Д.Б.Кабалевский. Воспитание музыкой (К 110-летию со дня рождения композитора).
Д.Б.Кабалевский. Воспитание музыкой (К 110-летию со дня рождения композитора).
Неоценимый вклад в утверждении необходимости воспитания слушателей среди детской и юношеской аудитории внес Д.Б Кабалевский, ныне незаслуженно забытый, чья активная деятельность – выступления, доклады, книги – подобно колокол, призывала людей к повышению уровня культуры, будила их сознание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Д.Б.Кабалевский. Воспитание музыкой (К 110-летию со дня рождения композитора).»
6
Т.В.Ненашева
Преподаватель МБОУ ДО «ДШИ» п.Камыши Курского района
Д.Б. Кабалевский Воспитание музыкой
К 110 – летию со дня рождения композитора
Из всех искусств музыка сегодня оказывает наибольшее влияние на умы и души людей. Для молодежи она сейчас наиболее популярное и, наиболее известное искусство. Но надо уточнить, о какой музыке идет речь, каков уровень разговора, уровень понимания музыки в молодежной среде. С тем, что музыкальная эстрада, авторская песня, рок-музыка- это лишь часть музыкального искусства, наверное, согласятся все. Границы же у музыкального искусства значительно шире. Это музыка бытовая - песни, танцы, марши, музыка для отдыха, музыка спортивная и трудовая, и концертная (симфонии, увертюры, оратории, кантаты, пьесы для отдельных инструментов, ансамбля, оркестра, голоса и хора), музыка сценическая( опера, оперетта, балет, мюзикл, а также музыка в драматическом театре) и кино- теле – радио музыка.
Музыкальное искусство- это искусство народное, профессиональное и любительское, светское и культовое, современное и искусство ушедших эпох, европейское и искусство других континентов. Наконец, музыка – это творчество композиторов, исполнителей и слушателей в неразрывном единстве. Так о каком же искусстве, в целом, идет речь, когда мы говорим о наибольшем влиянии ее на молодежную аудиторию, ведь сегодняшние увлечения, предпочтения и споры молодежи касаются лишь небольшой части музыкального искусства. Речь идет об односторонности предпочтений, поверхностности знаний и суждений . Нужно ли защищать и отстаивать исключительность рок – музыки, эстрады, авторской песни как истинно современной музыки и противопоставлять ее другим сферам искусства, не зная их подлинных ценностей, как это делает сегодня молодежь.
Ведь не секрет, что широкая масса слушателей в частности учащиеся и студенты, редко ходит сегодня в оперный театр, на симфонический и камерные концерты, редко слушает музыкальные произведения по радио и телевидению, за исключением эстрадных песен и выступлений рок - групп, редко покупает диски с записями произведений величайших композиторов прошлого и современности, редко встречаются с целью слушать такие произведения и обсуждать их, не говоря о музицировании, и уж совсем редко покупает книги о музыкальном искусстве. Дело здесь не в занятности и острой нехватке времени, как это некоторые объясняют. Многие хотели бы слушать серьезную музыку и пробуют, но не понимая ее, оставляют это занятие, так как общеобразовательная школа не готовит нас к слушательской деятельности и потому уровень массовой аудитории отстает от уровня композиторов и музыкантов – исполнителей. «Замерший океан» - так назвал этот разрыв американский композитор и дирижер Л. Берстайн. Неоценимый вклад в утверждении необходимости воспитания слушателей среди детской и юношеской аудитории внес Д.Б Кабалевский, ныне незаслуженно забытый, чья активная деятельность – выступления, доклады, книги – подобно колокол, призывала людей к повышению уровня культуры, будила их сознание.
Сегодня, когда пройден долгий путь, накоплен опыт и созданы условия для воспитания слушателей в разных звеньях системы образования, успешно ведется воспитание слушателей школьного возраста. В вузах, колледжах и школах проводятся лекции по истории музыкального и изобразительного искусства, театра, кино, организуются коллективное посещение концертов классической музыки и художественных выставок, просмотры спектаклей и встречи с мастерами искусств.
Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1986) родился в Петербурге, в семье математика. Родители рано заметили музыкальные способности сына. Но выбор профессии состоялся позже - одно время Дмитрий Кабалевский учился сразу в музыкальном техникуме, студии живописи и в Экономическом институте. Победила музыка.
Темы сочинений композитора – мир, любовь, торжество добра над злом - вечные, волнующие людей темы. Он написал четыре симфонии, два квартета и шесть инструментальных концертов, оперы, кантаты, ораторию реквием. Кабалевский продолжает замечательные традиции Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, своего учителя Мясковского. В его сочинениях проявился редкостный мелодический дар композитора, они классически ясны и строги по форме, покоряют глубиной мысли и чувства, неожиданными контрастами, драматически острыми ритмами, разнообразием оркестровых красок.
Опираясь на мелодии русских народных песен, композитор написал 24 фортепианных прелюдии, хоровой цикл «Народные мстители» (он написан с поэтом Е.Долматовским в 1942г.), «Концерт» для скрипки с оркестром, вариации для фортепиано, музыку к кинофильмам «Щорс», «Петербургская ночь», «Мусоргский», «Вольница», «Хождение по мукам», «Антон Иванович сердится» и т. д.
Детская тема занимает важное место в творчестве Кабалевского. Его фортепианные пьесы играют маленькие музыканты во всех странах мира. Его песни для детей популярны и у нас и за рубежом. Ребята хорошо знают и поют песни Кабалевского на стихи А. Барто «Лешенька», «Вежливый вальс», «Песенка про Петю». Широко известны песни «Наш край» на стихи А. Пришельца, «Школьные годы» на стихи Е. Долматовского и т.д.
По программе, предложенной Кабалевским, преподавали музыку во многих школах Советского Союза.
Имя Кабалевского написано золотыми буквами на мраморной доске Московской консерватории, которую он блестяще закончил в 1929 году.
Дмитрий Борисович Кабалевский владел удивительным даром слова. Огромная культура и энциклопедические знания позволяли ему вдохновенно говорить о музыке и в ее многообразных связях с жизнью, с архитектурой, литературой, живописью. С далекого 1935 года Кабалевский начал выступать перед детьми и молодежью в пионерском лагере «Артек». На протяжении 30-ти лет он вместе с другими деятелями искусств каждое лето организовывал там выставки, фестивали, концерты и, конечно, проводил многочисленные беседы о музыке. Его перу принадлежит около 400 статей и книг о музыке, увлекательные новеллы о современниках- музыкантах, режиссерах, писателях. Но особое внимание композитор уделяет воспитанию «музыкой» подрастающее поколение. В 1968 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов впервые начал свою жизнь цикл симфонических концертов под названием «Музыкальные вечера для юношества», которые транслировались по радио, а позже и по ТВ.
Инициатор и организатор этого события Д. Б. Кабалевский, так определил основную задачу данных вечеров - это не просто знакомить слушателей с исполняемыми произведениями, но и раскрыть перед ними музыку как одно из удивительнейших проявлений человеческого гения, показывать музыку в ее связях с другими искусствами, с историей человеческого общества, раскрывать ее многообразные жизненные связи, словом, говорить о музыке как о большой, важной и ценной части жизни.
Программы этих концертов составлялись без особых затруднений. По правилам того времени все концерты строились по одному типу:
- в первом отделении звучала музыка отечественного или зарубежного классика; - во втором - музыка советского композитора, которая теми или иными чертами была близка прозвучавшему произведению.
По мнению Д. Б.Кабалевского обобщающей идеей этих концертов для ведущего, должна была стать тема- «традиции и новаторство» и ее простая расшифровка: «традиции- это связь с прошлым, новаторство- устремленность в будущее». В свете этой идеи простое сопоставление современной советской музыки с музыкой прошлого показывает многочисленные связи музыки композиторов, живущих и творящих в 20-м веке, с музыкой их великих предшественников. Надо ли говорить, что такая направленность предварительного разговора перед прослушиванием концерта, помогают даже неискушенным слушателям понять и почувствовать не только о чём и как ведется разговор с ними, но, главное, во имя чего он ведется.
Такие беседы, по мнению, композитора, должны эмоционально настраивать слушателя, так же, как мы настраиваем радиоприемник на нужную волну, чтобы как можно яснее, чище, без всяких помех услышать музыку, которую обещает выбранная программа.
На основе опыта и наблюдений Кабалевский приходит к убеждению, что в разговоре о музыке самое важное - это ввести слушателя в ту атмосферу, в которой создавалось произведение, рассказать о тех жизненных обстоятельствах, при которых оно было задумано композитором и рождено. Музыкальное произведение, как все рожденное и живущее имеет своих «родителей» - это композитор и жизнь. Как бы не был талантлив композитор - он не в силах создать яркого, жизнеспособного произведения искусства, если б не был вдохновлен чувствами и мыслями, вызванными в нем реальной жизнью. Понять его жизненный замысел, почему композитор воплотил свое произведение именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму, словом, узнать как, и в какой атмосфере родилось это произведение. Естественно, что слушателям не менее интересно узнать и то, как сложилась жизнь этого произведения, какие события случались в его жизни и как все это отразилось на его дальнейшей судьбе. Кабалевский был уверен, что знание «биографии художественного произведения» и составляет основу художественного образования слушателя.
Отрадно, что после многолетнего перерыва ученики и последователи композитора в Перми 5-6 декабря 2014 г. провели Международную научно-практическую конференцию «Д. Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог», посвятив это событие 110-летию со дня рождения музыканта и общественного деятеля.
В сентябре 2014 года был официально зарегистрирован некоммерческий фонд Д.Б.Кабалевского – он заменил по своим функциям музыкальный центр имени Д.Б.Кабалевского. Официальным печатным органом фонда остаётся журнал « Учитель музыки». А главная задача фонда – это возрождение журнала «Музыка в школе».
Урок музыки в общеобразовательной школе.
В пионерском лагере «Артек» 1937 г.
На Всесоюзном слёте пионеров в Артеке. 1962г.
В пионерском лагере «Орлёнок». 1968г.
Игра в четыре руки.
Урок музыки в 1 классе. 1973 год.
Во время беседы со слушателями курсов учителей в ЦИУУ. 1984г.
Список литературы:
1.Воспитание музыкой – Москва Просвещение 1991 г.
2.Из истории музыкального воспитания. М. Просвещение 1990 г.
3.Д.Б.Кабалевский Как рассказывать детям о музыке. М. ПР. 1989 г.
4.Л. М. Кадцын. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М. «Высшая школа» 1990г.