Произведения П.И. Чайковского радуют своим красочным разнообразием не только взрослых, но и детей. "Детский альбом" - это сборник произведений, с которым должны познакомиться все дети в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Детский альбом" П.И.Чайковский»
Конспект урока музыки
Конспект урока музыки во 2 классе
2 четверть ( по программе Алев – Науменко)
Учитель музыки Квачёва Ольга Михайловна
Тема четверти: «Музыка, музыка всюду нам слышна»
Тема урока: П.И.Чайковский «Детский альбом»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством русского композитора П.И. Чайковского, и дать представление о целостности восприятия музыкального произведения (в том числе, взаимосвязи изобразительности и выразительности), о связи музыки с повседневной жизнью и внутренним миром человека, через прослушивание произведений из «Детского альбома».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с творчеством П.И.Чайковского на примере пьес из «Детского альбома»;
Закрепить понятия: музыка изображает, музыка выражает, характер музыки
учить использовать цветовую гамму при анализе произведения, и тем самым развивать образность мышления.
Развивающие:
активизировать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и умений;
повышать уровень музыкальной грамотности учащихся;
учить слушать, слышать и понимать изобразительные и выразительные качества музыки, её многогранность;
развивать умение размышлять о музыке;
учиться передавать художественный и музыкальный образ произведения;
формирование и развитие творческих способностей;
расширение ассоциативного поля школьников;
развитие интереса к импровизации;
развивать способность самостоятельно мыслить, действовать, обучаться;
Воспитательные:
формировать музыкальную культуру как часть всей духовной культуры человека;
раскрывать связь музыки с жизнью человека;
воспитывать музыкальный, эстетический вкус;
воспитывать интерес и любовь к музыке;
активизировать чувства сопереживания;
раскрывать внутренний мир детей;
приобщение к золотому фонду классической и современной музыки;
Методы:
словесный (беседа)
наглядный
слуховой
практический
эмоционального воздействия
побуждения к сопереживанию
перспективы и ретроспективы
сопоставления и сравнения
игровой
наблюдения за музыкой
исследования музыкального образа
поисковый
тождества и контраста
проблемно-поисковый
обобщения
Музыкальный материал:
Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга»)
Песни для хорового пения.
Оборудование:
1.Медиа проектор
2.Компьютер
3. Презентация
4. Карточки для выполнения задания
задание№1
на карточках с названием музыкальных произведений изобразить (нарисовать, вклеить) свое представление музыкального образа в пьесах П.И.Чайковского
выразить свой эмоциональный отклик от услышанных музыкальных произведений на уроке (в виде цвета, мимики, слова)
Ход урока:
Слайд 1
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Музыкальной стране и познакомимся с русским композитором П.И.Чайковским.
Чайковский был не только композитором, но и дирижёром, педагогом и музыкальным журналистом.
Слайд 2
Родился П.И.Чайковский в Удмуртии в г.Воткинске.
Старинный дом, поднявшийся над прудом,
Воспоминанья давних лет хранит,
И тополя весенним изумрудом
Бросают тень на волны и гранит.
(Тяптин В., 2001)
Слайд 3
Илья Петрович Чайковский– отец, инженер, директор Камско-Воткинского завода.
Александра Андреевна Чайковская – мама. Хорошо пела и прекрасно играла на фортепиано. Петр очень любил свою маму и скучал, когда ее не было рядом. В доме у Чайковских часто звучала музыка и проводились музыкальные вечера.
Слайд 4
В семье Чайковских было шестеро детей. У него были братья Николай, Ипполит, Анатолий , Модест и младшая сестра Александра. Способности к музыке проявились у Пети рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Но ему долго не разрешали заниматься музыкой, т. к. считали, что он еще мал для серьезных занятий. Но, несмотря на запреты родителей, он тайком по ночам подбегал к роялю и пытался подобрать какие-то мелодии.
Петр много трудился, учился и через время о нем заговорили, как о великом русском композиторе. Его музыка звучит во всех странах мира – красивая, добрая и такая родная .
Слайд 5
П. И. Чайковский был первым русским композитором, который создал для детей альбом фортепианных пьес. Назвал он его «Детский альбом». «Детский альбом» состоит из 24 легких пьесок.
Слайд 6
1. Утренняя молитва. 2. Зимнее утро. 3. Мама. 4. Игра в лошадки. 5. Марш деревянных солдатиков. 6. Болезнь куклы. 7. Похороны куклы. 8. Вальс. 9. Новая кукла. 10. Мазурка. 11. Русская песня. 12. Мужик на гармонике играет. 13. Камаринская. 14. Полька. 15. Итальянская песенка. 16. Старинная французская песенка. 17. Немецкая песенка. 18. Неаполитанская песенка. 19. Нянина сказка. 20. Баба Яга. 21. Сладкая греза. 22. Песня жаворонка. 23. Шарманщик поет. 24. В церкви.
Слайд 7
Музыка из этого альбома разная: и веселая, и грустная, и быстрая и медленная, в нем есть и марш, и песни, и танцы. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями из «Детского альбома».
Слайд 8
Первое произведение называется «Игра в лошадки». Маленькая принцесса отправляется на бал. Игрушечные лошадки словно оживают и несут ее во дворец. Послушайте как музыка может изобразить скачущих лошадок.
Вопрос?
Как вы думаете, смог ли Чайковский изобразить лошадок? Похож ли музыкальны цокот копыт на настоящий?
Слайд 9
Следующее произведение называется «Марш деревянных солдатиков».
Маленькая принцеса вышла из кареты и ее встречают деревянные солдатики, четко марширующие марш.
(Звучит музыка)
Вопрос?
Что делают солдатики? Бегут? Стреляют? Скачут на конях? (нет) А что? А почему вы так решили? Правильно- маршируют. Как композитор это изобразил это в музыке? (чёткость ритма, счёт на 4). Какой характер музыки?(Да, гордость, бодрость)
Мы тоже сейчас с вами сможем промаршировать. Поставьте указательный и средний пальчики обеих рук на стол и промаршируйте пальчиками так же ритмично и бодро как звучит музыка в этой пьесе.
Так что же такое «МАРШ»? (ответы)
Слайд 10
А сейчас мы с вами окажемся в дремучем лесу и встретим Бабу Ягу. Злую коварную старушку, наводящую страх на всех лесных жителей.
(Звучит музыка)
Вопрос?
Какая музыка по характеру?
Смог ли Чайковский изобразить Бабу Ягу?
Какой настроение у вас вызывает Баба Яга?
Слайд 11
А сейчас выполним задание.
Мы прослушали три произведения из «Детского альбома». Возьмите карандаши и раскрасьте картинки так, как вы чувствуете. Подберите те цвета, которые больше подходят героям этих произведений.
Пример карточки (выполненное задание):
Музыкальное произведение
Музыкальный образ
Эмоциональный отклик
«Баба Яга»
(рисунок Яги)
Итак: (решение проблемы поставленной в начале урока. )
В начале урока мы ставили перед собой задачу: может ли музыка рисовать картинки или образы?
Можем ли мы дать ответ на этот вопрос?
Чьи музыкальные образы мы сегодня изучили?
С каким композитором мы познакомились сегодня на уроке?
Кому предназначался «Детский альбом»?
Сколько пьес в этом альбоме?
II ЧАСТЬ УРОКА
Вокально-хоровая работа
Слайд 12
Молодцы. Вы прекрасно справились с уроком. Домашняя работа – раскрасить рисунки до конца.