- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сейчас вы услышали музыку. Знакома она вам? Когда она написана? Кто ее автор? - Молодцы! Очень хорошо, что вам знакомо это произведение и его автор. Как называется этот жанр в музыке? - Песня относится к вокальной или инструментальной музыке? Какие еще жанры вокальной музыки вам известны? - Очень хорошо! Введение в тему - Сегодня на уроке мы будем говорить о новом для вас жанре вокальной музыки. Название этого жанра пришло к нам из литературы. Я сейчас опишу этот жанр, а вы постарайтесь его узнать. Итак: в литературе - это один из стихотворных жанров народного творчества, в котором обязательно должны присутствовать элементы фантастики. в средние века - это песни повествовательного характера, в которых нашли отражения народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, мире духов, мистических образах. Как называется этот жанр? - Совершенно верно! В эпоху романтизма этот жанр получил второе рождение в творчестве немецкого композитора Франца Шуберта, в его знаменитой балладе "Лесной царь". Итак, тема нашего урока........ Работа по теме - Баллада "Лесной царь" написана на стихи Гете. Сейчас вы на экране прочитайте эту балладу в переводе А.Жуков- ского и выполните в тетради следующую работу: выпишите всех действующих лиц баллады - Что у вас получилось? - Правильно! В литературной балладе все так и есть. Мозговой штурм - Сейчас мы послушаем эту балладу в исполнении Ивана Семеновича Козловского, замечательного русского певца, а вы заполните в тетради небольшую таблицу. Вы должны с помощью нашего эмоционального словаря охарактеризовать музыкальную партию всех персонажей баллады. Но сначала послушайте начальный эпизод и скажите, а о каком персонаже этого музыкального произведения мы с вами совсем забыли? - Правильно, молодцы! Музыка аккомпанирующего фортепиано выступает здесь полноправным героем и наравне с вокальной партией несет эмоциональную нагрузку. А теперь слушаем балладу и одновременно работаем в тетради Персонаж баллады | Характер музыки | Рассказчик | | Отец | | Сын | | Лесной царь | | Аккомпанемент | | - Давайте послушаем, что у вас получилось. Что вы можете сказать о музыкальных образах этой баллады? - Можно сказать, что все произведение строится на сопоставлении контрастных музыкальных образов? - А что изображает аккомпанемент? - Молодцы, ребята, вы хорошо поработали! Физкультминутка -А теперь встали и немного подвигаемся. Кто у на сегодня будет "учителем танцев"? Работа по теме - Сейчас мы еще раз послушаем эту балладу, но уже в оригинале на немецком языке и посмотрим мультфильм. Я бы хотела, чтобы вы дополнили свои таблицы новыми определениями. Вокально-хоровая работа Давайте продолжим работу над песней Марины Калиниченко "Поверь в себя" (слова песни проецируются на экран) Вывод Давайте вместе сформулируем определение: что такое музыкальная баллада? - Скажите, музыка связана с текстом поэтического произведения? Рефлексия – Наш урок подходит к концу. Поговорим о том, что мы узнали сегодня. Продолжите фразу: – Я сегодня узнал много нового о …………… - было непросто ……………. - у меня получилось ……….. - мне запомнилось…………… - дома я бы хотел(а)…………. – А сейчас на нашей «эмоциональной радуге» отметьте, пожалуйста, общее настроение урока. – И последнее, что мы должны сделать сегодня – придумать сиквейн. Посмотрим, что же у нас получилось? История Романтическая, интересная Пугает, удивляет, волнует "Лесной царь" - лучшая баллада Шуберта Печаль – Всем спасибо за урок, до свиданья! | Ребята входят в класс под "Форель" Ф.Шуберта Ответы детей. Дети без труда дают правильный ответ (песня) Ответы ребят(романс, опера, кантата) Как правило, ребята называют балладу Ребята называют тему "Баллада Франца Шуберта "Лесной царь" Чтение и работа в тетради - Отец, ребенок, Лесной царь, рассказчик Ожидаемые ответы: музыка сопровождения, аккомпанемент, фортепиано и др. Слушание музыки, работа в тетради Выборочное чтение работ Ожидаемые ответы:все образы разные, контрастные, непохожие и др. Да Стук копыт коня, стук сердца..... Под песню "Привет, ребята! Привет, девчонки!" все исполняют на месте танцевальные движения вместе с "хореографом" Демонстрация мультфильма Бена Зелковича "Лесной царь", работа в тетради Вокально-хоровая работа Ожидаемый ответ: это песня или пьеса романтического характера, в которой рассказывается какая-то история, и где все музыкальные образы контрастны Да, очень тесно связана. Ребята поднимают карточки с выбранным «цветом» урока. Ребята работают в тетради |