Просмотр содержимого документа
«Ансамблевое пение,как средство творческого развития и музыкально-эстетического воспитания»
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, клубов и студий. Вовлечение учащихся в музыкальный творческий процесс в доступной каждому ребёнку форме пения способствует формированию общей музыкальной культуры, приобщает детей к подлинным нравственным и моральным ценностям. Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, и другими свойствами личности; способствует воспитанию у детей лучших человеческих качеств, а также укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребёнка. Развитие навыков двухголосного пения в ансамбле детской школы искусств становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных качеств воспитанников. Основной формой организации образовательного процесса в школе является групповое и индивидуальное занятие. Ансамблевое пение способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Голоса детей в 7-11 лет характеризуются легким фальцетным звучанием, небольшим диапазоном и силой звука (от p до mf). Именно в этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники и, конечно же, ансамблирование. Начиная с семилетнего возраста, мы вводим первые попытки двухголосия.
Важным этапом подготовки к двухголосному пению является развитие внутреннего слуха у детей. Для этого мы используем на занятиях метод пения «цепочкой», когда песня разбивается на короткие мотивы и пропевается в медленном темпе по цепочке каждым воспитанником по очереди. На начальном этапе пение можно сопровождать игрой аккомпанемента, в последствии можно оставить только гармоническую поддержку, а позднее и вовсе отказаться от сопровождения. Еще один метод развития внутреннего слуха - «пение про себя». Воспитанники поют песню про себя, по команде преподавателя начинают петь вслух, по другой команде снова про себя. Петь вслух можно как группой, так и индивидуально. Преподаватель показывает вступления в самых неожиданных местах, что вызывает положительный отклик у детей на данный метод.
Подбирая репертуар для ансамбля, мы ориентируемся на уровень готовности детей, где немаловажным является чистое унисонное пение. Для начала можно уже в знакомое произведение добавить элементы двухголосия (например, расхождение на терцию в конце фразы). Затем можно брать песни, построенные на терции, постепенно усложняя репертуар, для этого хорошо подходят русские народные песни. Достаточно эффективно пение в виде канона. Параллельно мы используем в свой работе ряд упражнений на развитие навыка двухголосного пения.
Деление учащихся на первые и вторые голоса в возрасте 7-8 лет условное, так как дети пока не обладают ярко выраженным тембром. Диапазон у большинства детей совпадает, поэтому при разучивании упражнений, партии I и II голоса полезно менять местами. При разучивании произведений каждая группа воспитанников исполняет только первоначально данную партию. В начале разучивания песни, разбираем партию второго голоса, только потом добавляем первый, который, как правило, запоминается быстрее. Партию первого голоса можно играть на фортепиано, партию второго пропевать вместе с детьми. При разучивании мы активно используем ручные знаки, пение в ладошку или с закрытым ухом. На последующих этапах устраиваем прослушивания по партиям, прослушивание по двое, учим детей слушать себя и ансамбле, чтобы было созвучие. Добиваемся чистого звучания a capella. Большое значение при этом имеет развитие вокального слуха, который характеризуется, способностью чутко относится к звучанию своего голоса. Преподавателю необходимо добиваться от учащихся осознанного отношения к мышечным, слуховым, зрительным, резонаторным ощущениям, ощущениям мускульной комфортности, удобства и свободы. Каждый воспитанник должен учиться анализировать качество интонации, динамики, тембра и дикции. Для этого необходимо воспитывать у детей критическое отношение к своему пению и пению других воспитанников.