Просмотр содержимого документа
«Ансамблевая игра как надежный способ самовыражения»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа имени Георгия Шендерева»
городского округа Судак
Доклад на тему:
«Ансамблевая игра как надежный способ самовыражения»
Преподавателя высшей категории
отдела народных инструментов
класса аккордеона
Старовойтовой В.А.
Судак 2019г
Введение:
Ансамблям баянистов (аккордеонистов), несомненно, принадлежит значительное место в музыкальной культуре нашей страны, будь то профессиональное исполнительство или же любительское музицирование. В ансамблевых сочетаниях инструмент приобретает новые, порой неожиданные возможности, что благоприятствует убедительному воплощению сложных композиторских замыслов и расширению репертуарных горизонтов.
Наряду с перспективами более масштабной реализации художественно – образного потенциала исполняемой музыки, игра в ансамбле позволяет инструменталисту ощутить подлинную радость личностного и музыкально – творческого общения. Действительно, исполнение в ансамбле предполагает не только навыки синхронной игры, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе.
Единство художественных намерений, эмоционального сопереживания исполняемой музыки, полет вдохновения, рождаемый совместной игрой, устремленность каждого из участников к новым музыкально – художественным открытиям, - вот что побуждает исполнителей объединяться в коллектив, вот чем характеризуется ансамблевое искусство.
Сегодня ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему миру как в профессиональной музыкальной культуре (академической, эстрадной, фольклорной), так и в сфере любительского музицирования.
Ансамбль «учитель - ученик» и его особенности
К формированию навыков ансамблевой игры у юного баяниста (аккордеониста) можно и нужно приступать на раннем этапе обучения. Игра в ансамбле не только способствует развитию слуха, расширению музыкального кругозора, но и вызывает у ребенка устойчивый интерес к занятиям. Ученик, имеющий опыт музицирования в ансамбле, активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, тем самым пополняя свой репертуар, овладевая музыкальными стилями. Ансамблевая игра, рождая дух соревнования, благоприятствует динамичному развитию творческих способностей и технических навыков обучающихся. Немаловажным оказывается и то, что более сильный партнер способен оказывать художественное воздействие на менее подвинутого, стимулируя его общемузыкальный и технический прогресс.
На первых порах ансамблевое обучение лучше всего протекает в форме дуэта «учитель – ученик». Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно включается в процесс совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию своей равноправной роли в ансамбле и полноценному восприятию художественно – образной составляющей музыкального произведения. Учитель в данной ситуации выступает и чутким партнером, и внимательным наставником, стремящимся выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры.
Дуэтное музицирование, как правило, способствует успешному преодолению различных психологических напряжений – зажимов, возникающих у ребенка в ходе сольного исполнения. Кроме того, ансамблевая игра помогает ученику закреплять умения и навыки, приобретенные на уроках в специальном классе, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, содействует комплексному освоению многоэлементной структуры музыкального произведения и богатейшего арсенала средств музыкальной выразительности. Охват разнообразного ансамблевого репертуара благоприятствует пополнению запаса художественных впечатлений юного музыканта, обогащает его творческое мышление и музыкальный вкус.
Подобные формы ансамблевого музицирования позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, тогда как соответствующие выступления надолго запечатлеваются в памяти, являясь прекрасным стимулом к дальнейшим занятиям на инструменте. Важно и другое: совместные концертные выступления педагога и учащихся способствуют формированию высокого профессионального авторитета наставника, вызывающего уважение и доверие родителей.
Важнейшие этапы совместной работы педагога и учащихся над музыкальным произведением:
1. Аналитический разбор нотного текста, охватывающий мелодику, гармонию, фактуру, композицию, особенности интонирования, важнейшие образные сферы, характер пьесы в целом;
2. «Эскизное» разучивание музыкального материала – адаптация инструменталистов к изложению звуковой ткани, выбор логически обусловленной аппликатуры, формирование востребуемых навыков пространственного ориентирования;
3. Освоение темпоритмических закономерностей в их взаимодействии;
5. Интонационно - образное решение, возникающее благодаря «диалогу» общемузыкальных смыслов и конкретных технических задач. Именно здесь, на интонационно – образном уровне, возникает предпосылки к полномасштабному художественному творчеству музыканта – исполнителя как интерпретирующей деятельности.
В ансамблях баянистов (аккордеонистов) любой партии может быть поручена та или иная функция, определяемая замыслом композитора (инструментовщика). По этому каждый из участников должен безукоризненно владеть основными компонентами художественно –выразительного ансамблевого исполнения.
Достижению синхронности действий в ансамблевом исполнительстве способствует визуальный контакт между всеми участниками – регулярное общение посредством жестов, мимики, взглядов, позволяющее определять начало и окончание построений, в зависимости от характера исполняемой музыки акцентировать «диалогические» элементы взаимодействия партнеров на сцене.
В ансамбле баянистов (аккордеонистов) можно считать оптимальным принцип посадки, благодаря которому достигается стабильность упомянутого контакта, обеспечивается возможность наблюдать за действиями правой и левой рук любого исполнителя, - наряду со слуховой координацией партнеров, призванной поддерживать естественный баланс совместного звучания.
Заключительный этап работы – подготовка к сценическому выступлению – связан с необходимостью постоянного слухового контроля в условиях определенного концертного зала. Учащиеся должны ориентироваться на специфические параметры акустики, корректируя звучность соответственно его слушательскому восприятию в различных точках данного помещения.
Список использованной литературы
1. Готсдинер А. «Музыкальная психология» - Москва, 1993г.
2. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе» - Москва, 1988г.
3. Назаров И. «Основы музыкального исполнительства» - Москва, 1968г.
4. Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку» - Москва, «Музыка», 1987г.
5. Руденко В. «Вопросы музыкальной педагогики» Вып.7, Москва, «Музыка», 1986г.