"Дирижерский жест. Вокально-интонационные навыки. Дыхание-его значение в хоровом пении."
"Дирижерский жест. Вокально-интонационные навыки. Дыхание-его значение в хоровом пении."
"Дирижерский жест. Вокально-интонационные навыки. Дыхание-его значение в хоровом пении."
Цель и задачи занятия: Создать оптимальный климат взаимоотношений между детьми и педагогом, учить детей быстро включаться в познавательный процесс. Воспитывать навык красивого, грамотного пения гласных, учить правильно произносить согласные звуки, воспитывать навык правильного певческого дыхания, познакомить детей с 4 моментами пения. Учить правильно брать дыхание, воспитывать атмосферу увлеченности и заинтересованности.
Оборудование, технические средства обучения:
Музыкальный центр,ноутбук, диск "Музыка для слушания в школе", портрет В.А.Моцарта, 40 симфония В.А.Моцарта, музыкальные сборники песен, Музыкальный инструмент (аккордеон).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Дирижерский жест. Вокально-интонационные навыки. Дыхание-его значение в хоровом пении." »
Открытое занятие хорового кружка.
Тема: « Дирижерский жест. Вокально-интонационные навыки. Дыхание - его значение в хоровом пении»
Цель и задачи занятия:
Создать оптимальный климат взаимоотношений между детьми и педагогом, учить детей быстро включаться в познавательный процесс.
Воспитывать навык красивого, грамотного пения гласных и согласных, учить правильно произносить согласные звуки, воспитывать навык правильного певческого дыхания, познакомить детей с 4 моментами пения. Учить правильно, брать дыхание, воспитывать атмосферу увлеченности и заинтересованности.
Оборудование, технические средства обучения:
музыкальный центр, диск «Музыка для слушания в школе»,« 40 симфония» Моцарта, музыкальные сборники песен.
На доске схема фонопедических упражнений; игра « Музыкальные кроссворды», портрет В.А.Моцарта.
Организация занятия, подготовка детей к работе: проверка наличия присутствующих на хоре, тетради нотные, карандаши, наличие хоровых партий, начало занятия в точно отведенное время.
Сообщение темы занятия; запись в тетрадях.
План занятия:
1 Сообщение темы занятия, проверка готовности уч-ся к занятию. 5мин
2 Обьяснение плана занятия, по которому кружковцы будут работать .3мин
3 Обьяснение новой темы. 12мин
4 Артикуляционная гимнастика 4мин
5 Дыхательная гимнастика. 4мин
6 Упражнения из фонопедического метода развития певческого голоса.4мин
7 Обучение правильному произношению согласных. 4мин
8 Упражнение « от шепота до крика». 4мин
9 Распевание. 7мин
Итого: 45мин
ПЕРЕМЕНА
10 Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота. 7мин
11 Работа с хором над песенным репертуаром. 20мин
12 Занятие с движением (повтор старого материала) 10мин
13 Работа над расширением кругозора. 5мин
14 Подведение итогов занятия. 2мин
15 Домашнее задание. 1мин
16 Анализ занятия.
Ход занятия:
Занятие начинается с исполнения песни: П. Дубравина « Добрый день».
У: Какое чувство возникло у вас при исполнении песни?
Д: Радости, доброты
.У: Конечно. Когда человек вас приветствует словами « доброе утро, добрый день; здравствуйте».
Он желает вам здоровья, счастья, добра, удачи.
У: « Добрый день. Начинаем наше занятие. Я очень рада, что мы встретились. Все на своих местах, приступим к занятию».
У: Сегодня у нас тема , а она записана на доске, запишите ее в свои тетради.
У: Послушайте песню: « Полечка про Олечку» муз. Д. Кабалевского
Давайте попытаемся разделить на части это произведение .
Дирижер сделал бы это вот так:
По руке дирижера дыхание (без дыхания спеть невозможно).
Начало пения (начало должно звучать активно , интересно).
Конец пения и самое главное то, что вы не должны напомнить
Д: ВНИМАНИЕ!
У: Давайте все повторим, я буду показывать жесты дирижерские, а вы их названия.
Д: Внимание! Перед началом пения – дыхание! Конец пения. Четкое окончание ( как один ) по руке дирижера.
У: А сейчас приступаем к артикуляционной гимнастике:
Высовывая язык, до отказа слегка прикусывая последовательно кончик языка и все. Более далеко отстоящие поверхности.
Покусывая язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
Сделайте языком круговое движение перед зубами то вправо, то влево.
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка (4раза).
У: Сейчас мы занимались артикуляционной гимнастикой по фонопедическом
методу развития голоса. Его автор Емельянов Виктор Владимирович – актер и вокалист. Этот метод он предлагает всем, кто захочет закрепить и развить свой голосовой аппарат для пения.
У: Существует еще дыхательная гимнастика. Ребята мы используем дыхательную гимнастику, которую изобрела и придумала Стрельникова Александра Николаевна.
Рассказ педагога: (сообщение)
Александра Николаевна Стрельникова сама была когда-то актрисой и пела. Потом сорвала голос и лечила ее мать, педагог по постановке голоса. Александра Николаевна систематизировала эти упражнения и появилась дыхательная гимнастика.
1 «Насос»
У: Ребята, чем больше похоже на накачивание шин, тем лучше. Нужно научиться думать только о вдохе (вдох должен быть активным и коротким).(4 раза)
2 «Повороты»
У: Поворачивается голова влево, вправо. Каждый поворот вдох носом, короткий как укол, шумный на всю комнату.
3 «Обними плечи»
У: Правильно бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая левую подмышку. Постарайтесь выполнить эти упражнения в темпе прогулочных шагов.
У: Вернемся к фонопедическому методу развитию голоса Емельянова. Я уверена, что вы привыкните к этим словосочетаниям. Не волнуйтесь у вас должно все получиться.
(На доске запись: правильное формирование согласных улучшают дикцию).
У: Ребята, сейчас будем произносить согласные звуки Ш,С,Ф,К,П,Б,Д,Г,В,З,Ж.
У: Обратите внимание на рот мой и свой, он должен иметь форму прямоугольника, должна быть видна десна , при этом углы рта (губная комиссура) не должна напрягаться.
Особенности произношения:
П и Б-(вытянуты в трубочку губы произносятся влажными частями губ)
К и Г-(челюстью не двигать, произносить за счет движения языка без закрывания рта).
Т и Д-(прикусывать при произношении кончик языка).
В, З и Ж-(обратить внимание на прекращение звука выдохом не должно происходить дополнительного озвучивания).
Ставят рот в известное исходное положение , делают короткий бесшумный вдох и кричат 3 раза а! А! А! (через паузы и вдохи).
У: Молодцы, вижу, это упражнение вам очень понравилось, наверное. Потому, что мы увлеклись необычным и испытали чувство радости от смены впечатлений.
У: А сейчас посмотрите-ка ,что я вам покажу! (показываю упражнение «Волна с криком чайки».
Ххх-штробас (п)-порог регистровый.
( схема упражнения записана на доске )
у-а(А)а(А)А! ххха хххА хххА
Дети: Мы с удовольствием выполняем эти задания, они нам очень нравятся, в этих упражнениях нужно применять усилия, волю.
У: Молодцы, хорошо преодолеваете трудности .Упражнения эти волевого характера. Нужна тренировка и поэтому эту схему занесите в свою тетрадь, а дома хорошо обдумайте те ощущения, которые у вас возникают по ходу выполнения этого упражнения.
РАСПЕВАНИЕ. ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО.
Поем на слог «а» (рот не закрывается) верхние ноты на дыхании на хорошей опоре.
№4. ВОКАЛИЗ.
(Исполнение)
У: Ребята, обратите внимание, что в этом упражнении слоги разделены иначе, чтобы яснее вы могли представить себе, как произносить слова при пении. Нужно выдерживать голосом полную длительность одной или нескольких нот, нужно научиться соединять гласный звук с последующим словом.
РАБОТА С ХОРОМ НАД ПЕСЕННЫМ РЕПЕРТУАРОМ.
У: А с музыкой Моцарта приходилось вам встречаться?
Д: Да!
У: На прошлых занятиях мы фрагментами слушали 40 симфонию Моцарта (ставлю грамм. запись).
Д: Свет! Радость! Воздушность!
У: Это действительно музыка Моцарта. Теперь, вспомнив музыку, найдите наиболее точное определение стиля композитора, особенности его творчества.
Д: Его музыка нежная. Хрупкая, праздничная. Я не согласна, что веселая- она радостная.
У: Конечно, всю жизнь веселым прожить нельзя, а с чувством радости человек может жить всегда. Русский композитор Рубинштейн говорил: « Вечный солнечный свет в музыке имя тебе, Моцарт!».
Предлагаю исполнить « Весеннюю песню» Моцарта.
У: Как вы оцениваете свое выступление?
Д: Мы очень старались. Музыка Моцарта радостная, счастливая. А человек всегда мечтает о радости, счастье.
У: Предлагаю. Поработать над этим произведением! Нужно повторить второй голос (грудной регистр). Обратите внимание на руку дирижера. Работаем над дикцией в местах: (Ах, лишь бы..); ( Ах, май..) ( Зо-вем тебя).
Обратите внимание на 1 голос. Он прозрачный, воздушный, светлый.
ПЕРЕМЕНА.
Работа с хором.
Песня : « Взрослые, гляньте!..» ( из пионерской кантаты « Всем, всем добрый день») муз.Ев.Крылатова сл. Ю. Энтина
У: Работаем над дикцией. Обратить внимание на темп, следить за дыханием.
Вспомним песню: « Мир» (песня из спектакля « Земля детей» муз.С.Баневича)
Работа над песней: обратить внимание на 1 и 2 голос, четко следите за моей рукой, в нужных местах брать дыхание по руке, дыхание активное ,перед пением дыхание придержать.
Повторение ранее выученных песен.
1 «Дом под крышей голубой» муз.Г.Струве
2 «Родная песенка» муз.Ю.Чичкова
У: Вспомните, когда у вас было или есть хорошее настроение? Эти песни исполняются с хорошим настроением, на дыхании.
У: Еще раз вспомните о моментах в пении: внимание дыхание, начало пения, конец пения. Давайте эти моменты будем применять на деле, исполняем «Родную песенку».
У: Как вы сами оценили бы ваше выступление?
У: Хорошо, что вы самостоятельно можете оценивать свое выступление. Молодцы! Я вас уважаю за ваше стремление хорошо работать, за ваше трудолюбие и любовь к музыке.
РАБОТА НАД РАСШИРЕНИЕМ КРУГОЗОРА.
У: На доске 2 ребуса.
Задание 1. Соедините цифры и вы получите портрет путешественника.
Задание 2. Набери номера 249-310-76 и добавочный 8-51,и ты узнаешь, как называется место встречи нот!
Д: / ответы детей/
У: Молодцы, ребята, вы здесь лучше меня разобрались в заданиях.
( провести анализ исполнения песен)
У: Благодарю вас за активность, за ваше трудолюбие и терпение за вдумчивость. Особенно хочется отметить (перечислить детей) им было очень трудно справиться с заданиями по фонопедическому методу развития голоса, но они очень старались.