kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок о четкой дикции. Дикция это четкое разборчивое произношение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"»










Конспект открытого урока


по теме: « Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях»










Автор – составитель

Ахметзянова Муршида Мирзахановна

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории













Направленность Художественно-эстетическая_________________________________


Уровень освоения Углублённый______________________________________________


Срок реализации ______________5 лет________________________________________


Предназначена для детей ____________от 7 до 18 лет_____________________________


Форма Комплексная_____________________________________________________


Дисциплина Вокал_____________________________________________________


Год обучения_____________2_______________


Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная__________


Тема занятия: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению скороговорок.

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Развивающие:

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Воспитания уважения и любви к истокам татарской культуры.


Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- фортепиано;

- магнитофон

- СД диски


Методическое обеспечение занятия:

- плакаты по теме «Дикция и артикуляция».

Во время проведения занятия использован авторский литературный (скороговорки) материал педагога Ахметзянова М.З.





Организационный момент.

Педагог: Здравствуй, Ильвина!

Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.


II. Введение в тему.

Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как «дикция» и «артикуляция».

Итак, дикция – это……………………………………………………………………………….

Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.


Педагог: Артикуляция – это…………………………………………………………………….

Предполагаемый ответ учащегося Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.


Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?


Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.


  1. Объяснение темы.


Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».


Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Ильвина, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?


Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.


Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

Ильвина, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?


Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.


Педагог: Молодец, Ильвина!

Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?


Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.


Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.


IV. Практическая часть.


Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.


Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две скороговорки на согласную букву «Р», которые мы разучили на предыдущих занятиях.

Первая скороговорка называется «Ярило». Интересно, что обозначает слово «Ярило».


Предполагаемый ответ учащегося: Ярило – это бог солнца у древних славян.

Скороговорка «Ярило»


Ярило, Ярило

По небу катило,

А туча нашла

И Ярило закрыло.

Рекомендации:

В скороговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.


Педагог: Спасибо, Ильвина. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку тоже на согласную букву «Р».


Предполагаемый ответ учащегося: Скороговорка «Эннэгидер»

Скороговорка «Эннэгидер»

Эннэгидер геннэгидер геннэем лэ

Эннэгидер геннэгидер геннэем.

Рекомендации:

В скороговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.


Педагог: Молодец, Ильвина!

Сейчас ты услышишь новую скороговорку о боге любви «Леле» на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.

Скороговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением

На дворе звенит капель,

У реки сидит бог Лель

И игрою на свирели

Ворожит птиц, чтоб летели.

Рекомендации:

В скороговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.


Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.


Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется «Лэлэ белэн Энисэ» и настроимся пропеть его.

Упражнение «Лэлэ белэн Энисэ» - исполнение упражнения

Лэлэ белэн Энисэ

Курчакка кулмэк кисэ

.

Педагог: Хорошо, Ильвина. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется «Баскычтан менэм баскычтан тошэм». Сначала слушаем, а потом поём.

Баскычтан менэм баскычтан тошэм»



Педагог: Молодец, Ильвина, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем, потом поём.

Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» - исполнение упражнения.

СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –

Буквы рядом звучат гордо.

Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ –

Буквы лучшие на свете.

Рекомендации:

Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.


Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» - исполнение упражнения.

ГЛА-ГЛА-ГЛА-ГЛАГОЛЬ

Познакомиться изволь.

Укрепляет голос Наш

Ты возьми на карандаш.


Рекомендации:

Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.


Упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» - исполнение упражнения.

ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!

Так буквы желают всем нам,

Чтоб жить увлечённо и бодро

Ты азбуку выучи сам.

Рекомендации:

В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения в «октаву». Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.


Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.


.




Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения


Педагог: Давай вспомним песню« Кайтам инде», которую мы разучили на предыдущих занятиях.

Исполнение песни «Кайтам инде» сл. И.Юзеева муз. С.Садыйковой


Рекомендации:

При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.


Педагог: Хорошо, Ильвина. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.

Сегодня мы начнём разучивать новую песню «Кубэлэгем».

Разучивание и исполнение 1 куплета и припева.

Рекомендации:

Во время работы над вокальным произведением «Кубэлэгем», необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.


  1. Подведение итогов.


Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю разгадать кроссворд.

Итак, первый вопрос:

  1. Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).

  2. Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).

  3. Составные части речевой полости: (-щёки;

  4. -челюсти;

  5. - язык).

  6. Человек, поющий песни на сцене (певец).

Молодец Ильвина, ты справилась с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из

определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить и текста 2-го куплета новой песни« Кубэлэгем»т.н.п.


  1. Организационный конец.


Спасибо, Ильвина! До свидания. До новой встречи.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Автор: Ахметзянова Муршида Мирзахановна

Дата: 10.01.2020

Номер свидетельства: 535149


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства