Просмотр содержимого документа
«Значение штриха в работе над произведениями в классе духовых инструментов»
План-конспект
урока с учащимся по классу духовых инструментов
(саксофон – альт)
концертмейстера МБУ ДО ДШИ №8
Андреевой Галины Владимировны.
Тема урока: «Значение штриха в работе над произведениями в классе духовых инструментов».
Тип урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков на практическом материале.
Цель урока: доказать значение правильного и грамотного исполнения штриха для раскрытия характера произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
дать правильное представление о приемах работы над основными штрихами: legato, non legato, detache, staccato, marcato;
доказать значение грамотного исполнения штриха на выразительность исполнения.
Развивающие:
развитие образного мышления и воображения на практическом музыкальном материале.
Воспитательные:
расширение музыкального кругозора и развитие эмоционально- образного восприятия.
Методы ведения:
словесный,
практический,
иллюстративный.
План урока:
Вступительная часть.
Работа над репертуаром.
Заключительная часть.
1.Урок начинается с проигрывания гаммы Es-dur различными штрихами: legato, staccato и detache. Основная роль концертмейстера при изучении гаммы заключается в следующем: помочь настроить инструмент в тональности Es-dur. Концертмейстер играет основные функции: T- S- D; дает основной тон.
В ходе урока изучали следующие произведения:
1.А. Платонов. Этюд, a – moll.
2.Л. Вербицкий. Украинский танец.
3.Ф. Грубер. Тихая ночь.
II.Основная цель урока – помочь понять ученику правильное исполнение штриха на изучаемом материале.
Основная задача – достичь выразительного исполнения штриха в изучаемых произведениях.
На этом этапе урока концертмейстеру отводится значительная роль. Поскольку штрихи являются выразительным элементом инструментальной техники, то концертмейстер в своем сопровождении должен точно вместе с обучающимся исполнить тот штрих, который прописан композитором или редактором произведения.
А. Платонов. Этюд, a- moll. Главный штрих данного этюда - detache. В связи с особенностями исполняемой музыки и ее характером, концертмейстер своим сопровождением помогает выдержать каждую длительность звука. При этом концертмейстер своей определенной и четкой игрой помогает ученику выдержанные звуки не форсировать, а петь и выдерживать до конца.
Л. Вербицкий. Украинский танец. Основной штрих танца – staccato. При исполнении данного штриха главное значение имеет атака звука. Основная роль концертмейстера заключается в умении услышать дыхание ученика и вовремя вступить на начало фразы.
Ф. Грубер. «Тихая ночь». Эта пьеса кантиленного характера исполняется legato. Здесь от духовика требуется глубокое дыхание. Между длинными фразами должна быть особая техника смены дыхания. И я, как концертмейстер, должна чутко реагировать на все нюансы техники дыхания. Здесь главное для меня, как концертмейстера, дать возможность ученику вздохнуть.
В процессе изучения пьес работали также над интонацией, корректировкой игрового аппарата. У духовиков возможны из-за плохой артикуляции «киксы», «подъезды» и «кваканье». Чтобы этого не происходило, концертмейстер должен помочь ученику членораздельно проговаривать все звуки как в фонетике. С этой целью я вместе с учеником проигрываю его партию. После того, как мы вместе с учеником четко проиграли его партию, подходим к завершающему этапу работы над произведением на данном уроке: игра с аккомпанементом. Главное для концертмейстера, исполняя свою партию со всеми нюансами и в нужном темпе – поддержать уверенность в ученике.
III. В заключении урока преподавателем для обеспечения дальнейшей продуктивной работы была поставлена следующая цель: закрепить результат, достигнутый на уроке, в домашней работе.
Задачи домашней работы:
выучить наизусть названия пройденных штрихов и их значение,
конкретно в пройденных произведениях отработать нужные штрихи,
следить за соответствием штриха и характера произведения,
конкретно проработать все неудобные эпизоды в техническом и штриховом плане.
Я, как концертмейстер, при постановке домашнего задания попросила ученика мысленно представлять музыкальное сопровождение, чтобы на следующем уроке у нас было полное ансамблевое соответствие.