чтение;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,   работать индивидуально и в группе, высказывать и аргументировать своё мнение.


- воспитание патриотизма, знание истории, культуры своего народа;

- формирование ответственного отношения к учению;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, готовности и способности вести диалог;

- освоение правил поведения,

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

- развитие эстетического сознания.


Методы обучения:

1.По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

2.По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа.

3. В зависимости от конкретных дидактических задач: мотивационно – ориентировочный блок (актуализация, проблематизация, целеполагание), организационно – деятельностный блок (моделирование, конструирование, презентация образовательных продуктов), рефлексивно – оценочный блок.

4.По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.

5.Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия.


Учебные приёмы:

• на организацию рабочего места

• на концентрацию внимания

• на развитие коммуникативных навыков

• на мыслительные навыки (вывод, сравнение)

• на информационные навыки (обработка информации)

• на обобщение информации

Педагогические приемы:

- «Повторяем с расширением»

- «Раздели на группы»

- «Удивляй»

- «Сравнение»

- «Опрос – итог»

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, фронтальная


Оборудование и оснащение урока


Учебно-наглядные (информационные) пособия:

1. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Музыка. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: «Просвещение» 2014г. http://www.prosv.ru


2.Презентация к уроку для обучающихся, выполненная в программе Power Point, составленная с использованием интернет-ресурсов:

1) Видеоматериал о соборе Святой Софии в Киеве (01:57):

http://www.youtube.com/watch?t=96&v=cp0TQzlwi-U


2) Видеоматериал: 1 часть концертной симфонии В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской». Орнамент № 1 с

иллюстрацией фресок собора (03:01)

http://www.youtube.com/watch?v=Url-68WhOBc


3) Видеоматериал: исполнение концертной симфонии В.Г.Кикты (26:57)

http://www.youtube.com/watch?v=YXqwCaGCbsQ


Технические средства информации:

Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point.


Оснащение урока:

1. Фортепиано

2. Разрезные карточки – задания для групповой работы (опережающее задание)

2. Словарь музыкальных терминов

3. Клей-карандаш


Опережающее задание

Изготовление раздаточного материала (карточек с названиями 9-ти частей концертной симфонии В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»), учащимся предлагается принести клей-карандаш, подготовка презентации к уроку.


Основные понятия, изучаемые на уроке

Концертная симфония, оркестр, арфа, фреска, орнамент, собор Святой Софии в Киеве, народная и духовная музыка, культура и история России.


Планируемые результаты:


Личностные результаты

- воспитание патриотизма, знание истории, культуры своего народа;

- формирование ответственного отношения к учению;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, готовности и способности вести диалог;

- освоение правил поведения;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цель обучения, формулировать задачи,

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

- владение основами самооценки,

- умение определять понятия, строить логическое рассуждение, и делать выводы,

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, высказывать и аргументировать своё мнение.

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры, развитие образного мышления и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к жизни и искусству на основе восприятия и анализа музыкальных образов,

- музыкально-творческая деятельность (слушание музыки, пение),

- воспитание эстетического отношения к миру,

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к классической музыке и духовной культуре России,

- овладение основами музыкальной грамотности: эмоциональное восприятие музыки, владение терминологией.


II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дидактическое обеспечение

1.Мотивационно-ориентировочный блок

1.1 ЭТАП. Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний (повторение);

- развитие внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

- формирование коммуникативных умений, культуры общения.

Предоставление материала, позволяющего осуществлять переход к изучению нового материала (повторение изученного на прошлом уроке).

Побуждающий диалог:

Вопросы учителя:

- Какую тему мы затронули на прошлом уроке? (Колокольность в музыке и ИЗО)

- Какое произведение помогло нам раскрыть тему урока? (Сюита для двух фортепиано «Фантазия» С.В. Рахманинова)

- Какую главную мысль вы вынесли с прошлого урока? (В музыке Рахманинова отразились народные и духовные традиции России)

- Какие основные понятия мы раскрыли на прошлом уроке? Ответим на этот вопрос, решив кроссворд (кроссворд выводится на интерактивную доску):


2.ф

о

р

т

е

1. п

и

а

н

о


3.ф

а

н

т

а

з

и

и


4. с

ю

и

т

а

5.р

а

х

м

а

н

и

н

о

в

6.т

р

о

п

а

р

ь



Вопросы кроссворда (слайд 1):

1. Главный праздник православной церкви, которому посвящено произведение?

2. Для какого инструмента написано произведение?

3. Название произведения

4. Жанр произведения

5. Автор произведения

6. Праздничное песнопение в православной церкви.

Проверка правильных ответов: Слайд 2 «Проверь себя»



- На прошлом уроке мы выучили песню «Колокольный звон». Какому празднику посвящена песня? (Пасхе)

- Как называется колокольный звон, о котором поётся в песне? (Пасхальный перезвон)

- Предлагаю вспомнить исполнить эту песню (Слайд 3, аудио файлы песни в приложении)

(вокально-хоровая работа 5 – 7 минут).

Анализ основных певческих навыков:

- звукообразования;

- певческого дыхания;

- артикуляции;

- слуховых навыков;

- дикции;

- эмоциональной выразительности исполнения.






- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)







- Отвечают на вопросы кроссворда. Один из учеников вписывает ответы в ячейки кроссворда на интерактивной доске.

- исполняют песню «Колокольный звон» (сл. и муз. Н.Тананко),

- выполняют задания учителя по развитию вокально-хоровых навыков.

Регулятивные:

- самоорганизация и организация рабочего места


Личностные:

- самоопределение


Коммуникативные:

- планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками.


Предметные:

1) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспи-тание музыкального вкуса, интереса к классической музыке и духовной культуре России.

2) музыкально-творческая деятельность (слушание музыки, пение).

3) овладение основами музыкальной грамотности: эмоциональное восприятие музыки, владение терминологией.

Регулятивные:

-взаимодействие с учителем и одноклассниками в учебной деятельности.

Личностные:

-эмоционально- ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки

Презентация к уроку Microsoft Office-Power Point.

Компьютер.

Интерактивная доска.
















1. 2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации

Сегодня мы раскроем ещё одну грань темы духовности в музыке русских композиторов. И продолжим наше путешествие по городам Древней Руси. Решив ещё один небольшой кроссворд, опираясь на знания, полученные на прошлом уроке, мы узнаем, в каком городе побываем сегодня.



1. к

о

л

о

к

о

л

2. с

о

ф

и

я



3. т

р

е

з

в

о

н

4. н

о

в

г

о

р

о

д


Вопросы кроссворда (Слайд 4):

1. Инструмент, звучание которого слышится в мелодии 4-й части сюиты С.Рахманинова «Фантазии»?

2. Имя, в переводе означающее «мудрость».

3. Праздничный колокольный звон.

4. Мелодия 4 части сюиты была навеяна Рахманинову воспоминаниями о звоне колокола Собора Святой Софии. В каком городе находится этот собор?


Проверка правильных ответов: Слайд 5 «Проверь себя»

- Прочтите ключевое слово в синей колонке, и вы узнаете, в какой город Древней Руси мы отправимся сегодня (Киев).

- Правильно. В Киеве находится ещё один собор Святой Софии, который сыграл большую роль для искусства музыки.











- Отвечают на вопросы кроссворда. Один из учеников вписывает ответы в ячейки кроссворда на интерактивной доске.

- Читают ключевое слово.


Предметные:

- расширение музыкального и об-щего культурного кругозора; воспи-тание музыкального вкуса, инте-реса к классической музыке и духовной культуре России,

Личностные:

-воспитание патриотизма, знание истории, культуры своего народа;

Познавательные: - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, а анализируют, строят рассуждения.



1.3 ЭТАП. Целеполагание

Основные задачи учителя:

- Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

- овладение обобщенными способами приобретение новых знаний: приемами постановки и определения проблемы формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

- формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.


Предлагаю учащимся сформулировать цель урока, задавая наводящие вопросы:

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- С какой целью мы посетим собор Святой Софии в Киеве? (чтобы узнать, каким образом этот собор связан с музыкальной культурой)


Помогаю чётко сформулировать цель урока: знакомство с музыкальным произведением, которое непосредственно связано с собором Святой Софии Киевской (слушание фрагментов), анализ тематики и музыкальных образов, воплощенных в произведении.


После высказываний учащихся предлагаю открыть учебники на стр.110 и прочитать формулировку темы урока, предлагаемую авторами программы «Древний храм златой вершиной блещет ярко…» и записать её в тетрадь (Слайды 6 – 8).

- Индивидуально высказывают свои предположения о цели урока.







- Предлагают свои формулировки темы урока.

- Открывают учебники на стр. 110, записывают в тетрадь число и тему урока из учебника.

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: синтезировать целое из частей и самостоятельно достраивать недостающие компоненты.













МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

В зависимости от конкретных дидактических задач: актуализация, проблематизация, целеполагание

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.

По источникам знаний: словесный, наглядный.

По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.

Учебные приёмы:

• на организацию рабочего места;

• концентрацию внимания;

• на развитие коммуникативных навыков (диалог);

• на мыслительные навыки (вывод).

Педагогический прием:

- «Удивляй»

2.Организационно – деятельностный блок

4 ЭТАП. Планирование

Основные задачи учителя:

- Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

- определять содержание и последовательность действий для решения поставленных задач;

- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

- формирование способности каждого ученика к участию в работе малых группах.


Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с собором Святой Софии, с произведением русского композитора Валерия Григорьевича Кикты «Фрески Софии Киевской», которое было навеяно впечатлениями от посещения этого собора. Мерцающие мозаики храма Софии, её фрески – уникальное создание греческих и русских мастеров. Их тематика - это сюжеты из Евангелия, а также сцены игр на константинопольском ипподроме. На фресках можно увидеть императора, колесницы, музыкантов скоморохов, ряженых. (послушаем фрагменты из этого произведения, постараемся определить образный строй произведения)

Учитель предлагает учащихся самим составить план урока.

-Ребята, постарайтесь самостоятельно составить план урока.













Учащиеся предлагают план изучения новой темы:

1. Знакомство с собором

2. Работа с учебником (знакомство с теоретическим материалом: история создания, форма, содержание произведения)

3. Слушание фрагментов произведения

4. Работа в группах (анализ музыкальных образов).


Личностные: проявление интереса к историческому прошлому своего народа

Познавательные: 1) достраивать восполнять недостающие компоненты.

2) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой.

3) выявлять известное и неизвестное при решении учебной, творческой задачи.

Регулятивные: развивать навыки учебного сотрудничества.



5 ЭТАП. «Открытие» нового знания

Основные задачи учителя:

- Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности отличия; развитие способности к обобщению;

- воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

- овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

- формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умение оказывать и принимать помощь;

- Повествуя о событиях седой древности Валерий Григорьевич Кикта создаёт пейзажные зарисовки и психологические портреты. Он пристально вслушивается в звуковую ауру той или иной эпохи, проникая в её сердцевину, извлекая прекрасные интонации музыкально-архитектурных композиций. Предлагаю вам совершить краткую ознакомительную виртуальную экскурсию в собор Святой Софии Киевской.

Демонстрирую видеоматериал о соборе (см. приложение)


Предлагаю учащимся высказать свои впечатления о соборе Святой Софии Киевской на основе увиденного.

-Расскажите о своих впечатления о соборе Святой Софии Киевской.


Предлагаю учащимся прочитать в учебнике информацию об истории создания, форме и содержании изучаемого произведения.

- прочитайте в учебнике информацию об истории создания, форме и содержании изучаемого произведения.


Фронтальный опрос на основе прочитанного:

- Какому событию посвящено произведение В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»? (1500-летие Киева)

- Жанр произведения (концертная симфония)

- В чём заключается особенность этого нетрадиционного жанра (сочетание жанра концерта с жанром симфонии, т.е. для одного инструмента и оркестра)

- Какой инструмент солирует в этом произведении? (арфа)

- Чем отличается эта симфония от традиционного жанра симфонии? (в традиционной симфонии 4 части, а в этой – 9 частей)

- Какие две группы образов присутствуют в произведении? (духовные, народные)


Показываю слайд, на котором перечислены названия всех 9 частей симфонии, читает названия (Слайд 9).


Знакомлю с фресками собора Святой Софии в соответствии с названиями частей (Слайды 10 – 16, переход по гиперссылкам)


Предлагаю задание учащимся

-Разложите названия частей симфонии на две группы. (Для этого перед началом урока раскладывает на парты раздаточный материал)


После того, как учащиеся закончат раскладывать карточки, предлагаю осуществить самопроверку.


Для этого открывает слайд, где показана таблица с правильно распределенными частями (Слайд 17 «Проверь себя»).


Духовные образы

Образы народной жизни

«Орнаменты»

«Зверь нападает на всадника»

«Групповой портрет дочерей Ярослава мудрого»

«Борьба ряженых»

«Михайловский придел»

«Музыкант»


«Скоморохи»




Тем, кто ошибся, раскладывая карточки, предлагается объяснить свой выбор.

Учитель просит вклеить карточки в тетрадь в 2 колонки, колонки подписать.

- Смотрят видео-экскурсию (01:57).

- Высказывают свои впечатления о соборе Святой Софии в Киеве на основе увиденного.





- Отвечают на вопросы


- Самостоятельно читают информацию в учебнике (05:00)









- Индивидуально выполняют задание: раскладывают на парте карточки с названиями 9-ти частей произведения, распределяя их на 2 группы



- Осуществляют самопроверку (сверяют свои колонки с колон-ками на слайде)

- Объясняют свой выбор.























-Вклеивают карточки в тетрадь в 2 колонки с помощью клея-карандаша, колонки подписывают.

Личностные: 1) выявлять нравственную идею произведения;

2) познавательный интерес к музыкальным занятиям.








Регулятивные: увеличивать шаг ориентировки в многочастном произведении в разных видах музыкальной деятель-ности.

Коммуникативные: 1) участвовать в коллективном обсуждении фрагмента художественного произведения

Познавательные:

1) составлять целое из частей;

выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения.

Регулятивные: 1) рефлексировать в ходе сотрудничества.

2) сочетать индивидуальную, групповую иколлективную деятельность.

Личностные: эмоцональное и осмысленное восприятие художественного произведения.

Видио - экскурсия

























6 ЭТАП. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Основные задачи учителя:

- организация познавательной деятельности учащихся с помощью различных видов деятельности,

- формирование навыков самостоятельной работы учащихся, работы в группах,

- формирование навыков осознанного и эмоционального восприятия классической музыки, произведений изобразительного искусства,

- развитие навыков анализа музыкального произведения.

Вопрос учителя:

- Как вы понимаете выражение «духовные образы» (Образы, связанные с религиозной жизнью, храмом, молитвой)

Предлагаю послушать отрывки двух фрагментов:

  1. Фрагмент «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

  2. Фрагмент «Скоморохи»


На экране выводится слайд, на котором изображены 4 фрески (Слайд 18). Учитель предлагаю соотнести услышанные фрагменты с фресками.

- Соотнесите услышанные фрагменты с фресками.


СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ (10 мнут):

Учитель демонстрирует видеоматериал «Фрески Софии Киевской» (см. приложение):

1. Орнамент № 1

2. Групповой портрет дочерей Ярослава мудрого

3. Скоморохи

Работа в группах:

Прослушанного музыкального материала класс делится на 3 группы, проводится жеребьёвка: представитель от каждой группы берут карточку с номером части 1, 2, 8. Каждая группа отвечает на вопросы из учебника (стр. 111), касающиеся части с выбранным номером, затем делегаты от групп озвучивают результат работы своей группы. Все учащиеся могут дополнять ответы делегатов.

Вопросы для групп:

1 «Орнамент»: Какой жанр русского фольклора положен в основу части № 1? Какому музыкальному инструменту Древней Руси подражает арфа? Почему эта часть называется «Орнамент» и повторяется в произведении 3 раза?

2 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»: Найди сходные и различные черты художественного воплощения образов в фресковой живописи и музыке.

8 «Скоморохи»: Почему композитор ввёл в симфонию, посвященную Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров – скоморохов? Какие особенности музыкального языка можно отметить в этой части?

Защита результатов (по 2 минуты)

- Отвечают на вопрос.



- Слушают музыкальные фрагменты, соотносят их с фресками, аргументируют свой выбор.















- Слушают три фрагмента из симфонии








- Работа групп (письменно отвечают на вопросы)

- Делегаты от групп представляют результаты работы (озвучивают ответы своей группы)

Коммуникативные: 1) взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

2) формулировать собственной мнение, подтверждать его примерами.

3) аргументировать собственную точку зрения в процессе обсуждения музыкального произведения;

Познавательные: 1) переводить художественный образ одного вида искусства на другой.

2) устанавливать причинно-следст-венные связи.

Регулятивные: увеличивать шаг ориентировки в многочастном произведении в разных видах музыкальной деятель-ности.

















Методы обучения:

1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, диалог, объяснение, практическая работа,

3. В зависимости от конкретных дидактических задач: организационно – деятельностный блок (моделирование, конструирование, презентация образовательных продуктов)

4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично-поисковый.

5. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

6. Учебные приёмы:

• на концентрацию внимания.

• на развитие коммуникативных навыков (диалог).

• на мыслительные навыки (вывод, сравнение).

Педагогические приёмы:

-«Разделяй на группы»

-«Сравнение»

7 ЭТАП. Рефлексивно-оценочный блок

Основные задачи учителя:

- формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

- вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Предлагаю вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели


- Вспомните тему и задачи урока, соотнести с планом работы?

- Оцените меру своего личного продвижения к цели.


Предлагаю дать оценку уроку (понравился или нет, открыли ли для себя новые знания, что было интересно, а что не очень, что запомнилось, доволен ли своей работой на уроке, кто активней всех проявил себя на уроке).


- Дайте оценку уроку (понравился или нет, открыли ли для себя новые знания, что было интересно, а что не очень, что запомнилось, доволен ли своей работой на уроке, кто активней всех проявил себя на уроке).

- Вспоминают тему, цель, план урока, анализируют, насколько урок соответствовал теме, выполнены ли поставленные цели и задачи, план.

- Высказывают своё мнение о духовно-нравственной составляющей урока (способствовал ли урок их духовному росту)

- Оценивают содержание урока, формы работы, своё участие в уроке (активность, правильность суждений)

Познавательные: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

выявлять конструктивную общность контрастных тем произведения.

Регулятивные: 1) приходить к общему решению в совместной деятельности;

2) рефлексировать в ходе творческого сотрудничества.


8 ЭТАП. Домашнее задание

Самостоятельно найти в Интернете и послушать оставшиеся части концертной симфонии, выполнить в тетради краткий письменный анализ одной из наиболее понравившихся частей.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

По источникам знаний: словесный.

По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.

В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение изученного материала.

Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.

1. Учебные приёмы:

• на концентрацию внимания.

• на развитие коммуникативных навыков

• на мыслительные навыки (вывод, сравнение)

• на смысловое чтение

• на обобщение информации.

Педагогические приёмы:

-«Опрос-итог»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Древний храм златой вершиной блещет ярко…

Автор: Иванова Елена Михайловна

Дата: 22.11.2017

Номер свидетельства: 440151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства