Авторская разработка конспекта урока музыки и ритмики на тему "Осень" (для детей со сложной структурой дефекта)
Авторская разработка конспекта урока музыки и ритмики на тему "Осень" (для детей со сложной структурой дефекта)
Урок музыки в коррекционной школе VIII вида для детей со сложной структурой дефекта.
Тема урока: «Осень».
Цель урока: приобщение к музыке.
Задачи урока:
1) закрепить пройденный материал;
2) закрепить навыки правильного пения;
3) учить различать музыкальные произведения по характеру;
4) уточнить круг представлений об осени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Молодцы, об осени. И тема урока называется «Осень». Давайте вместе повторим тему урока.
(оформление на доске темы урока)
- На сегодняшнем уроке мы не только поговорим об осени, но и повторим пройденный материал, а также будем учиться различать музыкальные произведения по характеру.
(оформление на доске картин ранней, золотой и поздней осени).
- Посмотрите внимательно на доску, осень бывает разная по настроению. Она может быть солнечная, яркая, золотая, а может быть пасмурная, дождливая и хмурая.
- Послушайте музыкальное произведение П.И.Чайковского «Осенняя песнь» и скажите, какой у нее характер и к какой картине подходит это музыкальное произведение по настроению.
(Слушание музыки)
- Какой характер? К какой картине подходит по настроению? (печальная, нежная, протяжная, певучая, грустная. По настроению подходит к поздней осени, к пасмурной, дождливой, а может быть и к золотой, потому что мелодия красивая, нежная, протяжная.)
- Правильно, молодцы. У музыкальных произведений, как и у людей, погоды, тоже бывает разный характер. Давайте все встанем и сделаем физкультминутку, под названием «Осень». Поможет сегодня провести физминутку Миша.
- Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап-кап-кап
Где сучёк давно засох,
Вырос мох-мох-мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его друзья?
Это я, это я!
- Замечательно, теперь внимание – музыкальная загадка, послушайте вступление песни и скажите, как она называется? (звучит вступление песни Ю.Михайленко «У Калинушки»).
- Правильно, но прежде чем начать петь, что мы должны сделать? (подготовить голосовой аппарат к пению).
- Сделаем упражнение для артикуляционного аппарата:
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лег.
(Широко открывать рот)
В этом доме две стены.
Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
(Вращать нижней челюстью).
Потолок вверху, внутри,
Это небо. Посмотри.
Можно к небу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Постучать языком по небу).
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в трубочку).
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
- Молодцы, подготовили голосовой аппарат к пению. А теперь распоемся на звук «у» - дует ветер, покачаемся на веточке (в пределах б2 и на одном звуке), на звук «а» - падает листочек с дерева (поступенное движение от квинты к тонике).
- Вспомните, какой характер песни «У Калинушки»? (протяжный, нежный, ласковый, печальный)
- Давайте повторим текст песни, а потом споем ее ласково, нежно, немного печально.
(Исполнение песни)
- Теперь мы будем ее не только петь, но и украсим песню танцем - хороводом.
- Молодцы, так давайте исполним упражнение «Разноцветная осень». Послушайте музыку и скажите какие движения подойдут к данной музыке? (плавные).
(Дети с педагогом исполняют под плавную музыку упражнения с надувными шарами).
- Чтобы осенью нам не было так грустно, давайте вспомним замечательную песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» композитора Б.Савельева. Какой у нее характер? (добрый, веселый, игривый).
(Исполнение песни)
- Замечательно, напомните мне, как называется тема сегодняшнего урока? (Осень).
- Что мы делали на уроке? (повторяли песни и определяли характер музыкальных произведений).
- Я очень довольна вашей работой на сегодняшнем уроке.
- Вот мы и закончили работу над темой «Осень», и сейчас давайте исполним танец-упражнение «Осенние веточки». Какие движения в этом танце? (плавные и нежные).
(Под медленную инструментальную музыку дети с педагогом исполняют танец).
- Молодцы, спасибо за прекрасную работу на уроке. Я надеюсь, что вы, как и я получили удовольствие от сегодняшнего урока. До свидания.