Разработка составлена в помощь преподавателям игры на музыкальных инструментах. В первую очередь, предлагается обратить внимание на те аспекты воспитания, которые соотносятся с базовыми, культурными основами русской музыкальной традиции и противостоят чуждым нам моральным ценностям, которые могут привести (и приводят) к бездуховной потребительской психологии.
Примером разработки может служить предлагаемый ниже социальный проект, в котором реализация намеченных «стратегических» целей и «тактических» задач в той или иной степени вполне способна привести к положительным результатам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А. М. Иванов-Крамской и его школа игры на гитаре.»
Дворец детского (юношеского) творчества г. Владимир, ул. Мира, 8
МАОУДОД Дворец детского юношеского творчества
600021 г. Владимир, ул. Мира, д. 8
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Социальный проект студии «Классическая гитара».
Игра на музыкальных инструментах.
(В помощь педагогам дополнительного образования).
АВТОР:
Педагог дополнительного образования
Мальков Роберт Валерьевич
г.Владимир,
2014 г.
Методическая разработка в помощь педагогам
дополнительного образования по составлению (разработке) социального проекта.
Разработка составлена в помощь преподавателям игры на музыкальных инструментах. В первую очередь, предлагается обратить внимание на те аспекты воспитания, которые соотносятся с базовыми, культурными основами русской музыкальной традиции и противостоят чуждым нам моральным ценностям, которые могут привести (и приводят) к бездуховной потребительской психологии. Исходя из данного посыла, в педагогической деятельности, на мой взгляд, акцент в обучении нужно ставить на формировании у обучающихся социоисторического капитала.
Именно грамотно выстроенная метода позволяет в разнохарактерном и разновозрастном коллективе осуществить коммуникативные задачи в парадигме «мыслящих частиц». Обучение в рамках социального проекта даст наилучшие результаты, если педагог применяет методику творческого общения, проводя учеников сквозь горнило (per aspera ad astra) Высокого Творчества (отнюдь не «креатива») к гармоническому содружеству, созвучию («Есть в шорохе прибрежных тростников» и т.д.). Это позволит реально влиять на личность в деле самосовершенствования характера, осознания и приобретения музыкального стиля, а также формирования мировоззрения и воспитания художественного вкуса.
При разработке проекта необходимо придерживаться разделов плана, что поможет изложить идею чётко и последовательно.
Примером разработки может служить предлагаемый ниже социальный проект, в котором реализация намеченных «стратегических» целей и «тактических» задач в той или иной степени вполне способна привести к положительным результатам.
Социальный проект
Студии «классическая гитара».
Тема: А. М. Иванов-Крамской и его школа игры на гитаре.
Руководитель проекта:
педагог дополнительного образования Р. Б. Мальков.
Актуальность темы проекта.
Деятельность студии «Классическая гитара» ДДюТ, которая существует 20 лет, направлена на развитие музыкальных способнос-тей ребёнка: слуха, чувства ритма, лада и артистического перевопло-щения. Каждый воспитанник на всех этапах обучения имеет возможность выступать на концертных мероприятиях перед зрителями, получая положительный заряд к дальнейшему совершенствованию в рамках обучения. Программа обучения предусматривает индивидуальные занятия и рассчитана на 3 года. Выступление детей на сцене и в аудитории проходит сольными номерами. Для повышения мотивации к творческому росту в практике работы часто применяется такая форма концерта, когда одну и ту же пьесу могут исполнять воспитанники разных способностей и наклонностей (кто послабее, могут наглядно «видеть» свои недостатки, и вследствие этого подтягиваться).
Тематические концертные программы, посвящённые творчеству известных гитаристов и композиторов, – хороший стимул к познавательной деятельности, способствующий осмыслению творческих задач, поставленных педагогом, и самореализации личности в конкретном деле.
Цели проекта:
Общая (нравственно-познавательная).
Воспитание духовности на базе музыкально-эстетического образова-ния, где эстетическое – не имманентно замкнутая категория, а продуктивная модель сознания, имеющая устойчивую связь с другими элементами общей системы (этическими, религиозными, гносеологическими, социальными), способная реально влиять на личность в деле самосовершенствования характера и формирования мировоззрения.
Конкретно-практическая.
На принципиальной основе темы проекта:
а) совершенствовать в подопечном исполнительские навыки (техника).
б) прививать музыкальную культуру и вкус (стиль).
в) добиваться выразительности исполнения (образ).
Коммуникативная.
Осуществление в рамках данного проекта творческого общения: а) ученик – другой ученик – слушатель (реальное); б) ученик – произведение – автор (идеальное).
Персоналистическая.
Воспитание личности (как индивидуума, умеющего ставить и разрешать в своём творчестве оригинальные проблемы, готового по-своему решать художественные задачи).
Создание благоприятных условий для самоанализа и самооценки учащегося. (В данном случае учитель выступает как сотоварищ— авторитарный момент отходит на второй план.)
Задачи проекта.
Продолжение знакомства со школой Иванова-Крамского (как базовой для всех отечественных исполнителей) и формирование культуры звука:
1) в непосредственном единстве с музыкальным произведением, в его развитии;
2) на основе сопоставления разнохарактерных и разностилевых произведений;
3) исходя из индивидуальных особенностей ученика: а) анатомических (строение рук);
б) психологических (темпераментных особенностей, которые важны прежде всего при звукоизвлечении, атаках, свободе рук); в) возрастных (главным образом, из-за способностей или неспособности к логическому мышлению).
Специфика проекта.
Приспособление к требованиям учреждения дополнительного образования, где узкопрофессиональная функция уступает место общепросветительской. Феноменальный аспект.
Так как непосредственное соприкосновение со струной (эмпирический исток) есть необходимое условие для рождения физического звука именно как феномена, то «окультуривание» звука не должно заслонять первоначальный этот исток, который условной идее придаёт жизненную энергию (динамическую экспрессию).
Культурологический аспект.
С другой стороны, чтобы звук не был бесформенным пятном, необходимо положить ему границы в виде формы, фактуры, строя, лада, стиля и т. д.
Проблема.
У ученика должно сложиться чёткое представление, что композитор, написав такое-то произведение, выразил в нём себя и своё время, и что ученику – уже соавтору-интерпретатору – предстоит привнести в это соотношение и себя, свой внутренний мир, в процессе творческой деятельности активно созидая продуктивную модель национального самосознания. (Школа Иванова-Крамского является, прежде всего, русской школой игры на гитаре с её особенностями и нюансами.)
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Педагог организует общее собрание воспитанников всех годов обучения, формирует проблемы, цели и задачи предлагаемого проекта; выбирает форму концерта: когда концерт ведёт педагог или учащийся.
Дети осознают и личностно воспринимают предлагаемое, уточняют и дополняют степень своего участия (исполнение пьес, рассказ биографии, чтение стихов на определённую тематику). Выдвигают предложение по выбору необходимого репертуара.
Организационный этап.
Педагог проводит беседу с родителями о концертных декорациях, костюмах, фотографиях и наглядной агитации. Планирует деятельность детей, подбирает музыкальный и литературный материал. Выстраивает порядок выступлений — программу концерта. Даёт необходимые рекомендации детям и родителям.
С целью создания разнохарактерности мероприятия, дети определяют пьесы различных жанров и стилей, прежде всего Иванова-Крамского (этюды, прелюдии, песни без слов), а также пьесы, сочинённые авторами его школы.
Практический этап.
Педагог подготавливает пьесы к концертному исполнению, активизируя инициативу детей, понуждая их к собственным решениям художественных задач, учит работать над образом и артистической манерой исполнения. Оказывает практическую помощь при возникновении различных проблем. Организует репетиции. Согласовывает дату концерта.
Дети выполняют пожелания педагога, готовят пьесы в окончательном исполнении. Общаются на разновозрастном уровне. Старшие помогают младшим советом и примером. Работают над атмосферой «умного» праздника для родных и друзей, приглашённых на программу.
Реализационный этап.
Педагог создаёт условия для проведения концерта. Информирует детей о порядке выступлений и расположении участников и зрителей во время концерта. Направляет и контролирует осуществление проекта. Поддерживает участников и настраивает и вдохновляет. При необходимости приходит на помощь.
Дети выступают в соответствии с программой. Стараются показать свои умения и навыки, раскрывают своё сердце и выкладываются на всю; поддерживают друг друга аплодисментами. Радуются успехам друзей и своим выступлениям.
Итоговый этап.
Педагог подводит детей к формированию вывода оценки реализации проекта. Даёт собственную оценку каждому участнику и всему проекту.
Дети оценивают выступления товарищей, дают самооценку. Выражают свои эмоции по поводу реализации проекта.
Релаксационный этап.
Педагог организует чаепитие с родителями и детьми, создаёт непринуждённую обстановку. Благодарит всех, кто помогал в реализации проекта. Определяет перспективу нового проекта.
Дети высказывают своё мнение, выражают своё отношение к форме проведения программы.
Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта
Все воспитанники, участвовавшие в реализации проекта, проявляли активность в подготовке к мероприятию, привлекая к этому своих родителей.
Повысилось качество исполняемых пьес в связи с духом
товарищеского соперничества.
Активизировалось участие родителей в решение разных организационных вопросов.
Сплотился коллектив (состоящий, в сущности, из индивидуально ориентируемых в процессе обучения) и появился настрой на продолжение подобных проектов.
Поднялся авторитет тех, кто успешно 3-й год занимается игрой на гитаре.
Осуществилась социальная адаптация участников проекта.
Появился опыт для подобных концертных мероприятий в дальнейшем.