kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДПОП "Хоровое пение" Рабочая программа учебного предмета ПО.01.УП.01 ХОР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДПОП "Хоровое пение" Рабочая программа учебного предмета ПО.01.УП.01 ХОР»

СОГЛАСОВАНО

протокол № 1

педагогического совета

от «23» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО

«ДМШ им. Р.М. Глиэра»

________И.С. Крячкова

«23» августа 2023 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

(срок обучения 8 лет)

(с дополнительным годом обучения 9 класс)


Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Рабочая программа по учебному предмету

УП.01. ХОР





Разработчик:

Суслова Ирина Васильевна,

заслуженный работник культуры РФ,

заведующая отделением эстетического и

хорового образования

ДМШ им. Р.М. Глиэра




Калининград, 2023 год

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Хор»;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Структура и содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Ожидаемые результаты

IV. Формы и методы контроля, система оценок, фонды оценочных средств

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;


V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы;











I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе и с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе, утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.10.2018 № 1685; а также с учётом Приказа Минкультуры России от 02.06.2021 N 754 «Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремёсел» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2021 N 64126).

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части и занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста и вокалиста.

В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Срок реализации учебного предмета «Хор»

Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).

Срок освоения учебного предмета «Хор» может быть увеличен на один обучающийся при 9-летнем сроке реализации образовательной программы «Хоровое пение».

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ им. Р.М. Глиэра, на реализацию учебного предмета «Хор»:


Срок обучения/класс

8 лет (1-8 классы)

9-й класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1283

198

Аудиторная нагрузка (в часах)


921

132

Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (в часах)

362

66

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек).

или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами: младший хор: 1 класс; средний хор: 2-4 классы; старший хор: 5-8 (9) классы; хор мальчиков: 2-8 (9) классы.

Учащиеся первых классов (и хор «Капельки») выделяются в отдельную певческую группу для получения первоначальных музыкальных знаний и овладения элементарными вокально-хоровыми навыками. Исходя из этого, в настоящей программе приводятся требования к каждой возрастной группе учащихся.

На определённых этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделён на группы по партиям, что даёт возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

Цель и задачи учебного предмета «Хор»

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства; воспитание художественного вкуса, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся, умение разбираться в различных явлениях музыкальной жизни.

Достижение цели обусловлено решением следующих задач:

- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

- формирование умений и навыков хорового исполнительства;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Обоснование структуры учебного предмета «Хор»

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- требования к уровню подготовки обучающийся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса;

- список учебной и методической литературы, в котором описываются как нотный материал, так и методическая литература.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающийся;

- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хор»

Материально-техническая база образовательного учреждения ДМШ им. Р.М. Глиэра соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы учебного предмета «Хор» созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

- концертный зал с концертным роялем, подставками для хора и звукотехническим оборудованием

- учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием (пианино, аудио и видео аппаратурой). Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.


II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хор», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающийся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8(9) лет:





Максимальное количество часов занятий в неделю

4

4

4

4

5

6

6

6

6

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

132

165

198

198

198

198











Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1283

198



1481

Общее количество часов на аудиторные занятия

921

132

1053

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

1

1

1

1

1

2

2

2

2

Общее количество часов на самостоятельную работу по

32

33

33

33

33

66

66

66

66

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)

362

66

428


Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объёма аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающийся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие наших обучающийся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Требования по годам (этапам) обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно - досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный период обучающийся в хоровом классе хорового отделения должно/может быть пройдено примерно следующее количество произведений:

1.младший хор - 7-9 произведений.

2.средний хор - 8-10 произведений (в том числе a cappella).

3. старший хор - 10-12 произведений (в том числе a cappella).

Основные принципы подбора репертуара:

1. Художественная ценность произведения.

2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.

3. Решение учебных задач.

4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров).

5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно-эмоционального смысла.

6. Доступность:

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам.

7. Разнообразие:

а) по стилю;

б) по содержанию;

в) темпу, нюансировке;

г) по сложности.

С целью подготовки обучающийся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Младший хор, 1 полугодие

Младший хор - это начальная ступень целью которой является дисциплинированное участие в коллективном музицировании.

В задачи этого периода обучения входит формирование следующих умений и навыков:

- спокойно стоять и сидеть во время пения;

- реагировать на основные дирижерские жесты;

- одновременно начинать и заканчивать пение;

- слушать друг друга во время пения.

1. Начальные вокально-хоровые навыки. Осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения сидя и стоя.

2. Певческое дыхание: прием костно-абдоминального дыхания. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения.

3. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре в произведениях с сопровождением. Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного унисона в хоре.

4. Развитие диапазона: головное резонирование.

5. Звуковедение: приемы пения legato. Мягкая атака звука в нюансах mp и mf.

6. Ансамбль: воспитание навыков понимания дирижерского жеста, навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения.

7. Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата детей, работа над округлением гласных, одновременное произнесение согласных в процессе пения.

8. Метроритм: выработка ритмической устойчивости при исполнении произведений с простым ритмом, ощущение ритмической пульсации в произведениях, определение сильной доли.

9. Исполнительские задачи: развитие выразительности исполнения, анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой.

Младший хор, 2 полугодие

1. Закрепление основных навыков певческой установки: свободное положение корпуса, головы и спины.

2. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре при развитом фортепианном аккомпанементе. Точное интонирование диатонических ступеней лада.

3. Дыхание: различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля исполняемого сочинения. Знакомство и первоначальная работа над цепным дыханием (пение выдержанного звука в конце произведения) и ощущением фразировки, как структурной ячейки музыкальной формы – основополагающим моментом в начальном обучении пению. Распределение дыхания по продолжительным музыкальным фразам – по принципу «как можно раньше учить «цепному дыханию».

4. Звуковедение: преимущественно работа над legato, но возможно освоение приемов non legato и stассаtо в вокальных упражнениях, попевках.

5. Метроритм: использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма, синкопы.

6. Исполнительские задачи: работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы.

7. Понятия куплет, фраза, мотив.

8. Понятие и понимание дирижерских жестов. Указания дирижера: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание»; понимание начальных основ, на которых базируется дальнейшее обучение обучающихся.

9. Развитие музыкального слуха у учащегося. Работа над унисоном и единой манерой пения. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. Умение хорошо слышать себя и соседа-певца, игра «эхо»; чередование по фразам пения вслух и «про себя»; «передача фразы» - исполнение мелодии целиком по очереди группами хора.

10. Навыки многоголосия. Канон. Пение несложных двухголосных произведений без сопровождения.

11. Дикция. Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных. Перенос внутри слова согласных к последующему слогу. Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

Примерные вокальные упражнения

1. Речевые скороговорки, интонируемые на одном звуке;

2.Имитационные упражнения («крик» чаек, «страшная сказка», «скрип» и т.д.).

3. Дикционные упражнения

4. упражнение на плавное соединение звуков. Все упражнения на занятиях в подготовительном классе должны выполняться в игровой, свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.

Промежуточная аттестация:

1-й класс (младший хор)

Промежуточная аттестация:

1 полугодие - контрольный урок. Сдача партий по голосам.

2 полугодие - контрольный урок (переход в средний хор). Сдача партий по голосам.

Примерный репертуарный список

Младший хор

1. Бел. нар. песня «Сел комарик на дубочек»

2. Русская нар. песня. «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла»

3. Англ. нар. песня, обр. А.Моффита «Про котят»

4. Чешская нар . песня . «Гусята»

5. Нем. нар. песня, обр. В.Каратыгина «Весна»

6. А.Лядов, сл. народные «Зайчик»

7. В. Герчик, сл. А. Александровой «У волка день рожденья»

8. В.Калиников, слова народные «Тень – тень», «Киска»

9. М.Ипполитов-Иванов, слова народные «Коза и детки»

10. С. Соснин, ст. П. Синявский «Перепляс»

11. Г. Струве, ст. В. Семернина «Маленькая мама

12. Г. Эрнесакс, ст. Т. Волгина «Паровоз»

13. Ж. Металлиди, ст. И. Токмаковой «Колыбельная пчелы»

14. Ж. Металлиди, ст. Л. Токташевой «Хорошо поет петух»

15. Ж. Металлиди «Прилетели грачи»,

16. Ж. Металлиди «Новообучающийсяняяя песенка»,

17. Ж. Металлиди «Думала акула»,

18. Ж. Металлиди Людоед»,

19. Ж. Металлиди Весна пришла»

20. С. Смирнов «Удивительный слон»

21. М. Зарицкая, ст. М. Колесника «Папина колыбельная»

Средний хор, 1-е полугодие

На этом этапе происходит увеличение диапазона, хор уже может делится на две хоровые партии.

Основные задачи:

- Фиксирование внимания детей на певческом дыхании

- выработка навыков пения на «опоре2, цепном дыхании;

- выработка навыков пения без сопровождения;

- гибко откликаться на жест дирижера;

-выработка навыков пения по нотам.

В репертуар младшего хора вводятся более сложные произведения по музыкальному языку, штрихам, с музыкальным сопровождением, имеющим самостоятельное развитие, произведения a capella. Большое значение на этом этапе приобретает распевание. Вокальные распевки занимают значительное по важности, но небольшое по времени, место на занятиях по хоровому пению.

Выравнивание регистров, расширение диапазона, выявление тембров, укрепление дыхательной мускулатуры – лишь часть вокально- хорового «арсенала», который отрабатывается на распеваниях. Вокальные упражнения в младшем хоре строятся на материале гамм 2 –х голосных канонов.

Вокально - хоровые навыки. Певческая установка и дыхание.

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Звуковедение и дикция.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Ансамбль и строй.

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Работа над формированием исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Примерные вокальные упражнения

1. Речевые скороговорки, интонируемые на одном звуке;

2.Имитационные упражнения («крик» чаек, «страшная сказка», «скрип» и т.д.).

3. Дикционные упражнения

4. упражнение на плавное соединение звуков. Все упражнения на занятиях в подготовительном классе должны выполняться в игровой, свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.


Средний хор, 2-е полугодие

В среднем хоре работа нацелена на закрепление навыков, полученных в среднем хоре.

Вокально - хоровые навыки

Певческая установка и дыхание.

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Звуковедение и дикция.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Ансамбль и строй.

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Работа над формированием исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Примерные вокальные упражнения

1. Речевые скороговорки, интонируемые на одном звуке;

2.Имитационные упражнения («крик» чаек, «страшная сказка», «скрип» и т.д.).

3. Дикционные упражнения

4. упражнение на плавное соединение звуков. Все упражнения на занятиях в подготовительном классе должны выполняться в игровой, свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.

Средний хор

2-й, 3-й, 4-й классы

Промежуточная аттестация:

1 полугодие - контрольный урок. Сдача партий по голосам.

2 полугодие - 2-й,3-й классы - зачёт. Сдача партий по голосам.

- 4-й класс – переход в старший хор, зачёт в виде «мини – концерта».

Примерный репертуарный список

1. Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Ходила младешенька»

2. Рус. нар. песня, обр. В.Кикты «В темном лесе»

3. Рус. нар. песня, обр. П.Чайковского «Речка»

4. Рус. нар. песня, обр. А.Луканина «Как у наших у ворот»

5. Рус. нар. песня, обр. Л.Абелян «На зелёном лугу»

6. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Со вьюном я хожу»

7. Рус. нар. песня, обр. С.Прокофьева «На горе-то калина»

8. Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Я на камушке сижу».

9. Швед. нар. песня, обр. Г.Хэгга «Речной царь»

10. Швейц. нар. песня, обр. Р.Гунд «Кукушка»

11. Словац. нар. песня, обр. И.Ильина «Учёная коза»

12. Словен. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Вечерняя песня»

13. Индонез. нар. песня, обр. Е.Верника «Прогулка с отцом»

14. Англ. нар. песня, обр. Г.Саймона «Lovesomebody»

15. Спиричуэл, обр. Г.Саймона «Колыбельная песня»

16. Англ. нар. песня, обр. А.Моффита «Про котят»

17. Нем. нар. песня, обр. В.Каратыгина «Весна»

18. А.Лядов, сл. народные «Зайчик»

19. А.Аренский, сл. А.Майкова «Расскажи, мотылек»

20. М.Ипполитов-Иванов «Коза и детки»

21. В.Калинников «Киска»

22. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»

23. Э.Григ «Детская песенка»

24. Б.Барток «Лиса»

25. П.Хиндемит Детская опера - игра «Мы строим город»: №1

26. З.Компанеец, сл. В.Семернина «Первые ноты»

27. В.Семенов, сл. Л.Дымовой «Если снег идет»

28. М.Сорокин, сл. Г.Граубина «Прибаутки»

29. Г.Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»

30. Е.Подгайц «Goodnight»

31. Ю.Тугаринов, сл. П.Синявского «Если б не было хвостов»

32. В.Семёнов «Звездная река»

33. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»

34. Е.Адлер, сл. М.Карема «На мельнице жил кот»

35. Е.Подгайц, сл. Вл. Степанова «Происшествие»

36. Г.Пёрселл «Strike the viol»

37. Й.Гайдн, рус. текст Я.Серпина «Пастух»

38. Дж.Гершвин, сл. А.Гершвина «Clap your hands»

39. Э.Григ, сл. А.Мунка «Заход солнца»

40. С.Соснин, сл. В.Степанова «Лунный зайчик»

41. Г.Струве, сл. Н.Соколова «Лягушка-попрыгушка»

42. Я.Дубравина, сл. Е.Руженцева «Родная земля»

43. М.Славкин, сл. В.Орлова «Почему сороконожки опоздали на урок»

44. М.Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского «Лягушонок»

45. Ф.Шуберт, обр. Д.Мура «Sanctus»

46. Д.Тухманов, сл. Ю.Энтина «Зачем мальчишкам карманы»

47. М.Славкин, сл. Е.Коргановой «Баба-Яга»

48. Е.Зарицкая, сл. Н.Шумилина «Под Новый обучающийся»

49. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»

Старший хор, 1-е полугодие

В старшем хоре работа нацелена на закрепление навыков, полученных в среднем хоре.

1. Певческая установка. Закрепление навыков, полученных в среднем хоре. Дыхательные упражнения. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания. Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Пение на опоре. Совершенствование навыков «цепного дыхания» на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведения целиком на «цепном дыхании».

2. Закрепление навыков звуковедения. Контроль и освобождение певческого аппарата. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. Высокая вокальная позиция. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Совершенствование навыка пения а сарреl1а. Умение слышать сочетание интервалов в исполнении произведения на два-три голоса.

3. Совершенствование ансамбля и строя. Закрепление навыков, полученных в среднем хоре. Достижение чистоты строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка.

4. Многоголосие. Развитие навыка интервального, аккордового мышления. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении.

5. Продолжение работы над освоением музыкальной формы. Знакомство с произведениями крупной формы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и др.).

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Достижение в каждом куплете новых оттенков общего смыслового и эмоционального содержания произведения. Разучивание по разделам. Знакомство с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие беседы-ознакомления обучающихся со стилем отдельных композиторов разных эпох.

Старший хор, 2-е полуобучающийсяие

Вокально - хоровые навыки. Певческая установка и дыхание

Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.

Звуковедение и дикция.

Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.

Ансамбль и строй

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Умение слышать сочетание интервалов в исполнении произведения на два-три голоса. Владение навыками пения без сопровождения. Высокая вокальная позиция. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций.

Формирование исполнительских навыков.

Продолжение работы над освоением музыкальной формы.

Знакомство с произведениями крупной формы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и др.). Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных на принципе - развитие поэтического содержания. Достижение в каждом куплете новых оттенков общего смыслового и эмоционального содержания произведения. Разучивание по разделам. Знакомство с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие беседы-ознакомления обучающихся со стилем отдельных композиторов разных эпох.

1. Развитие исполнительских навыков. Свободное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Работа над фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Работа над словом, музыкальной и поэтической фразой. Динамика и агогика, взаимопроникновение двух элементов при исполнении произведений. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; различные виды фермат.

2. Анализ интонационных трудностей произведения. Вычленение и проработка трудных интонационных моментов.

3. Ритмические трудности. Проработка сложных ритмических рисунков с тактированием. Пение одного предложения с выразительным тактированием. Пение с дроблением более мелкими длительностями. Особое внимание следует уделять «звучащим» паузам.

4. Навыки работы над произведением в целом. Пение а сарре11а. Грамотное чтение партитур с тактированием, пульсацией. Сольфеджирование музыкального текста, далее - с произнесением слов. Вычленение кульминационных разделов.

5. Работа над художественным образом. Использование дополнительных средств в исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности концерта-действа всячески способствует использование элементов театрализации. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, не превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки.

Старший хор

5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й классы

Промежуточная аттестация:

1-е полугодие - контрольный урок. Сдача партий по голосам.

2-е полугодие - 5 -й, 6- й классы –зачёт в виде «мини – концерта».

7 -й класс - экзамен. Сдача партий в квартетах.


Примерные репертуарные списки

1. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Уж вы, мои ветры»

2. Рус. нар. песня, обр. А.Новикова «Ой, да ты, калинушка»

3. Рус. нар. песня, обр. М.Анцева «Ленок»

4. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Ай, на горе дуб, дуб»

5. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Мои ветры»

6. Фин. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Лебеди»

7. Укр. нар. песня, обр. Р.Скалецкого «Журавель»

8. Итал. нар. песня, обр. А.Свешникова, рус. текст А.Машистова «В путь»

9. Фин. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Лебеди»

10. П.Чайковский, сл. А.Плещеева «Весна»

11. Ц.Кюи, сл. Ф.Тютчева «Весна»

12. А.Гречанинов, сл. И.Крылова «Музыканты»

13. Г.Пёрселл «Sing, sing ye Muses»

14. Г.Ф.Гендель, рус. текст Н.Авериной «Звуки ангелов»

15. Й.Брамс, рус. текст Н.Авериной «Как нежно льются звуки»

16. Ф.Мендельсон, рус. текст Н.Авериной «Осенняя песня»

17. А.Рубинштейн, сл. А.Пушкина «Туча»

18. С.Танеев, сл. М.Лермонтова «Сосна»

19. С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой «Сирень», «Весенние воды»

20. Р.Глиэр, сл. Ф.Тютчева «Сияет солнце», «Вечер»

21. А.Гречанинов, сл. И.Белоусова «Пришла весна»

22. Р.Бойко, сл. С.Есенина «Утро»

23.В.А.Моцарт «Аvе verum corpus»

24. Ф.Шуберт, рус. текст Г.Шохмана «Альпийский охотник»

25. К.Сен-Санс «Аvе Маriа»

26. Г. Форе «Agnus Dei»

27. Б.Бриттен, рус. текст Н.Авериной «Кукушка»

28. М.Мусоргский, сл. А.Пушкина «Стрекотунья-белобока»

29. В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама»

30. А.Гурилев, сл. Н.Огарёва, перелож. Г. Кондрашева «Внутренняя музыка»


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИЙСЯ


Результатом освоения программы учебного предмета «Хор», являются следующие знания, умения, навыки:

• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

• знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

• знание профессиональной терминологии;

• умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

• навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

• сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

• наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;

• знание устройства и принципов работы голосового аппарата;

• обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

• владение всеми видами вокально-хорового дыхания;

• умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

• умение слышать свой голос в хоровой вертикали и понимать его функциональное значения;

• знание метроритмических особенностей в произведениях различных музыкальных жанров

• навыки чтения с листа.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

• высокий уровень мотивации обучающихся к вокально-хоровому исполнительству;

• профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

• творческая самореализация обучающихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации предмета «Хор» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; качество выполнения предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы; темпы продвижения.

В программе обучения младшего, среднего и старшего хоров используются   следующие методы текущей аттестации: - оценка за работу в классе; - текущая сдача партий.

Текущий контроль успеваемости обучающегося проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий, участия в хоровом самоуправлении.

Промежуточный аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

Контрольные уроки и зачеты проводятся в счет аудиторного времени на завершающих полугодие учебных занятия. Экзамены проводится за пределами аудиторных учебных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной аттестации).

Цель контрольных уроков, зачётов, экзаменов заключается в проверке программного материала. Промежуточная аттестация по учебному предмету «Хор» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- степени подготовки хорового коллектива;

- формирование у обучающегося умений и навыков на определённом этапе обучения.

Промежуточная аттестация может проводится в виде:

- мини-концертов (классных),

- участие в конкурсах,

- участие в фестивалях.

Переводной экзамен проводится в конце 7-го класса и определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами программы этого года.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена), может быть, как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива.

В рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Хоровое пение» предусмотрена итоговая аттестация, которая предполагает экзамен по предмету «Хор».

Данный экзамен может проводиться в форме отчётного концерта.

Выпускники должны продемонстрировать навыки коллективного хорового исполнительского творчества, исполнение авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки.

По завершении изучения учебного предмета «Хор» по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Выпускной экзамен проводится по окончании 8-го класса при 8-летнем сроке обучения или по окончании 9-го класса, при 9-летнем сроке обучения.

Учащиеся, планирующие дополнительное обучение в 9 классе, во втором полугодии, сдают экзамен в рамках промежуточной аттестации

Критерии оценок


Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

В «ДМШ им. Р.М. Глиэра» установлена следующая система оценок:

- в рамках текущей и промежуточной аттестации – пятибалльная система с использованием коэффициентов «+» или «-»: «5+», «5», «5-», «4+», «4», «4-», «3+», «3», «3-», «2», а также зачётная

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 +

1.Яркое, уверенное исполнение своей партии в мелодической и гармонической вертикали;

2.Безупречная артикуляция, дикция. 3.Выразительно-эмоциональное исполнение произведения,

4.Соблюдение стилевых особенностей,

5. Проявление творческой индивидуальности и артистизма.

6.Выступление во всех концертах, конкурсах и фестивалях.

5

1. Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы.

2. Высокий технический уровень владения вокально-хоровыми навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов.

3. Внимательность и чуткость к дирижерскому жесту.

При проведении итоговой аттестации по хоровому пению также необходимо учитывать:

- отличное знание выпускника текущего материала, - активное участие в концертах,

- посещение репетиционных занятий и концертных выступлений.

- отсутствие пропусков без уважительных причин, - - знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе,

- активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

5-

1.Точное интонирование мелодической линии своей партии; пение на «опертом»

звуке, на хорошем дыхании, с четкой дикцией и хорошей работой артикуляционного аппарата;

2.Осознание своего голоса в хоровой вертикали.

3. Передача музыкального образа произведения.

4. Выступление во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

4+

1.Осмысленное и воодушевленное исполнение, 2. Уверенное применение вокально-хоровых навыков (дыхание, артикуляция, дикция), но допущена незначительная неточность в исполнении мелодической линии и гармонической вертикали.

3.Выступление во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

4

1.Убедительное использование вокально-хоровых навыков при достаточно уверенном исполнении, но допущена 1 ошибка в мелодике, ритме, словесном тексте.

2.Недостачно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения исполняются невыразительно.

3.Обязательное участие в концертных выступлениях.

4-

1.Недостачно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения исполняются невыразительно.

2.Владение основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех партитурах технически ровное звучание.

3.Сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), - участие в концертах хора

4. Прочное знание и понимание нотного и словесного текста, выполнение вокально-хоровых навыков, допущены 1-2 ошибки в интонировании мелодической линии своей партии.

5.Участие в концертных выступлениях.

3+

1.Неуверенное исполнение мелодической линии своей партии с допущением 2-3 ошибок.

2. Безразличное пение концертной программы.

3. Невнимательное отношение к дирижерскому показу.

4. Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками.

5.Участие в концертных выступлениях.

3

1. Безразличное пение концертной программы.

2. Невнимательное отношение к дирижерскому показу.

3. Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками.

- нерегулярное посещение хора,

- пропуски без уважительных причин,

- пассивная работа в классе,

- незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий,

- участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий;

3-

1. Безразличное пение концертной программы.

2. Невнимательное отношение к дирижерскому показу.

3.Недостаточно свободное владение вокально-хоровыми навыками,

4.Не точное знание музыкального материала, допущение 3-4 неточностей или ошибок.

5. Допускается использование оценки «3 –» при слабых музыкальных данных учащегося.

6.Нерегулярное участие в концертных выступлениях.

2

1. Значительные ошибки в интонировании мелодической линии, слабое знание словесного текста, вялость артикуляционного аппарата, отсутствие выразительности исполнения.

2.Полное незнание вокальной партии и словесного текста.

3.Неоднократное нарушение норм поведения, принятых в школе, регулярное непосещение хоровых занятий.

4.Неявка на экзамен по неуважительной причине, пропуски хоровых занятий без уважительных причин,

5.Недопуск к выступлению на отчётный концерт

в рамках итоговой аттестации - пятибалльная шкала в абсолютном значении: «5» («Отлично»), «4» («Хорошо»), «3» («Удовлетворительно»), «2» («Неудовлетворительно»).

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам.

Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков, обучающихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания обучающихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора обучающихся, помогают формировать их художественную культуру.

Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания.

Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

Программа учебного предмета «Хор» основана на следующих педагогических принципах:

- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития обучающихся;

- комплексность решения задач обучения и воспитания;

- постоянство требований и систематическое повторение действий;

- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;

- единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

- художественная ценность исполняемых произведений;

- создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла.

Доступность используемого музыкального материала:

а) по содержанию,

б) по голосовым возможностям,

в) по техническим навыкам;

разнообразие:

а) по стилю,

б) по содержанию,

в) темпу, нюансировке,

г) по сложности.

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 9 году у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно - двухголосные произведения.

У обучающихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.

11-12 лет – предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат.

Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остаётся детским.

Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача - фониатора.

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор обучающихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.

Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в мастер-классах.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Обучающийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. Важно, чтобы ученик мог свободно интонировать, одновременно исполняя на фортепиано другие хоровые партии. Такой способ формирует навыки пения в ансамбле. В результате домашней подготовки обучающийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список рекомендуемых нотных сборников

1. Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга: Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011

2. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979

3. Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007

4. Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001

5. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997

6. Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998

8. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963

9. Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М. «Владос», 2001

10. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009

11.Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998

12.Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983

12. Композиторы-классики для детского хора. М. Ипполитов-Иванов. Выпуск 6 / Сост. Бекетова В. М.: Музыка, 2014

13. Композиторы-классики для детского хора. А. Гречанинов. Выпуск 5 / Сост. Бекетова В. М.: Музыка, 2013

14. Попов В. С, Переложение для детского хора / Сост. А. Кисляков. М.: Музыка, 2013

15. Джаз в детском хоре вып.1. Как тут усидеть?! Для младшего хора / Сост. Славкин. М., 2013

16. Музыка в школе. Вып.2. Песни и хоры для обучающихся начальной школ/ Сост. Г. П. Сергеева. М.: Музыка, 2013

17. Музыка в школе. Вып.1. Песни и хоры для обучающихся начальной школы / Сост. Г. П. Сергеева. М.: Музыка, 2012

18. Музыка в школе. Вып.3. Песни и хоры для обучающихся начальной школы / Сост. Г. П. Сергеева. М.: Музыка, 2012

19. Музыка в школе. Вып.4. Песни и хоры для обучающихся начальной школы / Сост. Г. П. Сергеева. М.: Музыка, 2012

20. Любимые песни для малышей для голоса (хора) в сопровождении фортепиано / Сост. Н. Кокина. М.: Музыка, 2011

21. Металлиди Ж. Петь по-всякому могу. Песни для детей С-Пб.: Композитор, 2004

  1. Список рекомендуемой методической литературы

1.Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

2.Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.

3.Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997

4.Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999

5.Струве Г. Школьный хор. М.,1981

6.Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

7.Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000

8.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990

9.Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983

10.Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

11.Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988

Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

12.Прянишников И. П. Советы обучающийся пению. Учебное пособие, 6-е издание. СПб.: Композитор, 2013

13. Плужников К. И. Вокальное искусство. Учебное пособие, 1-е издание. СПб.: Композитор, 2013

14. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано. СПб.: Планета музыки, 2012

15. Середа В. П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. М: Классика-XXI, 2010

16. Франческо Ламперти. Искусство пения по классическим приданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. СПБ.: Планета музыки, 2009

17. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века. СПб.: Композитор, 2003

18. Тевлина В. К. Вокально – хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. - М.: Музыка, 1982

19. Тевлина В. К. Методика над пением (начальные классы) // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. - М.: Музыка, 1986

20. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сост. Г. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1988

21. Овчинникова Т. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. Вып.10. - М.: Музыка, 1975

22. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ДПОП "Хоровое пение" Рабочая программа учебного предмета ПО.01.УП.01 ХОР

Автор: Суслова Ирина Васильевна

Дата: 13.09.2023

Номер свидетельства: 636531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства